Корреспонденция счетов от 27.02.2018
Автор: Агапова Г.

Учет огнетушителей в составе средств в обороте


СОДЕРЖАНИЕ

 

Необходимость приобретения огнетушителей установлена законодательством

Постановка на учет инвентаря и хозпринадлежностей

Учет огнетушителей в качестве инвентаря в составе средств в обороте

Учет поступления огнетушителей

Списание стоимости огнетушителей

Техническое обслуживание и перезарядка огнетушителей

Списание огнетушителей, непригодных для дальнейшего использования в результате выбраковки

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии УЧЕТ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ В СОСТАВЕ СРЕДСТВ В ОБОРОТЕ

Необходимость приобретения огнетушителей установлена законодательством

Обеспечение пожарной безопасности и противопожарного режима в организациях является обязанностью их руководителей и должностных лиц (п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности»).

Требования пожарной безопасности предусмотрены в технических нормативных правовых актах и образуют систему противопожарного нормирования и стандартизации (ст.8 этого Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 мая 2020 г. ст.8 и раздел III (ст.14-20) Закона № 2403-XII изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 11.11.2019 № 251-З. Обязанности руководителей и других должностных лиц организаций в области обеспечения пожарной безопасности приводятся в новой редакции ст.20 Закона № 2403-XII.

 

Объект должен быть обеспечен исправными техническими средствами противопожарной защиты, первичными средствами пожаротушения и другой пожарной техникой согласно требованиям ТНПА (п.10 Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 мая 2020 г. вышеназванные Правила утратили силу постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.03.2020 № 13.

Действуют Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7. Комментарий см. здесь.

 

Эксплуатация огнетушителей осуществляется в порядке, определенном ТКП 295-2011 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к выбору и эксплуатации», утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.02.2011 № 13.

Порядок определения необходимого количества первичных средств пожаротушения установлен приложением 5 к вышеуказанным Правилам.

Постановка на учет инвентаря и хозпринадлежностей

Огнетушители относятся к инвентарю и хозяйственным принадлежностям. В зависимости от стоимости и срока эксплуатации огнетушители могут классифицироваться организацией как основные средства или как запасы.

 

справочно

Справочно

Дополнительно см. материал «Учет огнетушителей в составе основных средств». 

 

Решение о принятии к учету приобретаемых объектов, в том числе огнетушителей, как объектов основных средств либо как запасов принимается организацией исходя из требований нормативных документов, а именно:

Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26;

Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь.

 

К запасам относятся инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, за исключением инвентаря, который в соответствии с учетной политикой организации относится к основным средствам (абзац 3 части первой п.3, абзац 7 п.4 Инструкции № 133).

 

внимание

Обратите внимание!

Таким образом, инвентарь, хозяйственные принадлежности, к которым относятся и огнетушители, к бухгалтерскому учету могут быть приняты как запасы, так же как и основные средства, и способ их разграничения устанавливается учетной политикой организации самостоятельно путем определения соответствующих условий и критериев.

 

Организация может использовать стоимостной критерий, который может быть выражен в базовых величинах или быть равен определенной сумме. При этом законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно величины данного критерия. Также организация может предусмотреть в учетной политике перечень соответствующих активов, относящихся к основным средствам или запасам. Такой перечень может быть установлен наряду со стоимостным критерием.

Учет огнетушителей в качестве инвентаря в составе средств в обороте

В качестве инвентаря и хозяйственных принадлежностей (отдельных средств в обороте) огнетушители учитываются на субсчете 10-9 (часть двенадцатая п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее - Инструкция № 50). Для учета запасов, переданных со склада в эксплуатацию, организация вправе открыть субсчет второго порядка (п.3 Инструкции № 50):

• субсчет 10-9-1 «Отдельные предметы в составе средств в обороте на складе»;

• субсчет 10-9-2 «Отдельные предметы в составе средств в обороте в эксплуатации».

Учет поступления огнетушителей

Приобретенные организацией огнетушители, признаваемые запасами, учитываются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости (п.6 Инструкции № 133). Приобретение огнетушителей в бухгалтерском учете отражается следующими записями.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

С 1 января 2019 г. приложение 47 к Инструкции № 50 изложено в новой редакции постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.12.2018 № 74. Изменения не повлияли на суть материала.

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться чч.17 и 21 п.16 Инструкции № 50, приложением 10 к Инструкции № 50 в ред. постановления № 64.

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено поступление огнетушителей на склад.

Обоснование: п.41 Инструкции № 133, часть семнадцатая п.16, часть третья п.47 Инструкции № 50
Отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиком.

Обоснование: части первая, вторая п.21 Инструкции № 50, абзац 4 п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41 (далее - Инструкция № 41)
60
Отражена сумма «входного» НДС, подлежащего вычету.

Обоснование: п.4 Инструкции № 41, часть третья п.21 Инструкции № 50
18
Суммы НДС, предъявленные организации при приобретении огнетушителей, подлежат вычету в общеустановленном порядке (подп.2.1 п.2, абзац 2 п.51, п.61 ст.107 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК)
Отражен ввод огнетушителей в эксплуатацию

Обоснование: части двадцатая, двадцать первая п.16, приложение 10 к Инструкции № 50
10-9-2
10-9-1
Отражены расчеты с поставщиком.

Обоснование: часть вторая п.40, часть четвертая п.47 Инструкции № 50
60

Списание стоимости огнетушителей

Стоимость огнетушителей в составе средств в обороте переносят на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике организации (абзац 5 п.107 Инструкции № 133).

Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, возможно переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров одним из следующих способов:

• по предметам до 2 базовых величин списывать единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию (после передачи в эксплуатацию материально ответственные лица осуществляют учет указанных предметов в количественном выражении);

• равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов;

• в размере 50 % стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;

• в размере 100 % - при передаче их со склада в эксплуатацию;

• в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью.

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организации определяет Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102).

Перенос стоимости огнетушителей в состав расходов организации отражается в учете следующим образом.

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено погашение стоимости огнетушителей, учтенных в составе средств в обороте.

Обоснование: п.60, абзац 5 п.107 Инструкции № 133, часть восемнадцатая п.16 Инструкции № 50, пп.9-12 Инструкции № 102
10-9-2
При налогообложении прибыли в составе затрат учитываются экономически обоснованные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (часть первая п.1, часть первая п.2 ст.130 НК).
Расходы на приобретение огнетушителей относятся к расходам, связанным с обеспечением пожарной безопасности. Такие расходы носят обязательный характер. Поэтому стоимость огнетушителей учитывается при налогообложении прибыли в составе затрат

Техническое обслуживание и перезарядка огнетушителей

Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, капитальный ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (подп.4.3.1 п.4 ТКП 295-2011).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2020 г. подп.4.3.3, 4.3.4, 4.4.2, 4.4.6 п.4 ТКП 295-2011 исключены, подп.4.3.1 п.4 ТКП 295-2011 изложен в новой редакции постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.07.2020 № 31. Комментарий см. здесь.

 

При этом техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться организацией, имеющей соответствующую лицензию Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и осуществляющей свою деятельность в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов (подп.4.3.3 п.4 ТКП 295-2011).

Огнетушители, выведенные из эксплуатации на время ремонта, испытания или перезарядки, должны быть заменены резервными с аналогичными характеристиками (подп.4.3.4 п.4 ТКП 295-2011).

Огнетушители передаются в спецорганизацию для проведения капитального ремонта, перезаправки и так далее на основании оформленной накладной формы ТН-2 или ТТН-1. В учете при этом следуют записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена передача на склад огнетушителя, подлежащего ремонту.

Обоснование: части двадцатая, двадцать первая п.16, приложение 10 к Инструкции № 50
10-9-1
10-9-2
Отражен ввод в эксплуатацию резервного огнетушителя со склада.

Обоснование: части двадцатая, двадцать первая п.16, приложение 10 к Инструкции № 50
10-9-2
10-9-1
Отражена передача огнетушителя для проведения капитального ремонта (перезарядки) в спецорганизацию.

Обоснование: части двадцатая, двадцать первая п.16, приложение 10 к Инструкции № 50
Субсчет 10-7
10-9-1
Списана на затраты стоимость работ по техническому обслуживанию огнетушителя (сумма без НДС) (на основании акта сдачи-приемки выполненных работ).

Обоснование: часть третья п.47, приложение 47 к Инструкции № 50
20, 23, 25, 26, 44
(примечание)
60
При налогообложении прибыли расходы по техническому обслуживанию огнетушителей учитываются в составе затрат как экономически обоснованные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (часть первая п.1, часть первая п.2 ст.130 НК), так как носят обязательный характер и связаны с обеспечением пожарной безопасности
Отражен НДС, предъявленный спецорганизацией.

Обоснование: части первая, вторая п.21 Инструкции № 50, абзац 4 п.2 Инструкции № 41
18
60
Отражено принятие к вычету налога на добавленную стоимость.

Обоснование: п.4 Инструкции № 41, часть третья п.21 Инструкции № 50
68-2
18
Суммы НДС, предъявленные организации при приобретении ею работ по техническому обслуживанию огнетушителей, подлежат вычету в общеустановленном порядке (подп.2.1 п.2, абзац 2 п.51, п.61 ст.107 НК)
Отражена оплата спецорганизации стоимости ремонта (перезаправки) огнетушителя.

Обоснование: часть вторая п.40, часть четвертая п.47 Инструкции № 50
60
51
Отражено поступление на склад огнетушителя после проведения технического обслуживания.

Обоснование: части двадцатая, двадцать первая п.16, приложение 10 к Инструкции № 50
10-9-1
10-7

Списание огнетушителей, непригодных для дальнейшего использования в результате выбраковки

При перезарядке корпус огнетушителя подвергается испытанию на прочность гидростатическим давлением (подп.4.4.2 п.4 ТКП 295-2011). Огнетушители или отдельные узлы, не выдержавшие гидравлического испытания на прочность, не подлежат последующему ремонту, их выводят из эксплуатации и выбраковывают (подп.4.4.6 п.4 ТКП 295-2011).

В результате выбытия огнетушителей образуются металлический лом и отходы, подлежащие сбору, хранению и сдаче в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 мая 2023 г. действует Положение о порядке учета, хранения, использования и поставки (отгрузки) лома и отходов черных и цветных металлов, утв. постановлением Совмина от 24.05.2023 № 341.

 

внимание

Обратите внимание!

Для идентификации образующихся в процессе производства отходов организации обязаны использовать классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее - Классификатор). Степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства, как правило, указаны в Классификаторе. Так, остатки порошка огнетушителей (пыль бикарбоната натрия) имеют 3-й класс опасности (код 3990500).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. Остатки порошка огнетушителей (пыль бикарбоната натрия) относятся к отходам с кодом 3990500.

 

Организации осуществляют бухгалтерский учет металлического лома и отходов в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности (п.6 названной Инструкции).

 

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходован лом черных металлов.

Обоснование: п.45 Инструкции № 133
10-6
20, 23, 25, 26, 44

 

Отходы, образующиеся в подразделении организации, собираются и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества (п.58 Инструкции № 133).

Фактическая себестоимость возвратных отходов производства определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования (п.45 Инструкции № 133).

При этом за основу следует брать установленные заготовительные цены на соответствующий вид металла.

Цены на лом и отходы черных и цветных металлов утверждаются Министерством промышленности Республики Беларусь (перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), приведен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72).

 

справочно

Справочно

Прейскуранты на лом и отходы цветных и черных металлов, размещенные на сайте Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, см. здесь.

 

Примечание. При размещении приобретенных огнетушителей в офисе организации расходы по списанию их стоимости, техническому обслуживанию относятся к управленческим и в зависимости от вида деятельности организации учитываются на счете 26 «Общехозяйственные затраты» или счете 44 «Расходы на реализацию». В конце месяца при определении финансовых результатов расходы по погашению стоимости огнетушителей списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсчет 90-5 «Управленческие расходы» (абзацы 2, 3 п.10 Инструкции № 102).

 

27.02.2018

 

Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»