


Материал помещен в архив
УЧЕТ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО РЕМОНТУ ЖИЛЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Нормативное регулирование оказания услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений
Основной (уставной) деятельностью жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) является производство и реализация населению жилищно-коммунальных услуг.
Под жилищно-коммунальными услугами понимают деятельность, направленную на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан.
В номенклатуре жилищно-коммунальных услуг различают основные и дополнительные услуги. Основные жилищно-коммунальные услуги оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям. Перечень основных жилищно-коммунальных услуг определяется Советом Министров РБ. Дополнительные жилищно-коммунальные услуги могут оказываться по договору между исполнителем и потребителем.
Исполнителем в системе производства услуг является юридическое лицо, его филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги на основе договора. Потребителем является физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее жилищно-коммунальные услуги или пользующееся жилищно-коммунальными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Перечень дополнительных услуг, оказываемых жилищно-эксплуатационными службами населению, формируется в соответствии с ОКРБ 015-97 «Услуги населению», утвержденным постановлением Госкомитета по стандартизации РБ от 10.09.1997 № 11 и введенным в действие с 1 января 1998 г. В составе дополнительных услуг жилищно-эксплуатационные службы оказывают населению платные услуги по ремонту жилых и вспомогательных помещений, которые включают:
- комплексный и частичный ремонт квартир и домов;
- ремонт и замена дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок;
- ремонт полов всех видов и др.
Качество оказанных населению дополнительных платных услуг должно отвечать техническим нормативным правовым документам, устанавливающим соответствующие требования, иному законодательству и условиям договора. Основные вопросы, связанные с недостатками в производстве жилищно-коммунальных услуг, могут быть урегулированы согласно положениям Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» и Закона РБ от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», который вступил в действие с 28 января 2009 г.
В настоящее время Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержден постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60. Исходя из подп.2.1.3 названного постановления обязательному подтверждению соответствия подлежат:
- работы по заполнению оконных и дверных проемов (кроме оконных и дверных проемов специального назначения), выполняемые индивидуальными предпринимателями, кроме работ по заполнению оконных и дверных проемов, выполняемых индивидуальными предпринимателями при ремонте имущества (помещений, зданий и сооружений), принадлежащего им на правах собственности, а также имущества, которым они владеют на правах аренды (вводится с 1 января 2010 г.);
- услуги населению по заполнению оконных и дверных проемов, оказываемых юридическими лицами (вводится с 1 января 2009 г.);
- услуги населению по заполнению оконных и дверных проемов, оказываемых индивидуальными предпринимателями (вводится с 1 января 2010 г.);
- окон и дверей, реализуемых населению для личных нужд и изготовленных по индивидуальным чертежам (эскизам) на конструкцию, за исключением окон и дверей деревянных (вводится с 1 января 2010 г.).
Услуги, связанные с ремонтом жилых и вспомогательных помещений, могут быть оказаны ЖЭСом в результате капитального ремонта жилых помещений либо по заявлению потребителя.
Договорные отношения при оказании услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений
Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома осуществляется на основании договора, заключенного на период проведения такого ремонта в порядке, определяемом Советом Министров РБ. Прочие ремонтные работы выполняются на основании договора на оказание жилищно-коммунальных услуг, договоров бытового подряда и иных видов договоров в соответствии с гражданским законодательством.
Существенными условиями договора на оказание услуг по ремонту жилых помещений являются:
- наименование исполнителя и потребителя;
- предмет договора, перечень всех оказываемых по договору услуг по ремонту помещений;
- стоимость услуг либо указание на порядок определения стоимости таких услуг;
- порядок оплаты оказываемых услуг по ремонту помещений;
- порядок перерасчета платы за услуги в случае их неоказания либо оказания с недостатками;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за невыполнение условий договора, основания для освобождения от ответственности;
- порядок разрешения споров;
- срок действия договора;
- условия и порядок изменения, продления и прекращения действия договора;
- срок, в течение которого работник исполнителя обязан прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя в случае неоказания услуг либо их оказания с недостатками;
- адрес места нахождения исполнителя и места жительства потребителя;
- иные условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор на оказание услуг по ремонту жилых помещений заключается с потребителем, являющимся нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда или собственником жилого помещения.
Особенности формирования цен (тарифов) на услуги
Стоимость услуг по ремонту жилых помещений, указанная в договоре, формируется в соответствии с Законом РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183).
Организации системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ применяют единые принципы формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению и юридическим лицам. Такие принципы установлены Положением о порядке формирования цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги с учетом отраслевых особенностей, утвержденным постановлением Минжилкомхоза РБ, Минэкономики РБ и Минфина РБ от 30.05.2003 № 15/119/88.
Для юридических лиц цены на коммунальные услуги применяются на основании постановления Совета Министров РБ от 11.04.1997 № 329 «О формировании цен на коммунальные услуги для юридических лиц». Согласно этому документу в цены (тарифы) на коммунальные услуги для юридических лиц, кроме затрат, зависящих от объемов оказываемых им услуг, включаются установленные действующим законодательством налоги и неналоговые платежи и рентабельность не выше 30 %.
Цены (тарифы) для населения на основные виды жилищно-коммунальных услуг регулируются законодательством. В настоящее время цены на эти услуги установлены постановлением Совета Министров РБ от 16.12.2008 № 1942 «Об установлении для населения тарифа на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги».
Формирование цен на отдельные виды дополнительных жилищно-коммунальных услуг производится на основании их плановой себестоимости, всех видов установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также с учетом отраслевых особенностей ЖЭСа.
Цены на дополнительные услуги и их себестоимость формируются без учета стоимости использованных непосредственно для оказания таких услуг материалов, приобретенных заказчиком самостоятельно или в ЖЭСе. Стоимость основных и вспомогательных материалов, приобретенных в ЖЭСе и используемых при оказании услуг (работ), оплачивается заказчиком дополнительно по ценам поставщика с добавлением фактических затрат на их приобретение.
Уровень рентабельности при формировании тарифов на дополнительные коммунальные услуги ограничен. Он исчисляется как отношение прибыли к полной себестоимости услуг (работ) и устанавливается в размере не более 15 % от суммы затрат без стоимости основных и вспомогательных материалов.
Цены на все виды услуг должны быть зарегистрированы в соответствии с порядком регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 944 (далее - Порядок № 944).
Организации, подчиненные Министерству жилищно-коммунального хозяйства РБ, регистрируют цены на оказываемые услуги согласно его приказам (от 30.03.2007 № 62 и от 30.12.2006 № 211).
Услуги по ремонту жилых и вспомогательных помещений могут производиться в соответствии с перечнем работ, на которые в организации утверждены розничные цены, и по разовым (индивидуальным) заказам потребителей. Применяемые розничные цены на жилищно-коммунальные услуги регистрируются в реестре, рекомендуемая форма которого приведена в приложении 4 Инструкции № 183.
На все виды услуг, предусмотренных прейскурантом, ЖЭСы обязаны составить плановую калькуляцию и зарегистрировать цены (тарифы) исходя из Порядка № 944. Цена (тариф) на услугу, сформированная с использованием плановой калькуляции, утверждается руководителем организации и помещается в реестр. Тарифы на рассматриваемые виды услуг применяются после их регистрации в соответствии с установленным законодательством Республики Беларусь порядком.
Порядком № 944 установлен перечень товаров (работ, услуг), цены на которые не подлежат регистрации. В их число входят и товары (работы, услуги), выполняемые по разовым заказам.
Поэтому если заказ потребителя определен как разовый, то при наличии всех необходимых документов, подтверждающих его производство и реализацию на индивидуальной основе, исполнителю не требуется регистрировать цену (тариф) на реализуемую по такому заказу услугу. Отсутствие необходимости регистрации цен не освобождает исполнителя от необходимости составлять их экономическое обоснование.
Особенности налогообложения и включения налогов и отчислений в цену (тариф)
При составлении плановых калькуляций, необходимых для обоснования цен, следует учитывать особенности налогообложения их деятельности. Очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) сумм налогов и сборов, уплачиваемых согласно законодательным актам Республики Беларусь, установлена ст.38 Закона РБ от 13.11.2008 № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» (далее - Закон № 450-З).
В соответствии со ст.8 Закона № 303-З организации, оказывающие коммунальные услуги юридическим и физическим лицам, уплачивают сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 2 %, так как они не включены в перечень организаций, освобождаемых от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, приведенный в п.3 данной статьи.
Пунктом 4 ст.8 Закона № 450-З предусмотрены особенности исчисления сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. В частности, организациями жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатационными организациями сбор исчисляется от суммы выручки, полученной за оказанные жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, без учета доходов от платы населения за пользование жилыми помещениями (их техническое обслуживание) и коммунальные услуги, а также платы за общежитие.
Следовательно, при расчете тарифа на проведение ремонтных работ в калькуляцию включается сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по установленной ставке. Если строительные материалы, необходимые для проведения ремонтных работ приобретаются потребителем самостоятельно, то их стоимость исключается из расчета тарифа на услугу и в налоговую базу не включается.
Согласно подп.2.11 п.2 ст.3 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон № 1319-XII) освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом РБ. В соответствии с п.18 Перечня жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень-2), являющегося приложением 2 к Указу Президента РБ от 26.03.2007 № 138 (далее - Указ № 138), при формировании цен на услуги по ремонту жилых и вспомогательных помещений НДС не включается в расчет применяемых цен и тарифов.
Для обоснованного применения установленной льготы необходимо учитывать отдельные особенности данного вида деятельности, установленные нормативными документами различных министерств и ведомств.
Определение сущности ремонтных работ содержится в Инструкции о порядке определения основных показателей государственной статистической отчетности по инвестициям и строительству, утвержденной постановлением Минстата РБ от 25.09.2002 № 108. Согласно этому документу ремонт здания, сооружения - это совокупность работ и мероприятий по восстановлению работоспособности или исправности здания, сооружения, их элементов и частей, их конструктивного решения и систем инженерного оборудования, устройства лифтов и мусоропроводов, встроенных или пристроенных лестничных клеток, тамбуров, балконов, связанных с оснащением недостающими видами инженерного оборудования, повышением термического сопротивления наружного ограждения зданий, благоустройства прилегающей территории.
Перечень-2, устанавливающий состав жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, сформирован на основании ОКРБ 015-2003 «Услуги населению», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 09.12.2003 № 49. Основные группы работ, выполняемых в процессе производства и реализации услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС, определены Указом № 138 и установлены Перечнем работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, являющимся приложением 1 к Указу № 138 (далее - Перечень-1). Расширенный состав работ, относимых к группам, включенным в Перечень-1, содержится в Методических указаниях по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм (РДС 8.01.105-03), утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.04.2003 № 91. Наиболее подробный перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, приведен в приложении Б к государственным строительным нормам РБ «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений» (СНБ 1.04.02-02), утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 26.09.2002 № 342.
Льгота по НДС применяется в том случае, если перечисленные виды работ производятся на объектах жилых и вспомогательных помещений. В соответствии с Указом № 138 под объектом жилищного фонда понимаются жилые, подсобные и вспомогательные помещения жилых домов (одноквартирных, блокированных, многоквартирных), общежитий, специальных домов с инженерными сетями, иными сооружениями, обеспечивающими целевое использование объектов жилищного фонда.
Согласно СТБ 1154-99 «Жилище. Основные положения» жилое помещение - помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан; здание или его обособленная пространственная часть, предназначенная или фактически используемая для проживания, домохозяйства и признанная жилым помещением в установленном порядке. Прочие нормы и положения, имеющие значение для применения данной льготы, определены также Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений», Жилищным кодексом РБ, Положением о порядке отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к категории специальных жилых помещений, владения и пользования ими, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 05.04.2006 № 454.
Вспомогательными помещениями жилого дома признаются помещения, расположенные вне квартиры и предназначенные для обеспечения эксплуатации жилого дома (вестибюли, коридоры, галереи, лестничные марши и площадки, лифтовые холлы и т.п.).
Льгота по НДС в результате выполнения работ, предусмотренных Перечнем-1, применяется только при наличии сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта, объектной сметы текущего ремонта, локальной сметы (ресурсно-сметного расчета); ведомости объемов ремонтных работ и других документов, содержащих информацию о планируемом составе и объеме ремонтных работ.
Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, освобождаются от налога в случае, если потребителем услуг является как юридическое лицо, так и физические лица независимо от источников их финансирования (средства юридических и физических лиц, средства бюджета, кредиты банков и другие источники) и способа производства услуг.
Министерство по налогам и сборам РБ совместно с Министерством архитектуры и строительства РБ подготовило письмо от 23.10.2007 № 2-1-8/670/11-2-16/4199 о применении отдельных норм Указа № 138, которое носит разъяснительный характер и рекомендовано для пользования подрядными строительными организациями, организациями-заказчиками и проектными организациями.
В отпускную цену при формировании цен на услуги не включается также налог на услуги, так как рассматриваемый вид услуг не указан в подп.1.2 ст.7 Закона № 450-З.
В связи с предоставленным правом областными и Минским городским Советами депутатов утверждены соответствующие инструкции по налогу на услуги, в которых определен порядок исчисления и уплаты налога в каждом регионе. Так, например, согласно Инструкции о налоге на услуги, утвержденной решением Миноблсовета от 22.12.2008 № 154, выручка от оказания услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений не облагается налогом на услуги.
Объем реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг не является объектом налогообложения и при исчислении налога с продаж в соответствии со ст.7 Закона № 450-З.
Если при ремонте объектов жилищного фонда использованы материалы, то сумма «входного» НДС подлежит отнесению на затраты. Данная норма применяется на основании п.2 ст.15 Закона № 1319-XII, согласно которому сумма налога, уплаченная плательщиком при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь материалов, относится на затраты плательщика по производству и реализации услуг, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Документальное оформление оказания услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений
Оказание услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений может производиться организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда, либо специализированными ремонтно-строительными организациями, с которыми ЖЭСы заключают договоры подряда. Способ производства услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений оказывает влияние на организацию документального оформления и отражения в учете данных хозяйственных операций.
Организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, используют первичную учетную документацию, информация о которой не подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов (перечень таких документов утвержден постановлением МНС РБ от 05.04.2002 № 43). Для оформления операций, связанных с производством отдельных видов жилищно-коммунальных услуг, используют формы первичных документов, содержащиеся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства. Формы документов, включенных в данный Альбом, утверждены постановлением Минжилкомхоза РБ от 13.08.2004 № 25.
Документальное оформление реализации услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений зависит от содержания договора, заключенного с потребителем.
Разовым заказом на выполнение ремонтных работ можно считать услугу, производимую на основании договора между исполнителем и потребителем, в котором обязательно определяются следующие условия:
- индивидуальные требования потребителя к выполняемому заказу, оформленные в виде чертежа (проекта, эскиза, образца), и спецификации. К таким требованиям можно отнести определенные размеры, конструктивные элементы, вид отделки и прочие условия;
- объем выполняемых работ в натуральном выражении (шт., м, кг);
- протокол согласования цен на выполнение ремонтных работ.
Если стороны договорились, что производство ремонтных работ будет производиться в разовом заказе в несколько этапов, то в договоре должны быть зафиксированы сроки выполнения каждого этапа и объем выполняемых работ на каждом из них. По мере выполнения каждого этапа работ оформляется промежуточный акт, в котором указывается цена единицы выполненных работ и фактически выполненный объем в соответствии со спецификациями и протоколом согласования цен.
Если потребителем услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений является юридическое лицо, то реализация услуг оформляется счетом-фактурой (ЖКХ). Форма счета-фактуры (ЖКХ) и Инструкция по его оформлению утверждены постановлением Минжилкомхоза РБ от 10.04.2006 № 14. Бланки счета-фактуры могут изготавливаться типографским способом и приобретаться организациями или выписываться с применением ПЭВМ.
Основанием для оформления счета-фактуры является акт приема-передачи выполненных ремонтных работ (этапов выполненных работ), в котором указываются виды выполненных работ, их объем и стоимость.
Для расчета с населением за оказанные коммунальные услуги используются первичные документы, формы которых разрабатываются организацией самостоятельно и утверждаются в положении об учетной политике либо определяются интерфейсом применяемой компьютерной программы для автоматизации бухгалтерского учета.
Выручка от реализации платных услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений представляет собой сумму платежей, полученных ЖЭСом от населения и юридических лиц, а также оплата материалов, включенных в цену услуги. Материалы организации-исполнителя оплачиваются потребителем полностью либо частично в момент заключения договора, либо с окончательным расчетом после оказания услуги и оформления акта приемки выполненных работ. В соответствии с договором материалы могут быть предоставлены заказчику в кредит с условием оплаты в рассрочку.
На материалы, используемые при выполнении ремонтных работ и доставляемые к месту их производства, исполнитель выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 или товарную накладную формы ТН-2. В строке «Получатель» товарно-транспортной (товарной) накладной указывается номер ЖЭСа и материально ответственное лицо, которому переданы под отчет материалы, необходимые для оказания услуг. Основанием для списания использованных материалов с материально ответственного лица является документ, подтверждающий факт оказания услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений, подписанный заказчиком.
В соответствии с договором потребитель обязан оплатить оказанную услугу по ремонту жилых и вспомогательных помещений после окончательной сдачи выполненных работ. С согласия потребителя услуга может быть оплачена в момент заключения договора полностью либо частично. Цена услуги должна быть обозначена в реестре или протоколе согласования цен и не может быть выше зарегистрированной либо регулируемой соответствующими нормативными правовыми документами. Оплата услуг должна быть произведена либо непосредственно в кассу ЖЭСа, либо через учреждения банков. Таким образом, реализованной признается услуга по ремонту помещений, полностью выполненная исполнителем, принятая потребителем по акту и оплаченная в полном объеме.
Бухгалтерский учет затрат на оказание услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений
Затраты, связанные производством и реализацией жилищно-коммунальных услуг, формируются:
- до 26 января 2009 г. - в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином РБ 30.01.1998 № 3, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтруда РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300;
- с 26 января 2009 г. - в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151.
Отраслевые особенности состава затрат, связанных с производством основных услуг, определены приказом Минжилкомхоза РБ от 27.04.1999 № 63 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минжилкомхоза РБ от 16.10.2003 № 30). Применение данного нормативного документа производится в части, не противоречащей Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Организация бухгалтерского учета расходов, связанных с производством и реализацией жилищно-коммунальных услуг, осуществляется исходя из Методических рекомендаций по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минжилкомхоза РБ от 12.11.1999 № 160.
Указанные Методические рекомендации определяют состав, классификацию и методику отражения на счетах бухгалтерского учета фактических расходов, связанных с производством и реализацией услуг. Документом установлена также типовая номенклатура общепроизводственных и общехозяйственных расходов и номенклатура калькуляционных статей по основным видам жилищно-коммунальных услуг. Однако в документе не учтены особенности состава затрат и порядок формирования себестоимости дополнительных коммунальных услуг, оказываемых населению за плату.
Основным документом, подтверждающим обоснованность формирования цен (тарифов) на услуги по ремонту жилых и вспомогательных помещений является плановая калькуляция, приложением к которой являются расчеты (расшифровки статей затрат), подтверждающие суммы расходов, включенные в отдельные калькуляционные статьи. Перечень калькуляционных статей разрабатывается с учетом технологических особенностей производства отдельных видов ремонтных работ, заверяется главным бухгалтером ЖЭСа и утверждается руководителем организации.
Составление плановых калькуляций осуществляется на основании данных бухгалтерского учета расходов, связанных с оказанием дополнительных коммунальных услуг. При определении плановой себестоимости используются нормы и нормативы материальных затрат и затрат на оплату труда, утвержденные руководителем ЖЭСа в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Для исчисления себестоимости услуг, связанных с ремонтом жилых и вспомогательных помещений, номенклатура калькуляционных статей может включать следующие статьи расходов:
- материалы (за вычетом возвратных отходов);
- покупные (комплектующие) изделия, вспомогательные материалы;
- услуги производственного характера сторонних организаций;
- топливо и электроэнергия на производственные цели;
- основная и дополнительная заработная плата работников;
- отчисления на социальное страхование и обеспечение;
- амортизация основных средств и нематериальных активов;
- расходы, связанные с подготовкой и освоением новых видов услуг;
- технологические и товарные потери, прочие расходы, связанные с производством услуг;
- общехозяйственные расходы;
- расходы, связанные с реализаций услуг.
Для проверки правильности и обоснованности расчетов, содержащихся в плановой калькуляции, Инструкция № 183 требует составления дополнительных расшифровок.
Расшифровке подлежат материальные и трудовые затраты, накладные и прочие виды расходов, связанные с производством и реализацией жилищно-коммунальных услуг, не включенных в перечисленные статьи затрат. Примерные формы плановых калькуляций по расчетам цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги приведены в приложении 2 к Инструкции № 183.
При осуществлении капитального ремонта расшифровки затрат составляются на основании Предельных норм затрат на капитальный ремонт и реконструкцию 1 кв. метра общей площади квартир жилых домов, утвержденных постановлением Минстройархитектуры РБ, Минжилкомхоза РБ и Минэкономики РБ от 20.08.2002 № 19/26/202.
Предельные нормы затрат на капитальный ремонт 1 кв.м общей площади квартир жилых домов определяют максимально допустимую величину затрат на капитальный ремонт 1 кв.м общей площади квартир жилых домов. Они предназначены для применения при разработке технико-экономических обоснований, согласовании и утверждении проектно-сметной документации по капитальному ремонту жилых домов, осуществляемому за счет или с привлечением средств республиканского и (или) местного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РБ, иными нормативными правовыми актами.
Решение по капитальному ремонту жилых домов с затратами, превышающими предельные нормы, принимается заказчиками на основании технико-экономических обоснований, прошедших государственную экспертизу и утвержденных в установленном порядке.
При оказании населению дополнительных платных услуг, связанных с ремонтом жилых помещений, материальные и трудовые затраты, подлежащие расшифровке, определяются в соответствии с Рекомендуемыми нормами времени и нормами расхода материалов на платные услуги по заказам населения, предоставляемые организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Минжилкомхоза РБ от 21.11.2005 № 48.
Под нормой времени понимают величину затрат необходимого рабочего времени, установленную для выполнения единицы работы исполнителем или группой исполнителей соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях производства. При разработке данных норм времени учтены стесненные условия выполнения заказа на платную услугу в помещениях с наличием мебели и других предметов, а также присутствие жильцов, создающих неудобства и требующих повышенной осторожности исполнителей.
Под нормой расхода материальных ресурсов понимают максимально допустимое плановое количество сырья, материалов на производство единицы продукции (работ) установленного качества в определенных организационно-технических условиях производства. В нормах расхода сырья и материалов учтен полезный (чистый) расход, трудноустранимые технологические отходы и трудноустранимые технологические потери. Данные нормы расхода сырья и материалов не включают нормы естественной убыли, которые утверждаются отдельно и в установленном порядке.
Общая схема отражения на счетах бухгалтерского учета расходов на производство и реализацию услуг по ремонту жилых и вспомогательных помещений, выполняемых жилищно-эксплуатационными службами с использованием строительных материалов, частично оплачиваемых потребителем и частично включаемых в состав расходов на проведение ремонтных работ, представлена в таблице.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Оприходованы материалы, оплаченные и приобретенные у поставщиков | |||
Стоимость материалов по ценам поставщика (основание (первичный документ) - приходная накладная, ТТН-1, ТН-2) |
100 000 | ||
НДС в счете поставщика (основание (первичный документ) - приходная накладная, ТТН-1, ТН-2) |
60 |
18 000 | |
Получены на складе материалы для ремонта помещений (основание (первичный документ) - договор оказания услуг, расходная накладная) |
10-8 |
10-8 |
50 000 |
Списаны материалы, использованные для проведения ремонта жилых и вспомогательных помещений (основание (первичный документ) - акт выполненных работ с указанием использованных для ремонта запасных частей) |
10-8 |
50 000 | |
Отражается сумма затрат, связанная с проведением ремонтных работ (основание (первичный документ) - расчетная ведомость по оплате труда, бухгалтерская справка, расчет амортизации) |
590 000 | ||
Включается в состав затрат сумма «входного» НДС, относящегося к материалам, использованным на ремонт жилых и вспомогательных помещений (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка - расчет, налоговая декларация) |
20 |
18-3 |
9 000 |
Отражена выручка от реализации материалов, использованных для выполнения ремонтных работ (основание (первичный документ) - приходный кассовый ордер КО-1, чек, платежное поручение, выписка банка, акт) |
90-1 |
60 000 | |
Исчислен НДС по материалам, использованным для ремонта жилфонда (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка - расчет) |
90-3 |
68-3 |
9 153 |
Уплачена сумма аванса при оформлении заказа (основание (первичный документ) - приходный кассовый ордер КО-1, чек, платежное поручение, выписка банка) |
50 |
62 |
500 000 |
Получены от заказчика денежные средства в оплату выполненных услуг по ремонту помещений (окончательный расчет) (основание (первичный документ) - акт выполненных работ, приходный кассовый ордер, бухгалтерская справка) |
50, 51, 62 |
90-1 |
180 000 |
Отражается выручка (основание (первичный документ) - регистры по отражению реализации) |
62 |
90-1 |
500 000 |
Списываются затраты на проведение ремонтных работ (основание (первичный документ) - калькуляция, бухгалтерская справка, акт) |
90-2 |
20, 26 |
590 000 |
Начислен единый платеж (1 %) в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки от реализации услуг и материалов (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка - расчет) |
90-5 |
68 |
6 800 (680 000 х 1 %) (услуги) 8 ((60 000 - 50 000 - - 9 153) х 1 %) (материалы) |
Определен финансовый результат от оказания услуг по ремонту помещений (основание (первичный документ) - бухгалтерская справка - расчет) |
90-9 |
84 039 |
27.02.2009 г.
Наталья Лесневская, кандидат экономических наук, доцент
От редакции: В приказ Минстройархитектуры РБ от 29.04.2003 № 91 «Об утверждении методических указаний» на основании приказов Минстройархитектуры РБ от 10.03.2009 № 68, от 07.10.2009 № 333, от 27.05.2010 № 190, от 11.10.2010 № 399 (с 1 ноября 2010 г.), от 31.05.2011 № 193 (с 1 июня 2011 г.), от 31.08.2011 № 303, от 26.03.2012 № 95 (с 26 марта 2012 г.), от 30.11.2012 № 379 (с 1 ноября 2012 г.), от 22.12.2012 № 412 (с 1 декабря 2012 г.), от 25.01.2013 № 28 (с 1 января 2013 г.) и постановления Минстройархитектуры РБ от 12.03.2013 № 5 (с 1 февраля 2013 г.). внесены изменения и дополнения.
С 11 марта 2009 г. постановление Минстата РБ от 25.09.2002 № 108 «Об утверждении Инструкции о порядке определения основных показателей государственной статистической отчетности по инвестициям и строительству» на основании постановления Белстата от 18.02.2009 № 16 утратило силу.
В постановление Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» на основании постановлений Госстандарта РБ от 03.03.2009 № 12 (с 21 марта 2009 г.), от 28.05.2009 № 24 (с 18 июня 2009 г.), от 22.06.2009 № 29, от 29.06.2009 № 31 (с 15 июля 2009 г.), от 07.07.2009 № 34 (с 30 июля 2009 г.), от 15.07.2009 № 36 (с 30 июля 2009 г.), от 03.09.2009 № 45, от 20.11.2009 № 60 (с 1 апреля 2010 г.), от 30.03.2010 № 11, от 03.11.2010 № 66 (с 1 января 2011 г.), от 10.03.2011 № 12 (с 1 июля 2011 г.), от 14.07.2011 № 46 (с 11 декабря 2011 г.), от 12.12.2011 № 89, от 04.06.2012 № 28 (с 26 июня 2012 г.), от 11.09.2012 № 57 (с 3 октября 2012 г.) и от 13.04.2012 № 19 (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В общегосударственный классификатор Республики Беларусь (ОКРБ 015-2003) «Услуги населению», утвержденный постановлением Белстандарта от 09.12.2003 № 49, на основании постановлений Госстандарта РБ от 11.02.2009 № 7 (с 1 апреля 2009 г.) и от 28.05.2012 № 26 (с 1 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 12 апреля 2009 г. постановление Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 944 «Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)» на основании постановления Совета Министров РБ от 25.03.2009 № 353 утратило силу.
С 1 мая 2009 г. постановление Минфина РБ от 14.05.2001 № 53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» на основании постановления Минфина РБ от 18.12.2008 № 193 утратило силу.
В Указ Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» на основании указов Президента РБ от 02.02.2009 № 58 (с 1 мая 2009 г.), от 21.05.2009 № 256 (с 23 мая 2009 г.), от 16.11.2009 № 543, от 06.08.2010 № 406 (с 13 августа 2010 г.), от 17.08.2010 № 427 (с 24 августа 2010 г.), от 27.10.2010 № 552 (с 1 января 2011 г.), от 09.08.2011 № 346 (с 10 августа 2011 г.), от 30.09.2011 № 439 (с 12 октября 2011 г.), от 08.11.2011 № 512 (с 1 января 2012 г.) и от 17.01.2013 № 35 (с 19 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 сентября 2009 г. в Указ Президента РБ от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» на основании Указа Президента РБ от 21.08.2009 № 427 внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2010 г. решение Миноблсовета от 22.12.2008 № 154 «Об утверждении инструкций» на основании решения Миноблсовета от 29.12.2009 № 242 утратило силу.
С 1 января 2010 г. Закон РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.
С 1 января 2010 г. в ст.5 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» на основании Закона РБ от 31.12.2009 № 114-З внесены изменения и дополнения.
С 27 августа 2010 г. приказ Минжилкомхоза РБ от 12.11.1999 № 160 «Об утверждении Методических рекомендаций по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства» на основании приказа Минжилкомхоза РБ от 27.08.2010 № 126а утратил силу.
С 18 ноября 2010 г. приказ Минжилкомхоза РБ от 27.04.1999 № 63 «Об утверждении Особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий жилищно-коммунального хозяйства» на основе постановления Минжилкомхоза РБ от 25.10.2010 № 22 утратил силу.
С 27 ноября 2010 г. постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 «Об утверждении Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» на основании постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149 утратило силу.
С 1 января 2011 г. приказ Минстройархитектуры РБ от 26.09.2002 № 342 «Об утверждении и введении в действие нормативно-технического документа» на основании приказа Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267 утратил силу.
С 1 февраля 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 16.12.2008 № 1942 «Об установлении для населения тарифов на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги» на основании постановления Совета Министров РБ от 04.02.2011 № 138 утратило силу.
С 1 марта 2011 г. Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 утратил силу.
С 14 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратило силу.
С 1 июня 2011 г. постановления Минжилкомхоза РБ от 10.04.2006 № 14 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы бланка первичного учетного документа «Счет-фактура (ЖКХ)» и внесении дополнения в постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13 августа 2004 г. № 25» и от 13.08.2004 № 25 «Об утверждении форм первичной учетной документации в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства» на основании постановления Минжилкомхоза РБ от 17.05.2011 № 12 утратили силу.
С 6 сентября 2011 г. постановление МНС РБ от 05.04.2002 № 43 «О бланках первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках» на основании постановления МНС РБ от 12.08.2011 № 35 утратило силу.
С 1 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» на основании постановления Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 утратило силу.
Со 2 марта 2013 г. в Закон РБ от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» на основании Кодекса РБ от 28.08.2012 № 428-З внесены изменения и дополнения.