Корреспонденция счетов от 28.06.2017
Автор: Микулич Е.

Учет отчислений на техническое обслуживание и капитальный ремонт общежития


СОДЕРЖАНИЕ

 

Порядок внесения платы за пользование жилыми помещениями и жилищно-коммунальные услуги

Текущий ремонт

Капитальный ремонт

Бухгалтерский учет затрат на содержание общежития и отчислений на капитальный ремонт

Налоговый учет расходов на содержание общежития

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии УЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕЖИТИЯ

Организациям, имеющим на своем балансе общежития, необходимо учитывать некоторые особенности взимания с граждан платы за жилищно-коммунальные услуги и использования этих средств.

Общежития относятся к жилищному фонду (п.3 ст.10 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

Жилищно-коммунальные услуги - услуги по поддержанию и (или) восстановлению надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, по обеспечению их благоустроенности, благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, включающие в себя коммунальные услуги, техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с договорами (п.10 ст.1 названного Кодекса).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. ЖК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. Следует руководствоваться п.10 ст.1 и п.3 ст.10 новой редакции ЖК.

 

Граждане, проживающие в общежитии, обязаны, в частности, своевременно вносить плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением (плату за пользование жилым помещением в общежитии государственного учреждения общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования), а также за другие услуги (п.30 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269; далее - Положение № 269).

 

справочно

Справочно

Положение № 269 распространяется на общежития государственного жилищного фонда. Однако им могут пользоваться и организации негосударственной формы собственности.

Эксплуатация общежития осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а при ее отсутствии - государственной организацией с соблюдением требований технических нормативных правовых актов (п.35 Положения № 269).

Порядок внесения платы за пользование жилыми помещениями и жилищно-коммунальные услуги

Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее - Положение № 571).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2020 г. название Положения № 571 изменено на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 391 (далее - постановление № 391): «Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию».

 

Плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает плату за:

• техническое обслуживание;

• санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома;

• техническое обслуживание лифта;

• текущий ремонт;

• капитальный ремонт;

• горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - коммунальные услуги) (п.5 Положения № 571

Плата за дополнительные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам в соответствии с договорами на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг (п.6 Положения № 571).

Коммунальные услуги оплачиваются населением по субсидируемым государством тарифам, которые устанавливаются в соответствии с законодательством о ценообразовании до начала очередного финансового года с учетом роста доходов населения, а также параметров возмещения затрат на оказание таких услуг за счет всех источников, определяемых ежегодно законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 сентября 2023 г. подп.1.1 п.1 Указа № 550 после слов «жилищно-коммунальные услуги для населения*» дополнен словами «и тариф на услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения в жилых домах» Указом от 13.06.2023 № 171.

 

При этом под субсидируемыми государством тарифами (ценами) на жилищно-коммунальные услуги для населения понимаются тарифы (цены) на услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту жилого дома, водоснабжению, водоотведению (канализации), газоснабжению, снабжению сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, электроснабжению и теплоснабжению, техническому обслуживанию лифта, обращению с твердыми коммунальными отходами, при оказании которых часть затрат возмещается за счет бюджетных средств и (или) иных источников.

Затраты на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги, не обеспеченные источниками финансирования в связи с недостижением параметров по уровню их возмещения за счет субсидируемых государством тарифов (цен) на такие услуги для населения или тарифов (цен) на коммунальные услуги для юридических лиц, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, подлежат возмещению за счет субсидий из местных бюджетов, рассчитанных исходя из объемов оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг и нормативов субсидирования единицы жилищно-коммунальной услуги, определяемых в соответствии с законодательством (подп.1.6 п.1 названного Указа).

 

справочно

Справочно

Инструкция о порядке планирования финансирования на очередной финансовый год расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.10.2014 № 67/21/70 (далее - Инструкция № 67/21/70).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке планирования и финансирования расходов организаций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 11.11.2019 № 60/18 (далее - Инструкция № 60/18).

 

Предельно допустимые планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги в среднем по области, г. Минску на 2017 год установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1114 (приложение 1).

По областям и г. Минску фиксированные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению и субсидируемые государством, устанавливаются решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов в пределах установленных указанным постановлением.

Текущий ремонт

Порядок оказания услуг по текущему ремонту жилых домов установлен п.23 Положения № 571.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2020 г. следует руководствоваться п.23 Положения № 571 с изменениями, внесенными постановлением № 391.

 

Инструкция о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5 (далее - Инструкция № 5).

Перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, определяется согласно приложению 1 к Инструкции № 5.

Перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт, определяется согласно приложению 2 к Инструкции № 5.

 

внимание

Обратите внимание!

Инструкция № 5 не распространяется на общежития республиканской формы собственности.

Не распространяются на общежития и названные выше перечни видов работ (приложения 1 и 2 к Инструкции № 5).

Перечень видов работ по текущему ремонту общежитий определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п.3 Инструкции № 5).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 января 2020 г. следует руководствоваться п.3 Инструкции № 5 с изменениями, внесенными постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 17.09.2019 № 14. Изменения не повлияли на суть материала.

 

При осуществлении текущего ремонта общежития следует руководствоваться Положением № 269.

Общежития могут относиться к ведомственному жилищному фонду либо жилищному фонду бюджетных организаций.

Обслуживаться жилищный фонд может организациями системы жилищно-коммунального хозяйства, специализированными организациями и организациями-балансодержателями.

 

справочно

Справочно

Ведомственный жилищный фонд - жилищный фонд, на техническое обслуживание которого не заключены договоры с организациями жилищно-коммунального хозяйства, за исключением жилищного фонда бюджетных организаций.

Жилищный фонд бюджетных организаций - жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении бюджетных организаций.

Организация-балансодержатель ведомственного жилищного фонда - организация, не относящаяся к специализированным организациям и организациям системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, на балансе которой находится ведомственный жилищный фонд.

 

Текущий ремонт жилых помещений в общежитии, предназначенных для проживания одиноких граждан (кроме изолированных жилых помещений, находящихся в обособленном владении и пользовании), производится за счет средств государственной организации и иных источников, не запрещенных законодательством.

Побелка потолка, побелка, окраска или оклейка обоями стен, окраска радиаторов, оконных переплетов, подоконников, дверей и встроенных шкафов и антресолей, вставка стекол, окраска или покрытие лаком полов жилых помещений в общежитии, находящихся в обособленном владении и пользовании семей, производятся за счет проживающих (п.40 Положения № 269).

Ремонт поврежденных по вине проживающих здания и помещений общежития, а также мебели, оборудования и инвентаря производится виновными лицами или за их счет (п.41 Положения № 269).

Уборка в общежитии жилых помещений, а также подсобных помещений, находящихся в обособленном владении и пользовании граждан, производится проживающими (п.42 Положения № 269) .

Капитальный ремонт

Плата за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме вносится плательщиком жилищно-коммунальных услуг ежемесячно для возмещения затрат по капитальному ремонту в доле, соразмерной общей площади принадлежащих и (или) занимаемых:

• жилых помещений, - по субсидируемым тарифам для населения;

• нежилых помещений, - по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат (п.24 Положения № 571).

Размеры отчислений на капитальный ремонт жилых домов (на 1 м2 общей площади жилого помещения) устанавливаются решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Средства от внесения плательщиками жилищно-коммунальных услуг платы за капитальный ремонт зачисляются на специальные счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами, либо на счета товариществ собственников и организаций застройщиков в целях аккумулирования этих средств для предстоящего финансирования и (или) возмещения расходов на проведение капитального ремонта жилых домов.

Специальные счета открываются в порядке, установленном законодательством, на основании договора специального счета, в котором устанавливается режим функционирования специального счета.

Средства, полученные от внесения платы за капитальный ремонт, имеют целевое назначение и направляются на цели, установленные законодательством, а также на плату и вознаграждение банка за обслуживание счетов, открытых для аккумулирования средств от внесения платы за капитальный ремонт, организаций, осуществляющих в соответствии с заключенными договорами услуги по учету, расчету и начислению указанных платежей (п.27 Положения № 571).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2018 г. следует руководствоваться п.27 Положения № 571 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2018 № 510. Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

С 27 марта 2016 г. средства, полученные от внесения платы за капитальный ремонт, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги (за исключением товариществ собственников и организаций застройщиков), не аккумулируются.

 

Для обеспечения проведения капитального ремонта, реконструкции, модернизации жилых домов, включая общежития, ежегодно законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год определяются минимальные нормативы бюджетной обеспеченности расходов на эти цели в разрезе областей и г. Минска (подп.1.10 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг»).

Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324 (далее - Положение № 324).

Финансирование капитального ремонта осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков платы за капитальный ремонт, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством (п.3 Положения № 324).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2020 г. финансирование капитального ремонта осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков, не являющимися собственниками недвижимого имущества, платы за капитальный ремонт, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством (п.3 Положения № 324 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 391).

 

Капитальный ремонт жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем проводится на основании перспективных (на 5 лет) программ и текущих (на 1 год) графиков.

Перспективные программы и текущие графики капитального ремонта утверждаются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе (п.5 Положения № 324).

Капитальный ремонт общежития (за исключением общежитий государственных учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования) производится за счет средств государственной организации, иных источников, не запрещенных законодательством, а также за счет средств, поступающих от платы за капитальный ремонт, осуществляемой нанимателями жилых помещений (их частей) в общежитии (п.39 Положения № 269).

Таким образом, капитальный ремонт общежитий планируется и финансируется в том же порядке, что и капитальный ремонт жилых домов.

Бухгалтерский учет затрат на содержание общежития и отчислений на капитальный ремонт

Для учета хозяйственных операций и обобщения информации о затратах, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (бытовое обслуживание, оздоровительные и культурно-просветительные мероприятия и т. п.) обслуживающими производствами и хозяйствами организации, являющимися ее структурными подразделениями, предназначен счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (п.30 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

Для учета затрат, связанных с содержанием общежития, следует определить отдельный субсчет к счету 29.

Для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства организации, предназначен счет 23 «Вспомогательные производства» (п.26 названной Инструкции).

На отдельном субсчете к счету 23 учитываются, в частности, затраты подразделений, выполняющих ремонтные работы.

Хозяйственные операции по содержанию и ремонту общежития, начислению и уплате проживающими платы за пользование общежитием и техническое обслуживание у организации-балансодержателя следует отражать записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена стоимость материалов, использованных на текущий ремонт общежития, выполненный собственными силами организации
Отражены затраты по эксплуатации и содержанию оборудования, строительных машин и механизмов, используемых при выполнении работ по текущему ремонту общежития
23
Начислена заработная плата рабочим, выполняющим текущий ремонт общежития
23
Отражены отчисления в ФСЗН от начисленной рабочим заработной платы
23
Отражены суммы страховых взносов по обязательному страхованию в Белгосстрах от начисленной заработной платы рабочим
23
Списаны фактические затраты по текущему ремонту общежития, выполненному собственными силами организации
29
23
Отражены расходы по текущему ремонту общежития, выполненному сторонними организациями
29
Отражены текущие затраты организации на содержание и обслуживание общежития
29
02, 10, 70, 69
и др.
Начислены в составе платы за общежитие проживающим суммы за пользование жилым помещением и техническое обслуживание
76
Начислены в составе платы за общежитие проживающим суммы на капитальный ремонт
76
76
(для перечисления на специальные счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами)
Перечислены на специальные счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами, средства на капитальный ремонт
76
(для перечисления на специальные счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами)
Отражены суммы субсидий из местного бюджета, рассчитанные по нормативам субсидирования (примечание)
76
29
Отражено поступление платы от проживающих за пользование жилым помещением и техническое обслуживание
50, 51
76
Отражено поступление бюджетных субсидий
51
76
Отражено списание расходов, понесенных организацией на содержание общежития (сальдо по счету 29)
29
Отражены убытки по содержанию общежития
99
90-11

 

Примечание. Норматив субсидирования - величина исходя из субсидии на единицу жилищно-коммунальной услуги из бюджета базового уровня либо бюджета г. Минска, направляемая на возмещение части расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению (абзац 4 п.2 Инструкции № 67/21/70).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. норматив субсидирования - величина субсидии на единицу жилищно-коммунальной услуги из бюджета базового уровня либо бюджета г. Минска, направляемая на возмещение части расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению (абзац 4 п.2 Инструкции № 60/18).

 

При планировании и финансировании части расходов организаций за счет бюджетных ассигнований общая площадь жилых помещений в общежитии, учитываемая при расчете сумм бюджетных ассигнований, исчисляется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений, находящихся внутри блока (комнат), за исключением площадей, сдаваемых в аренду, и площадей, отведенных под гостиничные номера (абзац 19 п.3 Инструкции № 67/21/70).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. планирование и финансирование части расходов организаций за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг осуществляются на основании принципов. В их числе - затраты организаций жилищно-коммунального хозяйства по передаче тепловой энергии для нужд теплоснабжения жилищного фонда по сетям организаций жилищно-коммунального хозяйства определяются в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.02.2018 № 13 «О порядке установления и применения тарифа на передачу тепловой энергии», и планирование субсидий на данные цели не осуществляется (абзац 18 п.3 Инструкции № 60/18).

Налоговый учет расходов на содержание общежития

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

В состав внереализационных расходов включаются расходы организаций на содержание и эксплуатацию находящихся на их балансе домов престарелых и инвалидов, объектов жилищного фонда, образования, здравоохранения, культуры и спорта, за исключением расходов, указанных в подп.3.18 п.3 ст.129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). При этом расходы учитываются в порядке, установленном главой 14 НК. Настоящее положение применяется также в отношении расходов на эти цели при долевом участии организаций в содержании и эксплуатации указанных объектов и не применяется при их использовании исключительно в предпринимательской деятельности (подп.3.26 п.3 ст.129 НК).

Поскольку общежития относятся к жилищному фонду, то подп.3.26 п.3 ст.129 НК распространяется и на расходы по содержанию и эксплуатации общежитий.

Внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) с учетом положений ст.301 НК.

Дата отражения внереализационных расходов определяется плательщиком на дату признания расходов в бухгалтерском учете, а в отношении расходов, по которым в п.3 ст.129 НК указана дата их отражения, - на эту указанную дату (п.2 ст.129 НК).

В подп.3.26 п.3 ст.129 НК не указана дата, поэтому расходы по содержанию общежития в налоговом учете отражаются на дату признания их в бухгалтерском учете.

Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен главой 5 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.

 

28.06.2017

 

Евгений Микулич, экономист