


Материал помещен в архив
УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СОСТАВЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Термин «отдельные предметы в составе оборотных средств»
Методика учета отдельных предметов в составе оборотных средств (далее - отдельные предметы) определена Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.04.2004 № 63 (далее - Инструкция № 63).
Постановлением Минфина РБ от 08.02.2005 № 15 (далее - постановление № 15) утверждены типовые формы учетных регистров, а также Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации (далее - Инструкция № 15). В состав утвержденных форм учетных регистров вошли формы, имеющие отношение к учету отдельных предметов.
К отдельным предметам относятся (п.1 Инструкции № 63):
1) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
2) предметы независимо от срока их службы, стоимость единицы (комплекта) которых на дату приобретения не превышает величины, установленной учетной политикой организации, в пределах лимита, определяемого Министерством финансов (далее - Минфин РБ). Исключение составляют сельскохозяйственные машины и орудия, строительные механизированные инструменты, рабочий, племенной и продуктивный скот (независимо от вида животных), библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и оборудование, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.
В Инструкции № 63 отсутствуют указания на возможность установления организациями стоимостного лимита для разграничения приобретаемых активов на отдельные предметы и основные средства. Для этой цели следует руководствоваться Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118. Активы, в отношении которых соблюдаются критерии для их отнесения к основным средствам и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации (но не выше 30 базовых величин за единицу), могут учитываться в бухгалтерском учете в составе средств в обороте (часть первая п.4 данной Инструкции). Кроме того, следует знать, что для сравнения с лимитом стоимость предметов, приобретаемых за счет доходов от осуществления предпринимательской деятельности, принимается без налога на добавленную стоимость, а стоимость предметов, приобретаемых за счет бюджетных средств, - с учетом НДС;
3) отдельные предметы независимо от их стоимости и срока службы: орудия лова; постельные принадлежности, специальная одежда и специальная обувь; форменная одежда и обувь; специальные инструменты, специальные приспособления, сменное оборудование; посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности; технологическая тара; сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до 2 лет, другие объекты (подп.1.3.1-1.3.8 п.1 Инструкции № 63).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. постановление № 118 на основании постановления Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 утратило силу. Учет основных средств осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением № 26. Учет нематериальных активов осуществляется в соответствии с постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета». |
Документальное оформление и учет поступления отдельных предметов
Основные правила приемки материальных ценностей
Материальные ценности, включая отдельные предметы, поступают на склад организации на основе заключенных договоров поставки, купли-продажи.
Отгружая товар покупателю, продавец оформляет транспортные документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы и др.). На каждое грузовое место продавец составляет сопроводительные документы (счет-фактура, спецификация, опись, упаковочный ярлык, кипная карта и др.), свидетельствующие о наименовании и количестве товара, соответствующего этому грузовому месту (п.18 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290 (далее - Положение № 1290)).
Принятый покупателем товар должен быть им осмотрен в срок, определенный законодательством, договором поставки (п.2 ст.483 Гражданского кодекса РБ). В этот же срок покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законодательством или договором поставки, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Общий порядок и правила приемки товаров по количеству и качеству по договорам (включая внешнеторговые договоры) купли-продажи или мены, а также условия, необходимые для проведения объективной и достоверной их приемки, определены Положением № 1290.
Приемка товаров по количеству и качеству проводится в целях подтверждения выполнения продавцом обязательств по поставке товаров в количестве и качестве, соответствующих условиям договора (п.5 Положения № 1290).
Применение Положения № 1290 нельзя рассматривать как обязательное требование ко всем участникам договора, поскольку им законодатель предоставляет право выбора: использовать нормы Положения № 1290 или разработать свои правила и включить их в договор. Положение № 1290 не исключает возможности установления в отдельных отраслях экономики специфических норм, учитывающих особенности приемки некоторых групп товаров.
Сроки приемки товаров установлены главой 3 «Сроки приемки товаров по количеству и качеству» Положения № 1290.
Приемка по количеству товара, поставляемого без тары, в открытой или поврежденной таре, а также приемка товара по массе брутто и количеству мест, поставляемого в закрытой таре, производится (п.19 Положения № 1290):
• на складе покупателя - при доставке товара продавцом либо перевозчиком;
• на складе продавца - при вывозе товара покупателем или по его поручению третьим лицом;
• в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и грузовых мест, на складе перевозчика - при доставке и выдаче товара перевозчиком.
В случае обнаружения в ходе приемки недостачи товара, несоответствия отдельных грузовых мест массе брутто, указанной в транспортных или сопроводительных документах, несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям технических нормативных правовых актов, образцам (эталонам), договору покупатель обязан оформить факт выявленной недостачи (выявленного несоответствия) актом, подписанным лицами, производившими приемку товара. Установленный срок приемки прерывается для обязательного вызова представителя продавца (п.25 Положения № 1290).
Вызов представителя продавца осуществляется посредством направления последнему уведомления (с использованием средств срочной связи) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара - безотлагательно после обнаружения несоответствия, если иные сроки не установлены договором. Содержание уведомления определено в п.7 Положения № 1290.
Сроки явки представителя продавца для двухсторонней приемки после получения уведомления о вызове установлены п.8 Положения № 1290.
При неявке представителя продавца в установленный срок, а также при неполучении ответа на вызов проверка количества и качества товаров производится с участием иного представителя, в качестве которого могут выступать представители (п.6 Положения № 1290):
• торгово-промышленной палаты;
• республиканского органа государственного управления (иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ), если продавец и покупатель подчинены (входят в состав) одному республиканскому органу государственного управления (иной государственной организации);
• органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации в области, соответствующей для проверки качества (испытаний) принимаемых товаров.
Покупатель обязан также пригласить названных выше представителей либо эксперта, если между продавцом (его представителем) и покупателем возникают разногласия о характере выявленных дефектов по качеству и причинах их возникновения, а также о причинах образования недостачи товара (п.42 Положения № 1290).
Прерванный срок приемки для обязательного вызова представителя продавца продолжает исчисляться после возобновления приемки с участием продавца (иного представителя). Общая продолжительность приемки товаров не должна превышать срок, установленный пп.15-16 Положением № 1290 (п.17 Положения № 1290).
Если при приемке товаров по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления (п.39 Положения № 1290). Акт подписывается всеми лицами, участвующими в приемке товаров. Перед подписью лиц, участвующих в приемке, указывается о предупреждении этих лиц об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности (часть четвертая п.41 Положения № 1290).
Акт утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров, не позднее следующего дня после составления акта (часть первая п.43 Положения № 1290).
Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка. При отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров, от подписания акта в нем делается об этом запись (части вторая и третья п.41 Положения № 1290).
Форма акта Положением № 1290 не утверждена. В п.40 Положения № 1290 содержится перечень сведений, которые должны быть отражены в акте. К акту прилагаются документы, предусмотренные п.44 Положения № 1290.
Следует обратить внимание, что в п.2 Инструкции № 63 имеется ссылка на недействующую в республике форму акта приемки (ф.429), утвержденную во времена СССР.
Первичная документация
С 1 апреля 2011 г. порядок утверждения и составления первичных документов регулируется:
• Указом Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее - Указ № 114).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; |
• постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее - постановление № 360).
К числу обязательных для применения форм при приемке и оприходовании отдельных предметов относятся товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2).
Другие первичные учетные документы (за исключением форм, утвержденных постановлением № 360) с 1 апреля 2011 г. могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно (приказом руководителя). Можно также применять формы, установленные республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином РБ (с 1 апреля 2011 г. эти формы носят рекомендательный, а не обязательный характер).
Согласно разъяснениям специалистов Минфина РБ, формы документов, разработанные и утвержденные организацией самостоятельно, согласовывать с Минфином РБ не требуется.
Перечень обязательных сведений (реквизитов), которые должны содержаться в первичном учетном документе (независимо от того, кто его утверждает) (подп.1.4 п.1 Указа № 114):
• наименование документа, дата его составления;
• наименование организации, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя;
• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения (реквизиты), но они не являются обязательными.
Не является нарушением порядка составления (оформления) первичных учетных документов, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, неуказание (недостоверность) в них любых сведений, за исключением обязательных сведений, названных выше (подп.1.5 п.1 Указа № 114).
Если при приемке материальных ценностей, включая отдельные предметы, установлены количественные (недостачи или излишки) и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщиков, они приходуются на склад организации на основании акта приемки по количеству и качеству.
![]() |
Справочно Для самостоятельной разработки организацией формы акта приемки по количеству и качеству можно воспользоваться формой акта приемки продукции (товаров) по количеству и качеству. |
![]() |
Обратите внимание! Положения Инструкции № 63, касающиеся оформления первичной документации, пока не приведены в соответствие с Указом № 114 и постановлением № 360. |
При отсутствии расхождений материалы приходуются по документам поставщиков (товарно-транспортным накладным, товарным накладным и др.).
Поступающие на склад организации предметы мягкого инвентаря маркируются заведующим складом в присутствии руководителя организации и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования организации. На приходном документе делается отметка о произведенной маркировке названных предметов за подписью указанных лиц. К мягкому инвентарю относятся: белье; постельное белье и принадлежности; одежда и обмундирование, включая спецодежду; обувь, в т.ч. специальная; спортивная одежда и обувь (п.4 Инструкции № 63).
Нормы оснащения мягким инвентарем в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь утверждены постановлением Минздрава РБ от 21.10.2002 № 73.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 февраля 2015 г. следует руководствоваться нормами оснащения мягким инвентарем государственных организаций здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь, в редакции постановления Минздрава РБ от 02.02.2015 № 12. |
Нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем в стационарных учреждениях социального обслуживания и нормы обеспечения мягким инвентарем в государственном учреждении «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов» утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 23.02.2010 № 21.
Бухгалтерский учет поступления отдельных предметов
Материально ответственные лица представляют в бухгалтерию первичные учетные документы по приходу и расходу материальных ценностей с реестром сдачи документов ф.442 (приложение 35 к постановлению № 15). После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных учетных документов реестр с подписью работника бухгалтерии возвращается обратно материально ответственному лицу (часть четвертая п.15 Инструкции № 15).
Для учета отдельных предметов предназначен активный счет 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств», который имеет четыре субсчета:
070 «Предметы на складе»;
071 «Предметы в эксплуатации»;
072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе»;
073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации».
В связи с необходимостью раздельного учета операций, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, рекомендуется каждому субсчету, предусмотренному в рабочем плане счетов, присваивать отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам - 1, по предпринимательской деятельности - 2, по целевым средствам и безвозмездным поступлениям - 3). Отличительный признак может также присваиваться субсчетам в случае получения средств из бюджетов различных уровней (часть вторая п.24 Инструкции № 15).
Для обеспечения равенства актива и пассива бухгалтерского баланса в размере стоимости предметов, числящихся на счете 07, образуется фонд, который учитывается на пассивном субсчете 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств». Фонд увеличивается при поступлении предметов в организацию и уменьшается при их выбытии из нее.
Оценка активов при принятии их на бухгалтерский учет производится в соответствии со ст.11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
Стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ на дату принятия активов на бухгалтерский учет.
Стоимость активов, приобретенных за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением. Напомним, в стоимость предметов, приобретенных за счет бюджетных средств, включается НДС на основании документов поставщиков (п.1 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2000 № 19 (далее - Инструкция № 19)).
Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться одним из следующих способов:
путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением;
на основании заключения об оценке активов, проведенной юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем), осуществляющим оценочную деятельность;
на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей.
Стоимость активов, изготовленных (созданных) самой организацией, определяется по стоимости их изготовления (создания).
Активы, при ввозе которых предоставлялись льготы по налогам и таможенным платежам, в бухгалтерском учете приходуются с учетом предоставленных льгот (часть седьмая Порядка отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденного приказом Минфина РБ от 07.05.1999 № 112 (далее - Порядок № 112)).
Стоимость, по которой отдельные предметы учитываются в бухгалтерском учете, является первоначальной стоимостью (п.1 Инструкции № 63).
Корреспонденция счетов основных бухгалтерских операций по учету отдельных предметов в составе оборотных средств приведена в приложении к Инструкции № 63.
Отражение в бухгалтерском учете операций по поступлению отдельных предметов см. в таблице 1.
Таблица 1
| |||
Учет поступления отдельных предметов
| |||
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 |
Приобретение предметов за счет бюджетных средств: | ||
на стоимость приобретения, включая НДС (две записи одновременно) |
070, 072 |
||
200 «Расходы по бюджету» |
|||
Примечание. По мнению автора, вариант оприходования отдельных предметов в корреспонденции с кредитом субсчета 100 следует исключить из приложения к Инструкции № 63. Если организация примет решение воспользоваться такой корреспонденцией, то в бухгалтерском учете (при казначейской системе финансирования) одновременно следует отразить получение бюджетного финансирования: Д-т субсчета 100 - К-т субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета» или 230 «Финансирование из бюджета» | |||
2 |
Приобретение предметов за счет внебюджетных средств: | ||
а) на стоимость приобретения без НДС (две записи одновременно) |
070, 072 |
111 «Текущий счет по внебюджетным средствам», 118 «Текущий валютный счет по внебюджетным средствам», 130, 131, 150, 160, 178, 179 | |
260 | |||
б) на сумму НДС по документам поставщиков |
175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» |
111, 118, 130, 131, 150, 160, 178, 179 | |
в) на сумму НДС, уплаченную при ввозе на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза |
175 |
||
г) на сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет Республики Беларусь по отдельным предметам, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза |
175 |
173 «Расчеты с бюджетом» | |
Примечание. По мнению автора, вариант оприходования отдельных предметов в корреспонденции с кредитом субсчетов 111, 118 (операции 2а и 2б) следует исключить из приложения к Инструкции № 63. Суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве продукции (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС, списываются с кредита субсчета 175 на затраты (расходы), т.е. в дебет субсчетов 080, 082, 211 (п.5 Инструкции № 19) | |||
3 |
Оприходование излишков отдельных предметов, выявленных при инвентаризации, безвозмездно поступивших отдельных предметов, а также отдельных предметов, переведенных из состава основных средств |
070-073 |
260 |
4 |
Оприходование отдельных предметов, изготовленных собственными силами (по фактической себестоимости) Одновременно: |
070, 072 |
080 |
а) при изготовлении за счет бюджетных средств |
200 |
260 | |
б) при изготовлении за счет внебюджетных средств |
211, 246 |
260 | |
5 |
На сумму льготы по налогам и таможенным платежам при ввозе отдельных предметов на территорию Республики Беларусь (за счет бюджетных и внебюджетных источников) (в соответствии с Порядком № 112 одновременно составляются три бухгалтерские записи) |
070, 072 |
173 |
173 |
246 | ||
246 |
260 | ||
Примечание. На стоимость произведенных расходов по приобретению отдельных предметов составляются такие же бухгалтерские записи, как по операциям 1 или 2а, 2б (в зависимости от источника их приобретения) (см. пример) |
![]() |
За счет средств от предпринимательской деятельности приобретены отдельные предметы, при ввозе которых предоставлена льгота по НДС. Стоимость отдельных предметов по цене поставщика - 2 000 000 руб. Расходы по доставке за счет покупателя, не включенные продавцом в цену, от места отправления в стране вывоза до пункта ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь - 300 000 руб. Сумма предоставленной льготы по НДС при ввозе - 400 000 руб. По данной операции следует составить 5 бухгалтерских записей, приведенных в таблице 2. |
Учет поступления отдельных предметов при предоставлении льготы по налогам и таможенным платежам при ввозе на территорию Республики Беларусь
| ||||
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
1 |
На стоимость приобретения без НДС за счет внебюджетных средств |
070 |
178 |
2 300 000 |
2 |
080, 082, 211, 246 |
260 | ||
3 |
На сумму предоставленной льготы по НДС |
175 |
173 |
400 000 |
4 |
173 |
246 | ||
5 |
246 |
260 |
Если в рассмотренном примере объект приобретается за счет бюджетных средств, в бухгалтерской записи 2 субсчет 080, 082, 211, 246 следует заменить субсчетом 200 «Расходы по бюджету». Независимо от источника, за счет которого приобретается объект, первоначальная стоимость его составит 2 700 000 руб.
Документальное оформление и учет отпуска отдельных предметов со склада в эксплуатацию и их списания
Первичная документация
Выдача предметов со склада в подразделения организации (в эксплуатацию) стоимостью свыше одной базовой величины оформляется накладной (требованием) ф.434, до одной базовой величины - ведомостью выдачи на нужды учреждения ф.410 (часть седьмая п.2 Инструкции № 63). Названные формы были утверждены во времена СССР, и в настоящее время нормативный правовой акт, их утвердивший, отменен.
Первичные документы по отпуску предметов со склада в эксплуатацию (как и другие первичные документы) должны быть утверждены в учетной политике организации в соответствии с требованиями Указа № 114.
При выдаче со склада предметов мягкого инвентаря на них ставится маркировочный штамп с указанием года и месяца выдачи их в эксплуатацию. Маркировочные штампы хранятся у руководителя организации (его заместителя) или у главного бухгалтера (его заместителя). Порядок учета белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви внутри организации устанавливается ведомственными инструкциями (п.4 Инструкции № 63).
Нормативными документами по учету белья в организациях здравоохранения предусмотрено на каждом предмете рядом с маркировкой проставлять штамп-метку, содержащий условное обозначение отделения, в пользование которого оно выдается. Это необходимо для усиления ответственности за его использование. Штампы хранятся у кастелянши.
Если в организации есть контингент, обеспечиваемый в соответствии с законодательством одеждой, обувью, головными уборами (например, учащиеся в учреждениях образования), их выдача отражается в индивидуальных карточках ф.452 (приложение 42 к постановлению № 15). В целях контроля при выдаче карточек материально ответственному лицу они регистрируются в книге-реестре регистрации индивидуальных карточек ф.453 (приложение 43 к постановлению № 15).
Списание предметов, находящихся в эксплуатации, производится при полной их изношенности на основании актов, утвержденных руководителем организации (часть вторая п.3 Инструкции № 63).
При списании пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря учитываются сроки их службы, утвержденные министерствами и другими органами государственного управления для организаций своей системы (часть вторая п.5 Инструкции № 63).
Для списания разбитой посуды ведется журнал регистрации боя посуды ф.325 (приложение 40 к постановлению № 15). Постоянно действующая комиссия следит за правильным ведением журнала и ежеквартально (ежемесячно) составляет акт на списание разбитой посуды, который утверждается руководителем организации (часть третья п.3 Инструкции № 63).
Бухгалтерский учет отпуска отдельных предметов в эксплуатацию и их списания
Порядок отражения в бухгалтерском учете отпуска отдельных предметов со склада в эксплуатацию и их списания зависит от вида предметов и их стоимости (таблица 3).
Учет отпуска отдельных предметов в эксплуатацию и их списания
| |||
№ п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1 |
Отпуск со склада в эксплуатацию отдельных предметов, учитываемых на субсчете 070: | ||
а) стоимостью до одной базовой величины за единицу (комплект), кроме посуды, кухонного и столового инвентаря |
260 |
070 | |
б) стоимостью свыше одной базовой величины за единицу (комплект), а предметов посуды, кухонного и столового инвентаря (в организациях, имеющих столовые и пищеблоки) независимо от их стоимости |
071 |
070 | |
2 |
Отпуск со склада в эксплуатацию белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви независимо от их стоимости |
073 |
072 |
3 |
Списание пришедших в негодность предметов, находящихся в эксплуатации |
260 |
071, 073 |
4 |
Оприходование материалов, полученных от списания отдельных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств |
063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности», 064 «Топливо, горючее и смазочные материалы», 067 «Прочие материалы», 069 «Запасные части» |
|
5 |
Оприходование материалов, полученных от списания отдельных предметов, приобретенных за счет внебюджетных средств |
063, 064, 067, 069 |
237 «Прочие источники» |
6 |
Реализация отдельных предметов, приобретенных за счет бюджетных средств: | ||
а) списание первоначальной стоимости предметов, отгруженных покупателю |
260 |
070-073 | |
б) отпускная стоимость предметов, отгруженных покупателю |
178 |
173 | |
в) поступление платы от покупателя |
100, 120 |
178 | |
7 |
Реализация отдельных предметов, приобретенных за счет внебюджетных средств: | ||
а) списание первоначальной стоимости предметов, отгруженных покупателю |
260 |
070-073 | |
б) отпускная стоимость предметов, отгруженных покупателю |
178 |
237 | |
в) поступление платы от покупателя |
111, 120 |
178 | |
8 |
Списание недостач предметов, выявленных при инвентаризации и принятых за счет организации |
260 |
070-073 |
9 |
Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных за счет виновных лиц (если предметы приобретались за счет бюджетных средств): | ||
а) на первоначальную стоимость списанных предметов (две записи одновременно) |
170 «Расчеты по недостачам» |
070-073 | |
260 |
173 | ||
б) на разницу между суммой причиненного вреда и первоначальной стоимостью недостающих предметов |
170 |
173 | |
10 |
Списание недостач предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных за счет виновных лиц (если предметы приобретались за счет внебюджетных средств): | ||
а) на первоначальную стоимость списанных предметов (две записи одновременно) |
170 |
070-073 | |
260 |
|||
б) на разницу между суммой причиненного вреда и первоначальной стоимостью недостающих предметов |
170 |
237 или 410 |
Учет операций по выбытию и перемещению отдельных предметов ведется в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств ф.438, совмещенной с мемориальным ордером 10 (приложение 10 к постановлению № 15). Записи в ней производятся по каждому документу. В графе «Итого» записывается сумма выбывших и перемещенных материальных ценностей, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца итоги граф «дебет субсчетов», «кредит субсчетов», «вторые записи» записываются в книгу «Журнал-главная».
Оформление выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации
На работах с вредными, опасными условиями труда, а также связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам средства индивидуальной защиты (п.5 ст.226 Трудового кодекса РБ).
Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 утверждена Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее - Инструкция № 209), которая регламентирует общие правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.09.2006 № 110 (далее - Типовые нормы). Работники организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах, обеспечиваются указанными в них средствами индивидуальной защиты, если нормы выдачи средств индивидуальной защиты по этим профессиям и должностям не предусмотрены в соответствующих отраслевых нормах.
В настоящее время утверждены следующие типовые отраслевые нормы (применительно к бюджетным организациям):
• Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в организациях образования, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.07.2009 № 93;
• Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в научно-исследовательских организациях, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.07.2009 № 94;
• Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в организациях здравоохранения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 01.09.2008 № 129;
• Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам культуры, телевидения и радиовещания, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 06.07.2005 № 84;
• Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, осуществляющим производство наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2005 № 28;
• Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам государственных организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 17.03.2005 № 25;
• Нормы оснащения санитарной одеждой работников государственных организаций здравоохранения, за исключением государственных организаций здравоохранения, оказывающих скорую (неотложную) медицинскую помощь, организаций медицинской техники, баз хранения медицинской техники и имущества, утвержденные постановлением Минздрава РБ от 13.03.2012 № 19.
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций (п.5 Инструкции № 209).
Организации имеют право самостоятельно формировать нормы бесплатного обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. При их разработке следует руководствоваться Типовыми нормами и типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (п.22 Инструкции № 209).
Организация имеет право предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам средств индивидуальной защиты сверх типовых норм (п.18 Инструкции № 209).
Выдача работникам организации в индивидуальное пользование и возврат ими средств индивидуальной защиты отражаются в личной карточке учета средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении 2 к Инструкции № 209. Карточка открывается на каждого работника в одном экземпляре и хранится у материально ответственного лица. В ней указываются:
• сведения о работнике, наименование средств индивидуальной защиты по установленным нормам (с указанием количества и сроков носки). Данная информация подтверждается подписями главного бухгалтера (бухгалтера), специалиста отдела кадров, руководителя структурного подразделения, специалиста по охране труда, лица, ответственного за выдачу средств индивидуальной защиты, а также работника;
• дата выдачи и возврата каждого наименования средств индивидуальной защиты;
• стоимость средств индивидуальной защиты при выдаче и возврате;
• процент износа средств индивидуальной защиты при выдаче и возврате;
• расписка работника в получении и возврате средств индивидуальной защиты;
• расписка материально ответственного лица в приемке (при возврате средств индивидуальной защиты).
Допускается ведение учета средств индивидуальной защиты на электронных носителях (п.51 Инструкции № 209).
Средства индивидуальной защиты подлежат возврату в случаях (п.30 Инструкции № 209):
• окончания носки;
• увольнения работника до окончания сроков носки;
• перевода работника на другую работу (у того же нанимателя), для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены Типовыми нормами.
Установлено, что средства индивидуальной защиты, возвращенные работниками и пригодные для использования, применяются по назначению (выдаются другим работникам) только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается в зависимости от степени изношенности и заносится в личную карточку (п.52 Инструкции № 209).
Средства индивидуальной защиты, возвращенные работниками и непригодные для использования, списываются и направляются для ремонта средств индивидуальной защиты, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье. В тех случаях, когда отдельные виды средств индивидуальной защиты не могут быть приняты для использования в качестве вторичного сырья, они утилизируются (п.50 Инструкции № 209).
Если увольняющийся работник не возвращает средства индивидуальной защиты, по которым не истекли сроки носки, он должен возместить их остаточную стоимость. Аналогичный порядок предусмотрен при переводе работника (не возвратившего средства индивидуальной защиты) у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены Типовыми нормами (п.31 Инструкции № 209).
Дежурные средства индивидуальной защиты коллективного пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой. В этих случаях средства индивидуальной защиты выдаются под ответственность уполномоченных должностных лиц (мастеров и др.) (п.44 Инструкции № 209).
Если работники вынуждены приобретать средства индивидуальной защиты и осуществлять уход за ними за свой счет, нанимателю предоставлено право компенсации работникам понесенных ими расходов (п.61 Инструкции № 209).
Аналитический учет отдельных предметов
Учет на складе и в эксплуатации ведется в разрезе материально ответственных лиц, источников приобретения, по наименованиям предметов и количеству. Учет материально ответственными лицами ведется в книге складского учета материальных ценностей ф.М-17 (приложение 26 к постановлению № 15) или на карточках складского учета материальных ценностей ф.М-17А (приложение 44 к постановлению № 15). Карточки регистрируются в описи карточек складского учета ф.М-17Б (приложение 45 к постановлению № 15).
Новые и бывшие в употреблении предметы мягкого инвентаря должны находиться на ответственном хранении у разных материально ответственных лиц (часть шестая п.4 Инструкции № 63).
Передача предметов мягкого инвентаря в стирку или ремонт и прием из стирки и ремонта в регистрах складского учета не отражается.
Предметы стоимостью до одной базовой величины за единицу (комплект), которые при передаче в эксплуатацию были списаны (см. операцию 1а в таблице 3) и не числятся в составе активов организации по данным бухгалтерского учета, продолжают учитываться в рамках оперативного учета. Для этих целей используется ведомость оперативного (количественного) учета движения отдельных предметов в составе оборотных средств, находящихся в эксплуатации, ф.412 (приложение 37 к постановлению № 15) или книга складского учета материальных ценностей ф.М-17 (приложение № 26 к постановлению № 15). Учет этих предметов ведется бухгалтерией и материально ответственными лицами, которым выданы ценности. Работники бухгалтерии периодически проверяют фактическое наличие таких предметов с записями в этих регистрах, о чем на последней странице ф.412 или ф.М-17 делается отметка с указанием даты и подписи бухгалтера (части восьмая и девятая п.2 Инструкции № 63).
Аналитический учет в бухгалтерии по субсчетам 070-073 ведется по наименованиям предметов, количеству, стоимости, материально ответственным лицам, источникам приобретения, а по субсчетам 072, 073 - и по группам отдельных предметов. Перечень групп приведен в п.4 Инструкции № 63. В него входят:
• белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
• постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные, полотенца и т.п.);
• одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);
• обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);
• спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.).
Для ведения аналитического учета используются книга количественно-суммового учета материальных ценностей ф.296 (приложение 21 к постановлению № 15) или карточки такого же названия ф.296А (приложение 30 к постановлению № 15). Карточки регистрируются в реестре карточек ф.279 (приложение 36 к постановлению № 15).
В централизованных бухгалтериях аналитический учет ведется по названным выше признакам (группам, наименованиям предметов, количеству, стоимости, источникам приобретения) в целом по всем обслуживаемым организациям и в т.ч. в разрезе обслуживаемых организаций и материально ответственных лиц. Для этих целей предназначена книга количественно-суммового учета материальных ценностей ф.296Б (приложение 22 к постановлению № 15) (часть шестая п.5 Инструкции № 63). Этот регистр составлен некорректно: в нем не оказалось места для указания названий обслуживаемых централизованной бухгалтерией организаций.
Записи в регистрах аналитического учета сверяются с данными учета материально ответственных лиц.
Для сверки аналитического и синтетического учета отдельных предметов по окончании отчетного периода на основании регистров аналитического учета составляется оборотная ведомость по субсчету ф.326 (приложение 33 к постановлению № 15). Итоговые данные оборотных ведомостей сверяются с книгой «Журнал-главная».
![]() |
Обратите внимание! Оборотная ведомость по субсчету ф.326 составляется ежеквартально (часть вторая п.20 Инструкции № 15). По мнению автора, при большой номенклатуре отдельных предметов не стоит откладывать работу по установлению взаимосвязи между синтетическим и аналитическим учетом на квартал, лучше делать ее ежемесячно. |
14.05.2012 г.
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета