


Материал помещен в архив
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В бюджетных организациях для учета расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) материальных ценностей, работ и услуг (далее - поставщики) предназначены 3 активно-пассивных субсчета: 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 179 «Расчеты в порядке плановых платежей». Каждый субсчет используется для учета расчетов с определенной группой организаций-поставщиков (в зависимости от вида деятельности и периодичности хозяйственных связей).
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с действующими нормативными правовыми документами эти субсчета не применяются при отражении операций по расчетам с поставщиками с использованием аккредитивов и чеков из чековых книжек. |
Оформление оплаты обязательств бюджетных организаций перед поставщиками
Расходы бюджетных организаций (включая расчеты с поставщиками) производятся за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Финансирование расходов бюджетных организаций за счет бюджетных источников производится с использованием автоматизированной системы государственного казначейства (далее - АСГК) в соответствии с:
1) Инструкцией о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66 (далее - Инструкция № 66).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2014 г. в Инструкцию № 66 на основании постановления Минфина РБ от 21.02.2014 № 6 внесены изменения и дополнения, в частности, изменено название Инструкции на «Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». |
Действие Инструкции № 66 не распространяется на оплату обязательств получателей бюджетных средств при закупке ими (п.2):
• товаров (работ, услуг), осуществляемых на основании заключенных межгосударственных соглашений, а также регулируемых иными актами законодательства;
• проектно-изыскательских, строительных и ремонтно-строительных работ;
• товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках закупок для нужд сельского хозяйства, если нормативными правовыми актами, регулирующими оплату указанных закупок, не предусмотрено иное;
• работ, услуг по благоустройству населенных пунктов;
2) Инструкцией о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2001 № 120, которой определены особенности оплаты обязательств получателей бюджетных средств через АСГК по строительству и ремонтным работам.
Получателями бюджетных средств на строительство новых, расширение, реконструкцию, реставрацию действующих объектов, ремонт зданий и сооружений, иных объектов, а также выполнение строительных, монтажных, специальных и иных работ за счет бюджетных средств являются государственные заказчики.
Государственный заказчик - республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, обладающие необходимыми инвестиционными ресурсами, или иная организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, заключающие с подрядчиком государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд (часть 2 п.1);
3) Инструкцией о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.07.2011 № 63 (далее - Инструкция № 63).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией № 63 с изменениями, внесенными постановлением Минфина РБ от 08.10.2018 № 66. |
Оплата обязательств получателей бюджетных средств перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за товары (работы, услуги) осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства (абзац 2 п.15 Инструкции № 63). Перечисление средств со счета территориального органа государственного казначейства осуществляется на счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей), минуя счета в банке получателей бюджетных средств. В этом случае в бухгалтерском учете получателей бюджетных средств (бюджетных организаций) отражается одновременно получение бюджетного финансирования и погашение задолженности перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Бухгалтерские записи производятся на основании выписки из лицевого счета (по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 63), формируемой территориальным органом государственного казначейства для получателя бюджетных средств по мере совершения операций (п.26 Инструкции № 63).
Проведение платежей территориальным органом государственного казначейства осуществляется при условии регистрации обязательств получателя бюджетных средств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в пределах предусмотренных ему бюджетных ассигнований (полномочий на использование суммы бюджетных средств, определенных распорядителем бюджетных средств) в текущем финансовом году.
Обязательства, не обеспеченные в текущем финансовом году бюджетными ассигнованиями, территориальным органом государственного казначейства не регистрируются. Заявки на оплату обязательств, не зарегистрированных в территориальном казначействе, к исполнению не принимаются (п.24 Инструкции № 63).
Принятие к оплате обязательств получателей бюджетных средств и проведение расчетов по принятым обязательствам осуществляются территориальным органом государственного казначейства на основании следующих предъявленных получателем бюджетных средств документов (п.9 Инструкции № 66):
• платежного поручения (заявки) на перечисление денежных средств;
• заявления о проведенной процедуре закупки;
![]() |
Справочно Форма заявления о проведенной процедуре закупки была установлена постановлением Минфина РБ от 19.01.2009 № 4 (приложение 2), которое утратило силу с 1 января 2013 г. Вероятно заявление о проведенной процедуре закупки заменит справка о проведении процедуры государственной закупки, приведенная в приложении 25 к постановлению Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 119, которое вступило в силу с 1 января 2013 г.
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2013 г. постановление № 119 на основании постановления Минэкономики РБ от 02.08.2013 № 57 утратило силу. С 1 июля 2019 г. действует постановление МАРТ РБ от 29.12.2018 № 93 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок». |
• договора и документов, составляющих его неотъемлемую часть;
• товарно-сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством (товарная накладная, товарно-транспортная накладная, акт выполненных работ и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения. |
При расчетах в порядке плановых платежей не требуется представлять в территориальный орган государственного казначейства товарно-сопроводительные документы, подтверждающие каждую сделку (поставку товара, выполнение работ, оказание услуг). Подтверждением получения товара (работ, услуг) является акт сверки расчетов получателя бюджетных средств с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По истечении месяца акт сверки расчетов представляется получателем бюджетных средств в орган казначейства (п.28 Инструкции № 66).
Для расчетов по договорам, заключенным с нерезидентами Республики Беларусь, кроме вышеперечисленных документов, получатель бюджетных средств представляет (п.10 Инструкции № 66):
• паспорт сделки в случае, если его оформление предусмотрено законодательством;
![]() |
Справочно Паспорт сделки не действует в связи с отменой постановления Правления Нацбанка РБ от 02.09.2008 № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации паспорта сделки и контроля банками за проведением резидентами внешнеторговых операций»; |
• грузовую таможенную декларацию, иной документ, подтверждающий поступление товара, выполнение работ, оказание услуг по договору с нерезидентом Республики Беларусь.
Информационный обмен между получателем бюджетных средств и территориальным органом государственного казначейства осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях либо в электронном виде (часть первая п.17 Инструкции № 63).
Если закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по договору за счет нескольких источников финансирования (бюджетных и иных), при представлении в органы государственного казначейства платежного поручения на перечисление бюджетных средств получатель бюджетных средств обязан представить копии платежных поручений с отметкой банка, подтверждающие перечисление средств за счет иных (внебюджетных) источников. Перечисление средств при оплате таких закупок осуществляется пропорционально доле каждого источника в общем объеме финансирования (часть вторая п.33, п.34 Инструкции № 66).
Если за счет нескольких источников финансирования осуществляется выполнение работ на создание (передачу) научно-технической продукции, в качестве документов, подтверждающих привлечение для выполнения работ собственных средств, представляются сведения организаций-исполнителей с указанием наименования выполненных работ и фактических затрат на их выполнение. Указанные сведения представляются по итогам выполнения этапов работ, которые согласно утвержденному календарному плану работ выполняются с привлечением собственных средств (п.35 Инструкции № 66).
![]() |
Справочно С 1 января 2013 г. отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку, регулируются Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» установлены некоторые меры по реализации указанного выше Закона. В частности, размещение информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках производится в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте http://www.icetrade.by, оператором которого является информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (подп.1.2 и 1.3 п.1).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. вместо постановления № 778 действует постановление Совета Министров РБ от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Комментарий см. здесь. С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом РБ от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь. |
Оформление оплаты обязательств бюджетных организаций перед поставщиками за счет внебюджетных источников производится в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. Инструкция о банковском переводе изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка РБ от 02.12.2019 № 476. |
Характеристика субсчетов по учету расчетов с поставщиками
Субсчет 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
На субсчете 150 учитываются расчеты с поставщиками за строительные материалы, конструкции и детали, оборудование для установки и т.п., приобретаемые организацией за счет бюджетных и внебюджетных источников для осуществления капитального строительства. На нем отражаются также расчеты с подрядчиками по конструкциям и деталям, переданным им для строительства и монтажа, и за выполненные строительно-монтажные работы.
По дебету субсчета 150 записываются суммы, перечисленные поставщикам и подрядчикам, а также стоимость переданных подрядчикам конструкций и деталей, строительных материалов для строительно-монтажных работ.
По кредиту субсчета 150 записываются стоимость ценностей, полученных от поставщиков на склад, суммы выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ.
Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 150 на конец отчетного периода определяют по данным аналитического учета, который ведется по каждому поставщику (подрядчику).
В качестве регистров аналитического учета используются книга учета средств и расчетов формы 292 или карточки учета средств и расчетов формы 292А (приложения 19 и 27 к постановлению Минфина РБ от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее - постановление № 15, Инструкция № 15)).
Дебетовый остаток субсчета 150 отражается в разделе 9 «Затраты на капитальное строительство» актива бухгалтерского баланса, кредитовый - в разделе 6 «Финансирование капитального строительства» пассива бухгалтерского баланса.
Субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
На субсчете 178 учитываются расчеты с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за материальные ценности, выполненные работы и услуги, приобретаемые организацией за счет бюджетных и внебюджетных источников (кроме расчетов с поставщиками, учитываемых на субсчетах 150 и 179), а также другие расчеты (например, по претензиям и долгам, переданным на разрешение суда).
По дебету субсчета 178 записывается увеличение дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности, а по кредиту - увеличение кредиторской задолженности и погашение дебиторской задолженности.
Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 178 определяются по данным аналитического учета по каждому дебитору и кредитору.
Дебетовый остаток означает сумму дебиторской задолженности и показывается в разделе 6 «Расчеты» актива бухгалтерского баланса, кредитовый остаток означает сумму кредиторской задолженности и показывается в разделе 3 «Расчеты» пассива бухгалтерского баланса.
Субсчет 179 «Расчеты в порядке плановых платежей»
Расчеты с поставщиками в порядке плановых платежей применяются при наличии постоянных хозяйственных связей с различными предприятиями и организациями по поставкам материальных ценностей и услуг. Расчеты в порядке плановых платежей возможны, например, с поставщиками продуктов питания, организациями общепита за питание учащихся, автобазами за услуги автотранспорта.
Для осуществления расчетов в порядке плановых платежей между поставщиком и покупателем заключается договор, в котором указываются длительность расчетного периода, сроки перечисления платежей, сроки выверки расчетов и порядок завершения расчетов.
Расчеты с поставщиками осуществляются не по каждой отдельной сделке (отгрузке, отпуску товаров), а путем периодического перечисления денежных средств в сроки и размерах, заранее согласованных плательщиком и получателем средств в договоре.
Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из согласованной периодичности платежей и объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Плановые платежи производятся, как правило, платежными поручениями.
Периодически, но не реже 1 раза в месяц, стороны обязаны уточнить состояние расчетов в соответствии со стоимостью фактически полученных материальных ценностей или принятых работ (услуг). Сверка расчетов оформляется актом.
Если стоимость полученных материальных ценностей или принятых работ (услуг) больше или меньше суммы произведенных плановых платежей, образовавшаяся разница в соответствии с договором может быть перечислена (погашена) соответствующей стороной либо учтена при очередном платеже.
Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 179 определяются по данным аналитического учета с каждым поставщиком.
Дебетовый остаток по субсчету 179 отражается в разделе 6 «Расчеты» актива бухгалтерского баланса, а кредитовый - в разделе 3 «Расчеты» пассива бухгалтерского баланса.
№ п/п | Содержание операции | Субсчет 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
Субсчет 179 «Расчеты в порядке плановых платежей» | |||
дебет | кредит | дебет | кредит | дебет | кредит | ||
1 |
Перечисление денежных средств поставщикам за счет бюджетного финансирования со счета территориального органа государственного казначейства (2 записи одновременно): | ||||||
1) получено финансирование |
102 «Текущий счет по капитальным вложениям за счет средств бюджета» |
100 «Текущий счет по бюджету» |
140 «Расчеты по финансиро-ванию из бюджета», 142 «Расчеты по финансиро-ванию за счет других бюджетов», 230 «Финансиро-вание из бюджета», 232 «Финансиро-вание из других бюджетов» |
100 |
140, 142, 230, 232 | ||
2) перечислены средства поставщикам |
102 |
100 |
179 |
100 | |||
2 |
Погашение обязательств получателя бюджетных средств (например, учреждения образования, финансируемого из республиканского бюджета) перед поставщиком путем проведения взаимозачета: | ||||||
- у получателя бюджетных средств (2 записи одновременно): | |||||||
1) получено финансирование |
102 |
143 |
100 |
140 |
100 |
140 | |
2) перечислена задолженность поставщику |
150 |
102 |
178 |
100 |
179 |
100 | |
- у распорядителя бюджетных средств (Министерство образования РБ) (2 записи одновременно): | |||||||
1) получено финансирование |
102 |
231 |
100 |
230 |
100 |
230 | |
2) перечислено финансирование учреждению образования |
143 |
102 |
140 |
100 |
140 |
100 | |
В результате отражения в бухгалтерском учете проведенного взаимозачета у получателя бюджетных средств (учреждения образования) уменьшится кредиторская задолженность перед поставщиком, что должно быть отражено в составе кассовых расходов. Погашение обязательств получателей бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, путем проведения взаимозачета производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), утвержденной постановлением Минфина РБ от 21.12.2011 № 136. По результатам взаимозачета прекращаются обязательства: - плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня; - получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; - бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2013 г. постановлением Минфина РБ от 05.06.2013 № 37 внесены изменения и дополнение в постановление № 136 и утвержденную им Инструкцию. В частности, название Инструкции изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов» | |||||||
3 |
Перечисление поставщикам-нерезидентам денежных средств в иностранной валюте за счет бюджетного финансирования (пересчитанных в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) на дату перечисления иностранной валюты поставщику) |
150 |
101 «Текущий валютный счет по бюджету» |
178 |
101 |
- |
- |
Бюджетные организации могут получать иностранную валюту в порядке бюджетного финансирования в соответствии с Порядком финансирования расходов республиканского бюджета в иностранной валюте, утвержденным приказом Минфина РБ от 23.09.1998 № 224, а также путем ее приобретения в соответствии с действующим законодательством на внутреннем валютном рынке с использованием бюджетных средств. Порядок совершения валютно-обменных операций по покупке иностранной валюты, ее продаже (кроме обязательной продажи), конверсии установлен Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112). Пересчет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в белорусские рубли производится в соответствии со ст.11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». | |||||||
4 |
Перечисление поставщикам-нерезидентам денежных средств в иностранной валюте за счет внебюджетных источников (пересчитанных в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату перечисления иностранной валюты поставщику) |
150 |
118 «Текущий валютный счет по внебюджет-ным средствам» |
178 |
118 |
- |
- |
Бюджетные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут получать иностранную валюту по договорам, заключенным с субъектом валютных операций - нерезидентом (юридическим или физическим лицом) и предусматривающим экспорт продукции (работ, услуг). Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72, определен перечень случаев, в которых организации вправе реализовать продукцию (работы, услуги) физическим лицам за иностранную валюту на территории Республики Беларусь. В установленных случаях организации обязаны получить разрешение Нацбанка РБ. Кроме того, иностранная валюта может быть приобретена за счет внебюджетных источников на внутреннем валютном рынке в соответствии с Инструкцией № 112 | |||||||
5 |
Перечисление поставщикам денежных средств за счет внебюджетных источников (в белорусских рублях) |
150 |
111 «Текущий счет по внебюджет-ным средствам» |
178 |
111 |
179 |
111 |
6 |
Передача подрядным организациям оборудования к установке и строительных материалов для капитального строительства |
150 |
- |
- |
- |
- | |
7 |
Оприходование материальных запасов, полученных от поставщиков |
040, 041 |
150 |
178 |
06 (соответ-ствующий субсчет) |
179 | |
8 |
Оприходование отдельных предметов в составе оборотных средств, приобретенных за счет бюджетных средств (2 записи одновременно) |
- |
- |
178 |
070 |
179 | |
260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» |
200, 202 |
260 | |||||
9 |
Оприходование отдельных предметов в составе оборотных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств (2 записи одновременно) |
- |
- |
070, 072 |
178 |
070 |
179 |
260 |
080, 082, 211, 246 |
260 | |||||
Методика учета отдельных предметов в составе оборотных средств определена Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.04.2004 № 63 | |||||||
10 |
Оприходование объектов основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств (2 записи одновременно) |
- |
- |
178 |
- |
- | |
200, 202 |
250 «Фонд в основных средствах» | ||||||
11 |
Оприходование объектов основных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств (2 записи одновременно) |
- |
- |
01 (соответству-ющий субсчет) |
178 |
- |
- |
176 «Расчеты по целевым суммам на выполнение поручений», 246 |
250 | ||||||
С 1 января 2013 г. методика учета основных средств определена Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2012 № 60 (далее - Инструкция № 60). При приобретении основных средств за счет гуманитарной, спонсорской помощи и других целевых средств одновременно с оприходованием основных средств по цене приобретения составляется запись: Д-т 176 - К-т 250 (п.13 Инструкции № 60) | |||||||
12 |
Приняты выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы на основании акта приемки |
203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения», 212 «Расходы по внебюджет-ным средствам на капитальные вложения» |
150 |
- |
- |
- |
- |
13 |
Приняты работы, услуги (кроме строительно-монтажных работ) от поставщика на основании акта приемки |
- |
- |
080, 082, 200, 211 |
178 |
080, 082, 200, 211 |
179 |
Оприходование материальных ценностей, работ, услуг (операции 7-13), приобретенных за счет бюджетных средств, производится по стоимости приобретения, включая НДС, а приобретенных за счет внебюджетных средств - по стоимости приобретения без НДС (п.1 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2000 № 19). Это правило по отношению к основным средствам конкретизировано в части второй п.12 Инструкции № 60. От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 мая 2019 г. Инструкция № 19 утратила силу постановлением Минфина РБ от 30.04.2019 № 24 «О бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость в бюджетных организациях».Если по названным операциям (7-13) приобретены материальные ценности, работы, услуги за иностранную валюту, оценка активов и обязательств в белорусских рублях производится в соответствии со ст.11 Закона № 3321-XII | |||||||
14 |
Сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных средств: | ||||||
а) дооценка |
150 |
143, 231 |
178 |
140, 142, 230, 232 |
- |
- | |
б) уценка |
143, 231 |
150 |
140, 142, 230, 232 |
178 |
- |
- | |
15 |
Сумма курсовых разниц при переоценке дебиторской задолженности, образованной за счет внебюджетных средств: | ||||||
а) дооценка |
150 |
178 |
237 или 410 |
- |
- | ||
б) уценка |
237 или 410 |
150 |
237 или 410 |
178 |
- |
- | |
16 |
Сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности, образованной за счет бюджетных средств: | ||||||
а) дооценка |
143, 231 |
150 |
140, 142, 230, 232 |
178 |
- |
- | |
б) уценка |
150 |
143, 231 |
178 |
140, 142, 230, 232 |
- |
- | |
17 |
Сумма курсовых разниц при переоценке кредиторской задолженности, образованной за счет внебюджетных средств: | ||||||
а) дооценка |
237 или 410 |
150 |
237 или 410 |
178 |
- |
- | |
б) уценка |
150 |
237 или 410 |
178 |
237 или 410 |
- |
- | |
Бухгалтерские записи по отражению курсовых разниц (операции 14-17) вытекают из Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц», которым установлено: 1) переоценка активов и обязательств в иностранной валюте производится при изменении Нацбанком РБ курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период (подп.1.1 п.1). Переоценивая активы и обязательства на дату составления бухгалтерской отчетности, следует знать, что датой составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день в отчетном периоде (часть пятая п.2 ст.101 Бюджетного кодекса РБ); 2) курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств в иностранной валюте, относятся бюджетными организациями на увеличение или уменьшение источников финансирования (подп.1.2.1 п.1). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Декрет № 15 утратил силу на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы». Следовательно, по операциям, осуществляемым за счет бюджетного финансирования, курсовые разницы относятся в дебет (кредит) соответствующих субсчетов счетов 23 «Финансирование и займы» и 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию». По операциям, осуществляемым за счет доходов от предпринимательской деятельности, курсовые разницы относятся в дебет (кредит) субсчетов 237 или 410. В проекте Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» изменен подход к отражению курсовых разниц по авансам выданным и полученным. Согласно этим изменениям при перечислении аванса в иностранной валюте для покупки товара сумма аванса переоцениваться не будет. Поступивший товар будет приниматься к учету по официальному курсу Нацбанка РБ на дату перечисления аванса. При поступлении аванса от покупателя выручка будет определяться по официальному курсу Нацбанка РБ на дату получения аванса | |||||||
18 |
На сумму НДС по документам поставщиков при приобретении материальных запасов, основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, работ, услуг за счет внебюджетных средств |
175 «Налог на добавленную стоимость по приобретен-ным товарам (работам, услугам)» |
150 |
175 |
178 |
175 |
179 |
19 |
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности, образованной при осуществлении деятельности за счет бюджетных средств |
203 |
150 |
200, 202 |
178 |
200, 202 |
179 |
20 |
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности, образованной при осуществлении деятельности за счет внебюджетных средств |
212 |
150 |
080, 082, 211 |
178 |
080, 082, 211 |
179 |
21 |
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности, образованной при осуществлении деятельности за счет бюджетных средств |
150 |
143, 231 |
178 |
140, 142, 230, 232 |
179 |
140, 142, 230, 232 |
22 |
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности, образованной при осуществлении деятельности за счет внебюджетных средств |
150 |
237 или 410 |
178 |
237 или 410 |
179 |
237 или 410 |
Списание выявленных при инвентаризации сумм дебиторской и кредиторской задолженности (операции 19-22), по которым истек срок исковой давности, в бюджетных организациях осуществляется (части шестая и седьмая ст.12 Закона № 3321-XII): - дебиторская задолженность - на увеличение расходов; - кредиторская задолженность - на увеличение доходов (источников финансирования). Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05. Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении предпринимательской деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли | |||||||
23 |
Возврат получателю бюджетных средств дебиторской задолженности поставщика, возникшей за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года |
102 |
150 |
100 |
178 |
100 |
179 |
24 |
Возврат в текущем финансовом году получателю бюджетных средств дебиторской задолженности поставщика, возникшей за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (2 записи одновременно): | ||||||
1) погашение дебиторской задолженности |
102 |
150 |
100 |
178 |
100 |
179 | |
2) образование задолженности перед бюджетом |
143 |
173 |
140, 142 |
173 |
140, 142 |
173 | |
25 |
Возврат получателю бюджетных средств дебиторской задолженности поставщика, возникшей при осуществлении деятельности за счет внебюджетных средств |
111, 118 |
150 |
111, 118 |
178 |
111 |
179 |
Суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована (главы 6 и 7 Инструкции № 63). При поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору. Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета (подп.40.1 п.40 Инструкции № 63). На счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств. В этом случае поступившую от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. Если поступают суммы дебиторской задолженности прошлых лет, территориальный орган государственного казначейства вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (пп.42-44 Инструкции № 63) |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленном постановлением Минфина РБ от 22.04.2010 № 50, приведены субсчета 240 «Фонд материального поощрения» и 246 «Фонд производственного и социального развития». Указанные фонды формировались на основании положений Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2002 № 152 (утратила силу с 27 июня 2014 г.). С 1 июля 2013 г. порядок формирования внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, осуществления расходов, связанных с такой деятельностью, направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, определяются Положением о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 19.07.2013 № 641. Цели, на которые используются внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, перечислены в части первой п.25 Положения № 641. В данном списке не указаны фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития. Использование внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные частью первой п.25 Положения № 641, отражается по дебету субсчета 411 «Использование прибыли» (вместо субсчетов 240 и 246) и кредиту субсчетов 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 180 «Расчеты с персоналом», 250 «Фонд в основных средствах», 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» (письмо Минфина РБ от 28.01.2014 № 15-1-19/75). |
Регистры бухгалтерского учета расчетов с поставщиками
Кратко о мемориально-ордерной форме учета
Инструкцией № 15 установлено, что основной формой бухгалтерского учета в бюджетных организациях является форма «книга журнал-главная» - разновидность мемориально-ордерной формы учета.
Форма бухгалтерского учета - это сложившийся порядок учетной регистрации хозяйственных операций во взаимосвязанных учетных регистрах, а также последовательность и способ записей.
Основные регистры мемориально-ордерной формы - мемориальные ордера и книга журнал-главная формы 308. Формы мемориальных ордеров приведены в приложениях 1-16 к постановлению № 15, форма книги журнал-главная - в приложении 18.
Мемориальные ордера в бюджетных организациях являются одновременно и накопительными ведомостями. Каждый из них предназначен для отражения определенных операций (отдельных первичных документов или группы однородных документов) и имеет постоянный номер. Инструкцией № 15 предусмотрено 15 таких мемориальных ордеров - накопительных ведомостей. Некоторые из них - регистры синтетического и аналитического учета.
По операциям, не охваченным мемориальными ордерами - накопительными ведомостями, и по операциям «красное сторно» составляются отдельные мемориальные ордера формы 274 (приложение 16 к постановлению № 15), которые нумеруются начиная с 16-го номера за каждый месяц в отдельности.
В мемориальном ордере формы 274 отражаются, например, бухгалтерские записи по Д-т 040, 041, 203, 212, 175, 143, 231, 410, 237 и К-т 150 (операции 7, 12, 14б, 15б, 16а, 17а, 18,19, 20 таблицы 1), а также по Д-т 150 и К-т 143, 231, 237, 410 (операции 14а, 15а, 16б, 17б, 21, 22 таблицы 1).
Записи в мемориальные ордера - накопительные ведомости и в мемориальные ордера формы 274 производятся не позднее дня, следующего за днем получения первичных учетных документов (часть третья п.22 Инструкции № 15).
Бухгалтерские записи, отражаемые в мемориальных ордерах, могут быть простыми или сложными. Простые записи затрагивают 2 счета (дебет одного счета (субсчета) и кредит другого счета (субсчета)). Сложные записи затрагивают несколько счетов (дебет одного счета (субсчета) и кредит нескольких счетов (субсчетов) или дебет нескольких счетов (субсчетов) и кредит одного счета (субсчета)).
Учет операций, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, ведется раздельно. В связи с этим Инструкцией № 15 рекомендуется каждому субсчету присваивать отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам - 1; по средствам, полученным от предпринимательской деятельности, - 2; по целевым средствам - 3 и т.д.). Отличительный признак может присваиваться субсчетам в случае получения средств из бюджетов разных уровней (часть вторая п.24 Инструкции № 15).
Мемориальные ордера - накопительные ведомости и мемориальные ордера формы 274 составляются в разрезе источников финансирования (отдельно по операциям, производимым за счет средств бюджета, и отдельно по операциям, производимым за счет внебюджетных источников финансирования). В заголовочной части регистров указывается источник финансирования.
Мемориальные ордера подписываются исполнителем, руководителем группы учета (в централизованных бухгалтериях) и главным бухгалтером или его заместителем (часть пятая п.22 Инструкции № 15).
Для учета расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) предназначены регистры, приведенные в таблице 2.
Регистры бухгалтерского учета расчетов с поставщиками | ||
Номер мемориального ордера | Номер формы | Наименование формы документа |
6 |
408 |
Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами (приложение 6 к постановлению № 15) |
7 |
408 |
Накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей (приложение 7 к постановлению № 15) |
Как видим, форма 408 накопительной ведомости используется для составления 2 мемориальных ордеров (мемориального ордера 6 и мемориального ордера 7). Итоги накопительных ведомостей по окончании месяца являются мемориальными ордерами.
Бюджетные организации имеют право применять машинно-ориентированные формы учета, предусматривающие автоматизацию бухгалтерского учета с использованием соответствующих программных продуктов. При этом выходные формы документов (мемориальные ордера, книга журнал-главная и др.) ежемесячно должны выводиться на бумажные носители, а содержание показателей в этих формах должно соответствовать требованиям, предусмотренным Инструкцией № 15 для регистров бухгалтерского учета (п.31 Инструкции № 15).
Форма бухгалтерского учета, применяемые технологии обработки учетной информации (используемые компьютерные программы) предусматриваются в учетной политике организации.
Особенности мемориально-ордерной формы в организациях с небольшим объемом совершаемых операций
Инструкцией № 15 установлено, что в организациях с небольшим объемом совершаемых операций мемориальные ордера - накопительные ведомости ведутся в обязательном порядке лишь по операциям, отражаемым в мемориальных ордерах 1, 2, 3 (по операциям по движению денежных средств в кассе, на счетах в банке и на лицевых счетах в территориальных органах государственного казначейства). По остальным операциям (включая операции по расчетам с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)) в таких организациях рекомендуется составлять мемориальные ордера формы 274. Операции в них отражаются (накапливаются) ежедневно по мере их совершения. Мемориальным ордерам формы 274 присваиваются номера начиная с номера 4 (4, 5, 6 и т.д.), в каждом из которых в течение месяца накапливаются данные по определенной группе операций, т.е. мемориальный ордер формы 274 служит одновременно накопительной ведомостью по определенной группе операций (п.23).
Порядок заполнения мемориального ордера 6 и переноса данных в книгу журнал-главная
Мемориальный ордер 6 - накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами является регистром синтетического и аналитического учета по субсчету 178. Для записи по каждому документу (платежному поручению, счету-фактуре и др.) в ведомости отводится отдельная строка.
В начале каждого месяца из накопительной ведомости за прошлый месяц суммы по графам 23-24 «Остаток на конец месяца по субсчету 178» переносятся в накопительную ведомость текущего месяца в графы 5-6 «Остаток на начало месяца по субсчету 178» по каждому документу с указанием наименования поставщика.
По мере оплаты счета поставщика в графах 2-4, 7-12 производятся записи по каждой позиции (строке) с указанием даты, номера платежной инструкции и кредитуемых субсчетов (100, 101, 111, 118, 140, 230 и др.) в корреспонденции с дебетом субсчета 178. Записи по кредиту субсчетов по учету денежных средств не включаются в сумму оборотов по мемориальному ордеру 6 для записи в книгу журнал-главная. В книгу журнал-главная суммы по этим операциям переносятся из мемориальных ордеров 2 и 3.
На суммы полученных материальных ценностей, принятых работ, услуг, а также на суммы, возвращенные поставщиками и подрядчиками, в накопительной ведомости производится запись в графе 15 (кредит субсчета 178) и в графах 16-20 (дебет субсчетов 060-069, 070, 072, 013-019, 200, 211, 100, 101, 111, 118 и др.). Вторые записи отражаются по графам 21-22.
Вторая запись - это бухгалтерская проводка, которая обязательно составляется при наличии первой (по конкретной хозяйственной операции, например, при оприходовании объектов основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств). Вторая запись отражается, как правило, в том мемориальном ордере, в котором отражена первая запись.
По окончании месяца по каждой позиции (строке) по графам 23-24 подсчитывается остаток (дебетовый или кредитовый) на конец месяца, а также подсчитываются итоги по каждой графе.
Итоги графы 15 «Кредит субсчета 178», граф 16-20 «Дебет субсчетов», граф 21-22 «Вторые записи» (за исключением сумм, возвращенных поставщиками на текущие счета в банке) записываются в книгу журнал-главная. Суммы, возвращенные поставщиками (Д-т субсчетов 100, 101, 111, 118 и др. - К-т субсчета 178), записываются в книгу журнал-главная из мемориальных ордеров 2 и 3.
Аналитический учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами можно вести в книге учета средств и расчетов формы 292 или на карточках учета средств и расчетов формы 292А.
![]() |
Пример Заполним мемориальный ордер 6 за апрель, используя условный пример по операциям, осуществляемым за счет бюджетных средств. Данные для его заполнения приведены в таблицах 3 и 4.
<…> |
Итоги графы 15 «Кредит субсчета 178» (4 175 000), граф 16, 18, 19 «Дебет субсчетов» (3 250 000, 425 000, 450 000), графы 21 «Вторые записи» (425 000) записываются в книгу журнал-главная. Итог графы 17 (50 000), означающий возврат средств поставщиками на бюджетный счет организации (Д-т 100 - К-т 178), итог графы 9 (4 125 000), означающий перечисление средств поставщикам (Д-т 178 - К-т 100), записывается в книгу журнал-главная из мемориального ордера 2. Мемориальный ордер 2 ведется отдельно по операциям, связанным с движением денежных средств на текущем бюджетном счете в банке, и отдельно по операциям, связанным с движением денежных средств на лицевом счете в территориальном органе государственного казначейства.
Порядок заполнения мемориального ордера 7 и переноса данных в книгу журнал-главная
Мемориальный ордер 7 - накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей является регистром синтетического и аналитического учета по субсчету 179.
Порядок заполнения этого регистра и определения суммы оборотов для внесения в книгу журнал-главная аналогичен порядку заполнения и внесения в книгу журнал-главная накопительной ведомости по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами (мемориального ордера 6).
Особенность заполнения регистра состоит лишь в том, что в нем для каждого поставщика отводится необходимое количество строк для отражения операций в течение месяца.
Аналитический учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей может вестись в книге учета средств и расчетов формы 292 или на карточках аналогичного названия формы 292А.
Бухгалтерские записи по оприходованию продуктов питания (Д-т 061, 066, 200 - К-т 179) накапливаются в течение месяца в разрезе материально ответственных лиц и поставщиков в своде накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398 (мемориальный ордер 11) (приложение 11 к постановлению № 15). Аналитический учет расчетов с поставщиками продуктов питания можно вести в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 или в книге формы 292 (на карточках формы 292А).
24.04.2013
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета