Пособие от 31.10.2011
Автор: Шкирман С.

Учет расходов, связанных с приобретением товаров: есть проблема


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ ТОВАРОВ: ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Предмет спора

В последнее время в бухгалтерской среде не утихают споры о том, как следует отражать в бухгалтерском учете расходы, связанные с приобретением товаров. Споры эти вызваны комментариями в экономической печати по поводу Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (вступила в силу с 27 января 2011 г.; далее - Инструкция № 133).

В одних случаях разъясняют, что названные расходы следует относить не на счет 41 «Товары», увеличивая тем самым стоимость этих активов, а на счет 44 «Расходы на реализацию», отражая по дебету счета 41 лишь покупную стоимость активов, указанную в первичных учетных документах. В других случаях - что эти расходы отражаются по дебету счета 41.

Чтобы выяснить суть проблемы, рассмотрим положения Инструкции № 133.

Положения Инструкции № 133

Прежде всего следует отметить, что товары относятся к запасам (п.3 Инструкции № 133).

Далее в пп.6 и 7 Инструкции № 133 закреплено, что запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.

К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:

- стоимость запасов по ценам приобретения;

- таможенные сборы и пошлины;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

- затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

- затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

- транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Казалось бы, оснований для споров нет, и расходы, связанные с приобретением товаров, следует относить на счет 41, увеличивая покупную стоимость товаров. Однако согласно п.8 Инструкции № 133 товары, приобретенные организацией для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения.

Именно на п.8 Инструкции № 133 ссылаются в своих утверждениях сторонники позиции, что расходы, связанные с приобретением товаров, следует отражать на счете 44.

Положения Закона о бухгалтерском учете и отчетности

При изучении данного вопроса следует учесть нормы Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII), согласно ст.11 которого стоимость активов, приобретенных за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров. Исключения для товаров, приобретенных с целью их последующей реализации, Закон № 3321-XII не содержит, хотя и имеет отсылочную норму к «иным нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности».

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

Как известно, на основании части четвертой ст.10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» законы имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств. Поэтому в вопросах, по которым между Инструкцией № 133 и Законом № 3321-XII возникают противоречия, руководствоваться следует нормами Закона № 3321-XII.

Косвенно на возможность включения, например, транспортных расходов в цену приобретения товара указывает и последний абзац подп.2.2 п.2 ст.130 Налогового кодекса РБ (далее - НК).

 

 

От редакции: С 1 января 2013 г. подп.2.2 п.2 ст.130 НК исключен на основании Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З.

 

Следует отметить, что при принятии важнейших нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (таких как Инструкция № 133) не в полной мере учитываются нормы Закона № 3321-XII.

Какова будет позиция представителей Министерства по налогам и сборам при осуществлении проверок субъектов хозяйствования по данному вопросу?

Практически весь перечень названных в п.7 Инструкции № 133 затрат, связанных с приобретением товаров, не подлежит распределению на фактически реализованные товары при исчислении налога на прибыль.

Дело в том, что согласно последнему абзацу подп.2.2 п.2 ст.130 НК распределению на сумму затрат, приходящихся на фактически реализованные товары, и сумму затрат, относящихся к остаткам товаров на конец налогового периода, подлежат транспортные расходы (если транспортные расходы не включаются в цену приобретения товара) и проценты по кредитам, займам, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Таким образом, в случае отнесения расходов, связанных с приобретением товаров, в дебет счета 44, вся сумма данных расходов (за исключением названных в последнем абзаце подп.2.2 п.2 ст.130 НК) подлежит списанию в месяце их осуществления на финансовый результат (в дебет счета 90 «Реализация») без распределения между фактически реализованными товарами и остатками товаров на конец налогового периода. Разделят ли такую позицию представители Министерства по налогам и сборам РБ (далее - МНС) при проведении проверок субъектов хозяйствования по данному вопросу?

Во избежание возможных недоразумений хотелось бы, чтобы разъяснения по вопросам, связанным с особенностями налогообложения, готовились совместно с МНС (или хотя бы согласовывались с МНС), так как именно представители данного контролирующего органа будут проверять соблюдение субъектами хозяйствования норм налогового законодательства на практике.

Рекомендации субъектам хозяйствования

Как уже не раз было, бухгалтеры снова оказались в ситуации, когда им необходимо самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность. Что можно посоветовать?

Прежде всего, направить письмо в свою инспекцию МНС, в котором спросить, можно ли включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении, всю сумму расходов, связанных с приобретением товара, без распределения их между фактически реализованными товарами и остатками товаров на конец налогового периода (кроме, разумеется, транспортных расходов и процентов по кредитам и займам). При получении положительного ответа можно не опасаться будущих налоговых проверок.

Если же ответ будет отрицательным, в качестве оправдания своих действий можно привести часть первую ст.11 Закона № 3321-XII, согласно которой при принятии активов на бухгалтерский учет их стоимость определяется в соответствии с Законом № 3321-XII, а также иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности. Инструкцию № 133 (п.8 которой содержит норму прямого действия) как раз таки можно отнести к иному нормативному правовому акту по бухгалтерскому учету и отчетности.

И конечно, организации следует закрепить применяемый порядок учета товаров в своей учетной политике. Как видим, в спорных ситуациях локальный документ «Учетная политика» из формального внутреннего документа превращается в своеобразный бухгалтерский устав организации.

 

31.10.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист