Расчет от 15.09.2011
Автор: Прохожая В.

Учет транспортных расходов при формировании цен


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН

Включение транспортных расходов в отпускную цену продукции

Несмотря на отмену с 14 апреля 2011 г. Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183, затраты, включаемые в цену (тариф), должны быть обоснованны. Соответственно обоснованно должно быть и включение в цену транспортных расходов по доставке товара покупателям.

Для обеспечения нормальной работы организации в различных условиях поставки производимой продукции целесообразно иметь 2 сформированные цены: с включением транспортных расходов и без них.

Применение той или иной цены необходимо согласовывать в договоре поставки или договоре купли-продажи (в зависимости от того, кто будет доставлять продукцию покупателю).

При небольших расстояниях перевозки в цену, сформированную с учетом транспортных расходов, можно включать усредненную сумму расходов по доставке продукции покупателям, чтобы исключить зависимость от расстояния доставки.

Размер транспортных расходов, включаемых в цену продукции, в таком случае может рассчитываться исходя из доли расходов на доставку готовой продукции покупателям в полной фактической себестоимости продукции либо в сумме фактических коммерческих расходов за определенный период, предшествующий формированию цены. Таким периодом, например, может быть предыдущий квартал. При этом фактический размер транспортных расходов для включения их в плановую себестоимость может быть увеличен на рост цен в текущем квартале (на автомобильное топливо) либо на планируемый рост заработной платы водителей и т.п.

Если транспортные расходы включаются в цену в зависимости от расстояния доставки, у организации должна быть рассчитана средняя стоимость доставки товара на 1 км или на 1 т/км. Нормы расстояний перевозок грузов между населенными пунктами Республики Беларусь утверждены постановлением Минтранса РБ от 15.11.2002 № 37. Умножив расстояние доставки на стоимость перевозки на 1 км, можно рассчитать транспортные расходы, которые должен оплатить покупатель в цене продукции при доставке ее продавцом.

Стоимость доставки груза может быть рассчитана в порядке, учитывающем особенности деятельности и структуры организации и закреплена в ее учетной политике. При этом для расчета стоимости перевозки можно воспользоваться Методическими рекомендациями по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь, утвержденными приказом Минтранса РБ от 21.06.2011 № 305-Ц.

Распределение транспортных расходов

Если в организации транспортные расходы по доставке продукции покупателям рассчитаны на 1 км доставки и доставка товара осуществляется одновременно нескольким покупателям, расходы по доставке могут быть распределены между этими покупателями.

Пример 1

Организация-производитель, расположенная в г.Гродно, доставляет свою продукцию покупателям одним рейсом по маршруту: г.Скидель (50 км), г.Щучин (80 км), г.Лида (110 км), г.Минск (280 км) (расстояния взяты примерно).

Условно примем, что стоимость доставки на 1 км составляет 4 000 руб. Следовательно, общая стоимость доставки по всему маршруту (до г.Минска) будет равна 1 120 000 руб. (280 х 4 000).

Между покупателями расходы могут быть распределены следующим образом:

покупатель из г.Скиделя оплачивает 50 000 руб. (50 х 4 000 /4);

покупатель из г.Щучина - 90 000 руб. (50 000 + ((80 - 50) х 4 000 / 3));

покупатель из г.Лида - 150 000 руб. (90 000 + ((110 - 80) х 4 000 / 2));

покупатель из г.Минска - 830 000 руб. (150 000 + (280 - 110) х 4 000).

Итого: 1 120 000 руб. (50 000 + 90 000 + 150 000 + 830 000).

 

Однако такое распределение возможно только в случае, если оплата товара производится после доставки его покупателю. При этом договором должен быть предусмотрен порядок предъявления транспортных расходов дополнительно к отпускной цене товара, сформированной без учета транспортных расходов.

Вместе с тем на практике такой порядок предъявления транспортных расходов затруднителен. Часто имеют место ситуации, когда одним и тем же рейсом осуществляется доставка продукции покупателям, а при возвращении производится загрузка транспорта сырьем и материалами, предназначенными для производства, или товарами, предназначенными для дальнейшей реализации. При этом возникает необходимость распределения транспортных расходов на расходы, связанные с приобретением сырья и материалов (товаров), и на расходы, связанные с реализацией.

Представляется, что в этом случае применять рассмотренный выше метод установления затрат на 1 км доставки груза нецелесообразно.

В этом случае более оправданным будет включить в цену средний процент затрат на транспортные расходы по доставке продукции покупателям, а фактические транспортные расходы распределить между расходами на реализацию продукции и расходами, связанными с приобретением сырья и материалов (товаров).

Практически в каждой отрасли имеются свои методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Поэтому руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями следует исходя из осуществляемого организацией вида деятельности.

Калькуляционные статьи затрат подразделяются на прямые и косвенные в зависимости от способа включения их в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) или групп однородной продукции.

Под прямыми понимаются затраты, связанные с производством конкретного вида изделия либо нескольких видов однородной продукции и имеющие пропорциональную связь с объемом работ по изготовлению каждого вида продукции и возможность распределения по принципу прямой связи. К прямым затратам можно отнести расходы на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, а также расходы на оплату труда производственных рабочих, потери от брака и др.

К косвенным относятся затраты, которые не имеют прямой связи с отдельными видами продукции и включаются в их себестоимость с помощью специальных смет, указанных в методических рекомендациях. К косвенным расходам относятся общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие и т.п.

Транспортные расходы для промышленности будут косвенными затратами и в отдельную статью расходов не выделены. Они - составная часть отдельных статей затрат.

Организации, осуществляющие промышленное производство, торговую и иную деятельность, должны вести раздельное прогнозирование и учет затрат с тем, чтобы обеспечивалось точное исчисление себестоимости продукции и финансовых результатов по каждому виду деятельности.

Законодательством не установлены конкретные методы распределения расходов между видами деятельности или видами выпускаемой продукции. Организация вправе самостоятельно определять показатели, пропорционально которым будет осуществляться распределение тех или иных расходов исходя из особенностей производственного цикла, структуры себестоимости, отраслевых особенностей производства.

При этом для каждого вида косвенных расходов может быть определена своя база распределения. В учетной политике организации должно быть оговорено, как именно происходит распределение каждого вида косвенных расходов. Способ их распределения устанавливается на отчетный год и в течение этого периода изменению не подлежит.

Фактические транспортные расходы организации, в т.ч. по сбыту продукции, должны определяться по данным бухгалтерского учета. Для этого нужно грамотно и правильно организовать ведение бухгалтерского учета с учетом специфики конкретной организации: несмотря на то, что транспортные расходы по сбыту продукции не всегда выделяются в калькуляции в отдельную статью затрат, организации необходимо обеспечить их учет.

Рассмотрим порядок определения суммы транспортных расходов по сбыту продукции и формирования отпускной цены на эту продукцию.

Пример 2

Предприятие доставляет приобретаемое сырье и материалы, а также производит доставку готовой продукции покупателям сторонним транспортом. За месяц приобретено сырья на 100 000 000 руб., отгружено продукции на 250 000 000 руб. Транспортные расходы, оплаченные сторонней организации и учтенные на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», за месяц составили 12 000 000 руб. Предприятие распределяет транспортные расходы пропорционально стоимости приобретенного сырья и отгруженной продукции, что в учете отражается следующими записями.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Произведена оплата транспортных услуг

60

51

12 000 000

На сумму налога на добавленную стоимость, предъявленного транспортной организацией

18

60

2 000 000

На сумму транспортных расходов, приходящихся на заготовку сырья и материалов

((12 000 000 - 2 000 000) х 100 000 000 /

/ (100 000 000 + 250 000 000))

10, 15, 16

60

2 857 143

На сумму транспортных расходов, связанных со сбытом продукции

((10 000 000 - 2 857 143) или

(12 000 000 - 2 000 000) х 250 000 000 /

/ (100 000 000 + 250 000 000))

44

60

7 142 857

 

Аналогично могут быть распределены транспортные расходы в ситуации, когда доставка осуществляется собственным транспортом организации. Только в этом случае вместо счета 60 следует использовать счет 23 «Вспомогательные производства», субсчет 23-2 «Внутризаводское транспортное обслуживание».

Пример 3

Предположим, за квартал транспортные расходы, связанные со сбытом продукции, составили 44 000 000 руб. (без НДС). В целом коммерческие расходы за квартал составили без НДС 82 000 000 руб. Тогда удельный вес транспортных расходов в коммерческих равен 0,536 6 (44 000 000 / 82 000 000).

За квартал отгружено продукции на сумму 760 000 000 руб. (без НДС). Коммерческие расходы на 1 руб. отгруженной продукции - 0,107 9 (82 000 000 / 760 000 000). При таких исходных данных коммерческие расходы на единицу отгруженной продукции «А», отпускная цена которой без НДС равна 1 000 000 руб., - 107 900 руб. (1 000 000 х 0,107 9).

Транспортные расходы в фактических коммерческих расходах на продукцию «А» равны 57 899 руб. (107 900 х 0,536 6).

С учетом планируемого на предприятии роста заработной платы водителей, а также роста цен на автомобильное топливо, рост коммерческих расходов ожидается на уровне 2 %.

Тогда с учетом роста коммерческие расходы составят на единицу продукции «А» 110 058 руб. (107 900 х 1,02), в т.ч. транспортные - 31 069 руб. (57 899 х 0,536 6).

В рассмотренной ситуации плановая калькуляция на изделие «А» с учетом роста коммерческих расходов будет выглядеть следующим образом.

 

Экономическое обоснование цены

на  изделие «А» 

(для упрощения взяты укрупненные статьи затрат)

 

№ п/п

Наименование статей расходов

Сумма, руб.

Обоснование затрат

цена на условиях франко-отправления

цена на условиях франко-назначения

1

Основные материалы

450 000

450 000

Согласно нормам расхода и ценам на материалы

2

Вспомогательные материалы

15 000

15 000

3

Заработная плата основных рабочих

90 000

90 000

Согласно расценкам и нормам времени

4

Дополнительная заработная плата

18 000

18 000

По фактически сложившемуся проценту (20 %)

5

Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ

36 720

36 720

(90 000 + 18 000) х

х 34 %

6

Страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»

648

648

108 000 х 0,6 %

7

Накладные расходы

99 000

99 000

110 % к основной заработной плате

8

Коммерческие расходы

78 989

(110 058 -

- 31 069)

110 058

Согласно произведенным расчетам

9

Полная себестоимость

788 357

819 426

Сумма строк с 1 по 8

10

Рентабельность, %

22,38

22,38

 

11

Прибыль

176 434

183 388

Строка 9 х стр.10 /

/ 100

12

Итого отпускная цена без НДС

964 791

1 002 814

Строка 9 + стр.11

13

Сумма НДС

192 958

200 563

Строка 12 х 20 %

14

Отпускная цена с НДС

1 157 749

1 203 377

Строка 12 + стр.13

 

Прейскурант на производимую продукцию «А» (условно - пальто женское модели 25Н-11) может быть следующим (цифры условные).

 

ОАО «Радуга»

 

УТВЕРЖДАЮ

(наименование

 

Директор

 

Гулев

А.Н.Гулев

организации)

 

(должность)

 

(подпись)

(расшифровка 

 

 

 

 

 

 

подписи)

 

 

«25» августа 2011 г.

 

 

 (дата утверждения)

 

Прейскурант отпускных цен

от «25» августа 2011 г. № 2-к

 

Дата введения «1» сентября 2011 г.

№ п/п

Наименование продукции, краткая характеристика

Артикул, марка, тип, сорт

Единица измерения

Отпускная цена без НДС за единицу измерения, руб.

франко-отправления

франко-назначения

1

Пальто женское

25Н-11

шт.

964 791

1 002 814

 

Экономист по ценам

 

Андрейченко

 

С.А.Андрейченко

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

«25»  августа  2011 г.

 

 

 

 

 

15.09.2011 г.

 

Валентина Прохожая, экономист