


Материал помещен в архив
УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Вопрос: Кому необходимо вести учет в области охраны окружающей среды?
Ответ: Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также вести учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией (ст.71 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
Вид учета | Субъекты природопользования | Способ учета | Нормативный документ |
Учет в области охраны атмосферного воздуха | Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов | Посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в т.ч. о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках | Статья 34 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» |
Учет в области охраны озонового слоя | Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с озоноразрушающими веществами | Путем ведения специального журнала учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ | Статья 13 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя». От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 декабря 2014 г. следует руководствоваться ст.17 Закона № 56-З в редакции Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 № 161-З; п.3 Инструкции о порядке осуществления учета потребления и отчетности по обращению с озоноразрушающими веществами, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.12.2004 № 47. От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 февраля 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке ведения учета озоноразрушающих веществ, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.12.2014 № 42 |
Учет в области охраны и использования вод | Юридические лица, граждане, в т.ч. индивидуальные предприниматели, которые используют водные ресурсы и (или) оказывают воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности | Учет количества забираемых, использованных вод и отводимых сточных вод, осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых в водные объекты сточных вод, а также представление в установленном порядке отчетов соответствующим органам | Абзац 4 ст.32 Водного кодекса Республики Беларусь. От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2015 г. действует Водный кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 № 149-З. Аналогичная норма содержится в подп.2.2 п.2 ст.37 названного Кодекса |
Учет отходов и установление нормативов их образования | Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами | Учет отходов и проведение их инвентаризации в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами | Статья 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» |
Вопрос: С 1 июня 2014 г. вступил в силу технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т; далее - ТКП 17.02-12-2014). Данный ТКП разрешает применение форм учетной документации в области охраны окружающей среды (далее - ПОД), утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 № 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утратило силу с 28 августа 2014 г.).
Означает ли это, что всем организациям необходимо переделывать эти журналы в соответствии с требованиями ТКП 17.02-12-2014? Можно ли продолжать вести журналы по старым формам?
Ответ: Можно, но при условии утверждения их распорядительным органом юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Технический кодекс установившейся практики 17.02-12-2014 принят с целью оптимизации порядка ведения учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов, иных видов воздействия на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность представления форм государственных статистических наблюдений в области охраны окружающей среды, а также организаций, осуществляющих добычу (изъятие) вод и сброс сточных вод в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений и устройств, организаций, осуществляющих обращение с озоноразрушающими веществами.
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» не содержит норм об обязательности для соблюдения требований технических кодексов установившейся практики.
В ТКП 17.02-12-2014 приведены рекомендуемые (примерные) формы, которые могут быть откорректированы с учетом особенностей сферы деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя). Допускается ведение учета по формам ТКП, а также применение ранее действующих форм учетной документации при условии утверждения их распорядительным органом юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Вопрос: Можно ли вести ПОД в электронном виде?
Ответ: Законодательство не запрещает ведение учетной документации в области охраны окружающей среды в электронном виде.
Вопрос: Согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62» (далее - постановление № 27) учет ведется в рамках производственного экологического контроля.
Каким образом это оформляется? Означает ли это необходимость переделки всем организациям инструкции по производственному экологическому контролю?
Ответ: Производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляется в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в порядке, установленном Минприроды (ст.94 Закона об охране окружающей среды). Исходя из этого, разрабатываемые инструкции по осуществлению производственного экологического контроля должны соответствовать требованиям Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52.
Инструкция по осуществлению производственного экологического контроля должна содержать обязательные разделы, приведенные в п.4 вышеназванной Инструкции № 52.
В качестве обязательного приложения к инструкции приводится также перечень ведущихся учетных документов и сдаваемой отчетности.
В разделе «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды» необходимо описывать состав учетной документации, ее содержание по каждому журналу и порядок ее ведения (в случае ведения документации в соответствии с требованиями ТКП 17.02-12-2014 указать это и описать только состав документации).
Вопрос: Согласно подп.1.5 п.1 постановления № 27 данные подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. подп.1.5 п.1 постановления № 27 на основании постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.03.2016 № 9 изложен в новой редакции. Изменения не повлияли на суть материала. |
Означает ли это, что всем природопользователям, ведущим учет, необходимо также вести экологический паспорт предприятия и сдавать статистическую отчетность?
Ответ: Порядок ведения экологического паспорта предприятия установлен в Инструкции о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25.
Требования к структуре экологического паспорта предприятия, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта установлены государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.09.2012 № 59; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/287988/385794) (далее - СТБ 17.01.00-01-2012). Ведение экологического паспорта обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляющих статистические данные в области охраны окружающей среды хотя бы по одной из форм государственной статистической отчетности.
Вид отчетности | Кто представляет |
Государственная статистическая отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства». От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. действуют форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год |
Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства. Обратите внимание! Кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковки незагрязненные, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 т и менее в год |
Государственная статистическая отчетность по форме 1-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов». От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 ноября 2015 г. следует руководствоваться формой государственной статистической отчетности 1-воздух (Минприроды) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.10.2015 № 146 |
Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, эксплуатирующие объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, у которых количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаемое территориальными органами Минприроды в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении в отчетном году (кроме загрязняющих веществ 1-го класса опасности), составляет 25 т и более в год и (или) загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляет 1 кг и более в год. Обратите внимание! Кроме субъектов малого предпринимательства |
Государственная статистическая отчетность по форме 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды». От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 декабря 2016 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды», утвержденную постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.11.2016 № 169 |
Водопользователи по перечню, устанавливаемому областными и Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды и размещенному на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» (220086, г.Минск, ул.Славинского, 1, корп.2; http://www.cricuwr.by) |
Государственная статистическая отчетность по форме 1-ос (затраты) «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды». От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться формой государственной статистической отчетности 1-ос (затраты) «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 23.05.2018 № 27 |
Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс: - эксплуатирующие объекты воздействия на атмосферный воздух; - имеющие стационарные источники выбросов, у которых количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаемое территориальными органами Минприроды в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении в отчетном году, составляет 25 т и более в год; - имеющие локальные очистные сооружения сточных вод; - осуществляющие отведение сточных вод в водные объекты (водоемы, водотоки), недра, в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей и другие приемники, являющиеся объектами окружающей среды; - имеющие оборотные системы водоснабжения мощностью в среднем 3 000 куб.м воды в сутки и более, независимо от количества забираемой свежей воды; - осуществляющие захоронение, использование и (или) обезвреживание отходов производства в объеме более 50 тыс.т в год. Обратите внимание! Кроме субъектов малого предпринимательства |
Вопрос: В каких таблицах экологического паспорта предприятия отражаются учетные данные?
Ответ: Заполнение таблиц экологического паспорта предприятия осуществляется в соответствии с СТБ 17.01.00-01-2012.
Учетные данные | Таблица |
Расход сырья и вспомогательных материальных ресурсов |
Г2 |
Расход энергоресурсов |
Г3 |
Данные по озоноразрушающим веществам и оборудованию, содержащему полихлоридбифенилы |
Г4 |
Данные по выбросам загрязняющих веществ и парниковых газов от стационарных источников |
Д2 |
Данные по водопотреблению предприятия |
Ж2 |
Данные по водоотведению предприятия |
Ж3 |
Образование отходов производства |
К2 |
Данные по мобильным источникам выбросов (заполняется 1 раз в 3 года) (сведения о транспорте предприятия) |
Л1 |
Отражения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов |
М1 |
Данные по налогам и неналоговым платежам в области охраны окружающей среды |
М2 |
Вопрос: Какая форма учетной документации ведется для стационарных источников выбросов, загрязняющие вещества по которым рассчитываются, а не измеряются: ПОД-1 или ПОД-2? В каких случаях ведется ПОД-3?
Ответ: Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом по форме ПОД-1 - форма учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов организации. Журнал ПОД-1 ведется:
• для стационарных источников выбросов, для которых проводятся измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, - на основании протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды и времени работы источников согласно сведениям журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3, или данным учета времени работы технологического оборудования, или учета рабочего времени;
• для стационарных источников выбросов, для которых согласно нормативным правовым или техническим нормативным правовым актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды, определение выбросов производится инструментально-расчетными методами, - на основании одного из измеренных параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (концентрации загрязняющих веществ или объема выброса (расхода газа) в газоходе) при фактическом режиме работы оборудования и времени работы источников выбросов при данном режиме согласно сведениям журнала по форме ПОД-3, или данным учета времени работы технологического оборудования, или учета рабочего времени.
Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетным методом по форме ПОД-2 (является формой учета выбросов загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов организации). Журнал ПОД-2 ведется для стационарных источников выбросов, для которых определение выбросов производится расчетным методом на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов - согласно данным бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды.
Журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 предназначен для учета времени работы стационарных источников выбросов и стационарных источников, оснащенных газоочистными установками, за исключением источников, для которых выбросы определяются расчетными методами на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов согласно данным бухгалтерского учета.
Вопрос: Организация использует два кондиционера. Заправку их самостоятельно не осуществляет.
Необходимо ли вести журнал по форме ПОД-5?
Ответ: Журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ по форме ПОД-5 применяется во всех организациях, получивших лицензию на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, составляющие работы и услуги - обращение с озоноразрушающими веществами, и используется для учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ.
Вопрос: В организации установлено три счетчика воды. Сколько и где необходимо вести журналов по форме ПОД-6?
Ответ: На каждое водозаборное сооружение или выпуск отводимых вод, оборудованные средствами измерений вод, в журнале ПОД-6 отводится отдельный лист, а при необходимости заводится отдельный журнал по указанной форме.
Журнал учета водопотребления и водоотведения с применением средств измерений расхода (объема) вод по форме ПОД-6 ведется при осуществлении:
• изъятия поверхностных вод;
• добычи подземных вод;
• потребления воды из системы водоснабжения (коммунальной, ведомственной, другой организации);
• сброса сточных вод в водные объекты;
• сброса сточных вод в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей;
• использования воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
• отведения сточных вод в сети коммунальной (ведомственной, другой организации) канализации (без предварительной очистки, после локальных очистных сооружений).
Вопрос: В каких единицах ведется учет отходов в книгах ПОД-9, ПОД-10?
Ответ: В тоннах либо штуках.
Целесообразно вести учет в тех же единицах и в той же размерности, в которых сдается отчетность по форме 1-отходы (Минприроды). В таблице 1 отчета данные, характеризующие количество отходов в тоннах по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности, отражаются с двумя знаками после запятой, по отходам 1, 2 и 3-го классов опасности - с тремя знаками после запятой. Данные о фактическом объеме осадков из отстойников (сырого осадка с коагулянтом (флокулянтом), осадков после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод, ила активного очистных сооружений отражаются в тоннах. Данные о количестве термометров ртутных использованных или испорченных, отработанных люминесцентных трубок и отработанных ртутных ламп, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов отражаются в штуках. Данные о силовых трансформаторах с охлаждающей жидкостью на основе ПХБ, силовых конденсаторов с диэлектриком, пропитанным жидкостью на основе ПХБ, малогабаритных конденсаторов с диэлектриком на основе ПХБ, прочее оборудование, содержащее или загрязненное ПХБ, прочие отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования и устройств, не вошедших в группу II В блока III, согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85, отражаются в тоннах ПХБ-содержащих жидкостей.
29.10.2014
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»