Пособие от 29.10.2014
Автор: Ерилин Г.

Учет в области охраны окружающей среды (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос: Кому необходимо вести учет в области охраны окружающей среды?

Ответ: Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также вести учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией (ст.71 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).

 

Вид учета Субъекты природопользования Способ учета Нормативный документ
Учет в области охраны атмосферного воздуха Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов Посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в т.ч. о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках Статья 34 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З
«Об охране атмосферного воздуха»
Учет в области охраны озонового слоя Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с озоноразрушающими веществами Путем ведения специального журнала учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ Статья 13 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 декабря 2014 г. следует руководствоваться ст.17 Закона № 56-З в редакции Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 № 161-З;


п.3 Инструкции о порядке осуществления учета потребления и отчетности по обращению с озоноразрушающими веществами, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.12.2004 № 47.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 февраля 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке ведения учета озоноразрушающих веществ, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.12.2014 № 42

Учет в области охраны и использования вод Юридические лица, граждане, в т.ч. индивидуальные предприниматели, которые используют водные ресурсы и (или) оказывают воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности Учет количества забираемых, использованных вод и отводимых сточных вод, осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых в водные объекты сточных вод, а также представление в установленном порядке отчетов соответствующим органам Абзац 4 ст.32 Водного кодекса Республики Беларусь.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2015 г. действует Водный кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 № 149-З. Аналогичная норма содержится в подп.2.2 п.2 ст.37 названного Кодекса

Учет отходов и установление нормативов их образования Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами Учет отходов и проведение их инвентаризации в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами Статья 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»

 

Вопрос: С 1 июня 2014 г. вступил в силу технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т; далее - ТКП 17.02-12-2014). Данный ТКП разрешает применение форм учетной документации в области охраны окружающей среды (далее - ПОД), утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 № 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утратило силу с 28 августа 2014 г.).

Означает ли это, что всем организациям необходимо переделывать эти журналы в соответствии с требованиями ТКП 17.02-12-2014? Можно ли продолжать вести журналы по старым формам?

Ответ: Можно, но при условии утверждения их распорядительным органом юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Технический кодекс установившейся практики 17.02-12-2014 принят с целью оптимизации порядка ведения учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов, иных видов воздействия на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность представления форм государственных статистических наблюдений в области охраны окружающей среды, а также организаций, осуществляющих добычу (изъятие) вод и сброс сточных вод в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений и устройств, организаций, осуществляющих обращение с озоноразрушающими веществами.

Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» не содержит норм об обязательности для соблюдения требований технических кодексов установившейся практики.

В ТКП 17.02-12-2014 приведены рекомендуемые (примерные) формы, которые могут быть откорректированы с учетом особенностей сферы деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя). Допускается ведение учета по формам ТКП, а также применение ранее действующих форм учетной документации при условии утверждения их распорядительным органом юридического лица (индивидуального предпринимателя).

 

Вопрос: Можно ли вести ПОД в электронном виде?

Ответ: Законодательство не запрещает ведение учетной документации в области охраны окружающей среды в электронном виде.

 

Вопрос: Согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62» (далее - постановление № 27) учет ведется в рамках производственного экологического контроля.

Каким образом это оформляется? Означает ли это необходимость переделки всем организациям инструкции по производственному экологическому контролю?

Ответ: Производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляется в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в порядке, установленном Минприроды (ст.94 Закона об охране окружающей среды). Исходя из этого, разрабатываемые инструкции по осуществлению производственного экологического контроля должны соответствовать требованиям Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52.

Инструкция по осуществлению производственного экологического контроля должна содержать обязательные разделы, приведенные в п.4 вышеназванной Инструкции № 52.

В качестве обязательного приложения к инструкции приводится также перечень ведущихся учетных документов и сдаваемой отчетности.

В разделе «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды» необходимо описывать состав учетной документации, ее содержание по каждому журналу и порядок ее ведения (в случае ведения документации в соответствии с требованиями ТКП 17.02-12-2014 указать это и описать только состав документации).

 

Вопрос: Согласно подп.1.5 п.1 постановления № 27 данные подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. подп.1.5 п.1 постановления № 27 на основании постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.03.2016 № 9 изложен в новой редакции. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Означает ли это, что всем природопользователям, ведущим учет, необходимо также вести экологический паспорт предприятия и сдавать статистическую отчетность?

Ответ: Порядок ведения экологического паспорта предприятия установлен в Инструкции о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25.

Требования к структуре экологического паспорта предприятия, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта установлены государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.09.2012 № 59; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/287988/385794) (далее - СТБ 17.01.00-01-2012). Ведение экологического паспорта обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляющих статистические данные в области охраны окружающей среды хотя бы по одной из форм государственной статистической отчетности.

 

Вид отчетности Кто представляет
Государственная статистическая отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. действуют форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год
Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства.

Обратите внимание!

Кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковки незагрязненные, отработанные люминесцентные трубки, отработанные ртутные лампы, при общем объеме таких отходов 50 т и менее в год
Государственная статистическая отчетность по форме 1-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 ноября 2015 г. следует руководствоваться формой государственной статистической отчетности 1-воздух (Минприроды) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.10.2015 № 146

Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, эксплуатирующие объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, у которых количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаемое территориальными органами Минприроды в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении в отчетном году (кроме загрязняющих веществ 1-го класса опасности), составляет 25 т и более в год и (или) загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляет 1 кг и более в год.

Обратите внимание!

Кроме субъектов малого предпринимательства
Государственная статистическая отчетность по форме 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 декабря 2016 г. следует применять форму государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды», утвержденную постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.11.2016 № 169

Водопользователи по перечню, устанавливаемому областными и Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды и размещенному на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» (220086, г.Минск, ул.Славинского, 1, корп.2; http://www.cricuwr.by)
Государственная статистическая отчетность по форме 1-ос (затраты) «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться формой государственной статистической отчетности 1-ос (затраты) «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 23.05.2018 № 27

Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс:
- эксплуатирующие объекты воздействия на атмосферный воздух;
- имеющие стационарные источники выбросов, у которых количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаемое территориальными органами Минприроды в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении в отчетном году, составляет 25 т и более в год;
- имеющие локальные очистные сооружения сточных вод;
- осуществляющие отведение сточных вод в водные объекты (водоемы, водотоки), недра, в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей и другие приемники, являющиеся объектами окружающей среды;
- имеющие оборотные системы водоснабжения мощностью в среднем 3 000 куб.м воды в сутки и более, независимо от количества забираемой свежей воды;
- осуществляющие захоронение, использование и (или) обезвреживание отходов производства в объеме более 50 тыс.т в год.

Обратите внимание!

Кроме субъектов малого предпринимательства

 

Вопрос: В каких таблицах экологического паспорта предприятия отражаются учетные данные?

Ответ: Заполнение таблиц экологического паспорта предприятия осуществляется в соответствии с СТБ 17.01.00-01-2012.

 

Учетные данные Таблица
Расход сырья и вспомогательных материальных ресурсов
Г2
Расход энергоресурсов
Г3
Данные по озоноразрушающим веществам и оборудованию, содержащему полихлоридбифенилы
Г4
Данные по выбросам загрязняющих веществ и парниковых газов от стационарных источников
Д2
Данные по водопотреблению предприятия
Ж2
Данные по водоотведению предприятия
Ж3
Образование отходов производства
К2
Данные по мобильным источникам выбросов (заполняется 1 раз в 3 года) (сведения о транспорте предприятия)
Л1
Отражения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов
М1
Данные по налогам и неналоговым платежам в области охраны окружающей среды
М2

 

Вопрос: Какая форма учетной документации ведется для стационарных источников выбросов, загрязняющие вещества по которым рассчитываются, а не измеряются: ПОД-1 или ПОД-2? В каких случаях ведется ПОД-3?

Ответ: Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом по форме ПОД-1 - форма учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов организации. Журнал ПОД-1 ведется:

• для стационарных источников выбросов, для которых проводятся измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, - на основании протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды и времени работы источников согласно сведениям журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3, или данным учета времени работы технологического оборудования, или учета рабочего времени;

• для стационарных источников выбросов, для которых согласно нормативным правовым или техническим нормативным правовым актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды, определение выбросов производится инструментально-расчетными методами, - на основании одного из измеренных параметров выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (концентрации загрязняющих веществ или объема выброса (расхода газа) в газоходе) при фактическом режиме работы оборудования и времени работы источников выбросов при данном режиме согласно сведениям журнала по форме ПОД-3, или данным учета времени работы технологического оборудования, или учета рабочего времени.

Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетным методом по форме ПОД-2 (является формой учета выбросов загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов организации). Журнал ПОД-2 ведется для стационарных источников выбросов, для которых определение выбросов производится расчетным методом на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов - согласно данным бухгалтерского учета топлива, сырья или материалов и установленных технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, удельных выбросов или выбросов, рассчитанных согласно техническим нормативным правовым актам, допущенным к применению в области охраны окружающей среды.

Журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок по форме ПОД-3 предназначен для учета времени работы стационарных источников выбросов и стационарных источников, оснащенных газоочистными установками, за исключением источников, для которых выбросы определяются расчетными методами на основании данных о расходе топлива, сырья или материалов согласно данным бухгалтерского учета.

 

Вопрос: Организация использует два кондиционера. Заправку их самостоятельно не осуществляет.

Необходимо ли вести журнал по форме ПОД-5?

Ответ: Журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ по форме ПОД-5 применяется во всех организациях, получивших лицензию на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, составляющие работы и услуги - обращение с озоноразрушающими веществами, и используется для учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ.

 

Вопрос: В организации установлено три счетчика воды. Сколько и где необходимо вести журналов по форме ПОД-6?

Ответ: На каждое водозаборное сооружение или выпуск отводимых вод, оборудованные средствами измерений вод, в журнале ПОД-6 отводится отдельный лист, а при необходимости заводится отдельный журнал по указанной форме.

Журнал учета водопотребления и водоотведения с применением средств измерений расхода (объема) вод по форме ПОД-6 ведется при осуществлении:

• изъятия поверхностных вод;

• добычи подземных вод;

• потребления воды из системы водоснабжения (коммунальной, ведомственной, другой организации);

• сброса сточных вод в водные объекты;

• сброса сточных вод в подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей;

• использования воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;

• отведения сточных вод в сети коммунальной (ведомственной, другой организации) канализации (без предварительной очистки, после локальных очистных сооружений).

 

Вопрос: В каких единицах ведется учет отходов в книгах ПОД-9, ПОД-10?

Ответ: В тоннах либо штуках.

Целесообразно вести учет в тех же единицах и в той же размерности, в которых сдается отчетность по форме 1-отходы (Минприроды). В таблице 1 отчета данные, характеризующие количество отходов в тоннах по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности, отражаются с двумя знаками после запятой, по отходам 1, 2 и 3-го классов опасности - с тремя знаками после запятой. Данные о фактическом объеме осадков из отстойников (сырого осадка с коагулянтом (флокулянтом), осадков после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод, ила активного очистных сооружений отражаются в тоннах. Данные о количестве термометров ртутных использованных или испорченных, отработанных люминесцентных трубок и отработанных ртутных ламп, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов отражаются в штуках. Данные о силовых трансформаторах с охлаждающей жидкостью на основе ПХБ, силовых конденсаторов с диэлектриком, пропитанным жидкостью на основе ПХБ, малогабаритных конденсаторов с диэлектриком на основе ПХБ, прочее оборудование, содержащее или загрязненное ПХБ, прочие отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования и устройств, не вошедших в группу II В блока III, согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85, отражаются в тоннах ПХБ-содержащих жидкостей.

 

29.10.2014

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»