Пособие от 13.06.2017
Автор: Шкирман С.

Учет в стоимости услуг автошколы топлива, расходуемого в процессе обучения управлению транспортным средством


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стоимость топлива, расходуемого в процессе обучения управлению автомобилем, оплачивается и учитывается отдельно

Форма сводной ведомости учета фактического расхода топлива

Учет стоимости топлива, расходуемого на нулевой пробег

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

УЧЕТ В СТОИМОСТИ УСЛУГ АВТОШКОЛЫ ТОПЛИВА, РАСХОДУЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Организации (автошколы), оказывающие услуги по подготовке водителей (в подавляющем большинстве - категорий «В» и «С»), стоимость топлива, израсходованного в процессе проведения практических занятий по обучению управлению механическим транспортным средством (далее - МТС), взимают с учащихся отдельно от платы за само обучение в автошколе. В связи с этим учетные работники таких организаций нередко задаются вопросом: подлежит ли стоимость израсходованного топлива включению в плановую калькуляцию себестоимости оказываемых автошколой услуг?

Стоимость топлива, расходуемого в процессе обучения управлению автомобилем, оплачивается и учитывается отдельно

По устоявшейся практике стоимость автомобильного топлива, расходуемого в процессе обучения управлению транспортным средством, оплачивается заказчиком (учащимся) отдельно.

 

внимание

Обратите внимание!

До 17 апреля 2016 г. такой порядок был закреплен в Инструкции о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.06.2007 № 34.

 

В п.14 типовых форм договоров на оказание услуг по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств (кроме колесных тракторов) и водителей колесных тракторов (приведены соответственно в приложении 1 и приложении 2 к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.09.2015 № 40 (далее - постановление № 40)), также предусмотрено выделение отдельной суммой стоимости топлива, израсходованного при обучении управлению транспортным средством.

Как правило, стоимость автомобильного топлива, используемого при обучении управлению МТС, оплачивается заказчиком (учащимся) до начала занятий путем внесения необходимой суммы в кассу учебной организации (автошколы) либо путем перечисления на ее расчетный счет, в том числе через автоматизированную информационную систему единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП).

Размер предоплаты устанавливается исходя из расчетного расхода автомобильного топлива, используемого на проведение полного курса практических занятий по управлению МТС по соответствующей программе подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей МТС (далее - расчетный расход автомобильного топлива) и стоимости автомобильного топлива соответствующей марки на момент подписания договора.

Расчетный расход автомобильного топлива определяется на основании расчетной нормы пробега учебного транспортного средства и установленной нормы расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства.

Норма расхода топлива на конкретную марку и модель (модификацию) учебного транспортного средства определяется учебной организацией в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

 

справочно

Справочно

Все нормы расхода топлива см. здесь.

 

По окончании полного курса обучения по соответствующей программе подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей МТС автошкола производит перерасчет оплаты расхода автомобильного топлива по его фактическому расходу, а также с учетом изменений стоимости автомобильного топлива за период обучения.

Фактический расход автомобильного топлива определяется по данным путевых листов учебного автомобиля (автобуса) формы 9 в соответствии с Инструкцией по заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов) (форма 9 и названная Инструкция утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 05.06.2001 № 12).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июня 2020 г. постановление № 12 на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.05.2020 № 18  утратило силу.

 

Форма сводной ведомости учета фактического расхода топлива

Учет фактического расхода автомобильного топлива ведется по каждому учащемуся в сводной ведомости учета фактического расхода топлива (далее - сводная ведомость). Форма сводной ведомости разрабатывается организацией (автошколой) самостоятельно и в заполненном виде может выглядеть так:


СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
учета фактического расхода топлива

Фамилия, имя, отчество учащегося Юрьев Данила Иванович

Марка автомобиля Geely CK 1,4i Регистрационный номер 4904 МТ-7

Линейная норма расхода топлива 7 л / 100 км

Оплаченный расход топлива 60 л

Мастер производственного обучения вождению автомобиля Басов М.И.

 

Дата занятия Наименование занятия Номер путевого листа Время начала занятия Время окончания занятия Показания спидометра Пробег Расход топлива фактический Подпись
выезд возврат учащегося мастера ПОВ
10.05.2017
Вождение на автодроме
0123456
9:00
10:30
102 304
102 332
28
2,0
Юрьев
Басов
                   
17.05.2017
Отработка упражнений на автодроме
0123463
10:30
12:00
104 290
104 313
23
1,6
Юрьев
Басов
                   
24.05.2017
Вождение по городу в светлое время суток
0123470
12:00
13:30
106 407
106 447
40
2,8
Юрьев
Басов
                   
31.05.2017
Вождение по городу в темное время суток
0123475
22:30
24:00
108 271
108 304
33
2,3
Юрьев
Басов
                   
ИТОГО            
900
63,0
   

 

Причитается к доплате (возврату) за 3 л топлива (бензин АИ-92):

3 (Три) руб. 51 коп.

 

Бухгалтер
Тертышникова
 
С.И.Тертышникова
 
(подпись)
 
(И.О.Фамилия)

 

В случае превышения расчетного расхода автомобильного топлива над фактическим расходом, произошедшим при обучении, учебная организация в пятидневный срок возвращает разницу в стоимости расхода автомобильного топлива заказчику (учащемуся) (п.17 типовых форм договоров, приведенных в приложении 1 и приложении 2 к постановлению № 40).

При превышении фактического расхода автомобильного топлива, использованного при обучении, над расчетным расходом, а также при увеличении цены автомобильного топлива за период обучения управлению МТС заказчик (учащийся) в пятидневный срок производит доплату стоимости автомобильного топлива.

Таким образом, расходы автошколы на приобретение автомобильного топлива в части, приходящейся на пробег, необходимый для проведения полного курса практического обучения управлению МТС, в формируемый тариф на услуги по подготовке водителей не включаются, а оплачиваются (возмещаются) учащимися отдельно. При этом следует наладить соответствующий учет стоимости израсходованного топлива по каждому учащемуся (в упомянутой выше сводной ведомости).

Учет стоимости топлива, расходуемого на нулевой пробег

В себестоимость оказываемых автошколой услуг и в формируемый тариф на эти услуги подлежит включению (в составе общехозяйственных расходов) расход топлива в части, приходящейся на нулевой пробег.

Нулевой пробег учебного транспортного средства - это пробег указанного автомобиля под управлением мастера производственного обучения вождению МТС без нахождения в нем учащегося при следовании к установленному месту начала проведения практических занятий по вождению МТС (началу учебного маршрута), автодрому, стоянке автомобилей, заправке на автозаправочной станции и обратно на учебный маршрут, автодром.

Стоимость топлива, израсходованного на нулевой пробег, учащимися отдельно не оплачивается и относится учебной организацией на себестоимость услуг по обучению управлению МТС в составе общехозяйственных расходов.

Нулевой пробег определяется путем вычитания из общего пробега учебного автомобиля (по данным путевых листов формы 9) пробега, связанного с проведением практических занятий по обучению вождению МТС (на основании данных сводных ведомостей по каждому учащемуся).

 

13.06.2017

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»