


Материал помещен в архив
УЧЕТ ЗАТРАТ И ПОРЯДОК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ САДА
В современных условиях хозяйствования актуальной становится проблема разработки соответствующего механизма управления затратами в садоводческих организациях. Немаловажная роль при этом отводится производственному учету.
Садоводческие организации заинтересованы в информационном обеспечении всех стадий производственного процесса, начиная с процесса заготовления и подготовки производства и заканчивая процессом реализации произведенной продукции.
Учет издержек производства и калькулирование себестоимости продукции занимают доминирующее место в системе бухгалтерского учета, особенно в настоящее время. Предоставленная свобода в формировании цен требует документального оформления затрат, их группировки по учетным объектам, соблюдения норм налогового законодательства.
Совершенствование бухгалтерского учета и ценовой политики является важным фактором повышения эффективности садоводческой отрасти, увеличения объемов производства плодов и ягод. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1926 утверждена Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах. Государственная программа разработана в целях создания интеграционных комплексов, включающих полный цикл производства, хранения, переработки и реализации картофеля, овощей, плодов, ягод и продуктов их переработки для обеспечения населения республики и производства конкурентоспособной продукции, в т.ч. и для поставок на экспорт.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 июля 2013 г. Государственная комплексная программа № 1926 на основании постановления Совета Министров РБ от 27.06.2013 № 551 изложена в новой редакции. |
Отличительная особенность производственного цикла в садоводстве заключается в том, что он включает ряд последовательных технологических процессов. Это приводит к необходимости дифференцированного учета затрат по отдельным технологическим процессам.
Состав затрат по закладке и выращиванию сада
Закладка и выращивание многолетних насаждений, уход за молодым садом до вступления его в полное плодоношение требуют огромных капитальных вложений. В бухгалтерском учете затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений выделены в отдельную группу вложений в долгосрочные активы, учет которых должен обеспечить:
• своевременное, достоверное и полное отражение всех производственных расходов, связанных с закладкой и выращиванием многолетних насаждений;
• контроль за своевременным вводом в эксплуатацию молодых многолетних насаждений;
• правильное определение инвентарной стоимости многолетних насаждений;
• контроль за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных вложений.
Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений сельскохозяйственные организации ведут на отдельном субсчете 9 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Впоследствии сумма фактических расходов по закладке и выращиванию сада принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Технология и характер производственных процессов при закладке и выращивании многолетних насаждений аналогичны общей технологии производства в отрасли растениеводства. Аналитический учет таких затрат целесообразно вести в производственном отчете по растениеводству (форма 18) (примечание) по их видам, годам посадки и местонахождению. В производственном отчете учет затрат ведут за месяц и нарастающим итогом с начала года в разрезе видов выращиваемых насаждений по статьям, предусмотренным для отрасли растениеводства:
• расходы на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• семена и посадочный материал;
• средства защиты растений;
• удобрения;
• содержание и эксплуатация основных средств;
• работы и услуги;
• расходы денежных средств;
• затраты по организации производства и управлению;
• прочие затраты.
После окончания посадочных работ молодые многолетние насаждения в сумме фактических затрат принимают к учету в состав основных средств, оформляя при этом акт приема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию (форма 101-АПК), утвержденный приказом Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011 № 268 (далее - приказ № 268).
Отметим, что сельскохозяйственные организации вправе самостоятельно разработать формы первичных учетных документов для отражения операций с основными средствами с обязательным их утверждением руководителем организации. Cельскохозяйственные организации в настоящее время могут использовать отраслевые формы первичных учетных документов, установленные приказом № 268.
Вложения в долгосрочные активы по закладке и выращиванию многолетних насаждений учитываются только в пределах календарного года (с 1 января по 31 декабря), в то время как процесс их выращивания длится несколько лет. Затраты по уходу за молодыми многолетними насаждениями, посаженными в прошлые годы, учитывают в порядке, аналогичном вышеописанному, и в конце года списывают в дебет счета 01 «Основные средства» на аналитический счет «Молодые многолетние насаждения».
Таким образом, фактическая себестоимость многолетних насаждений, принятых в эксплуатацию, будет складываться из всех затрат на закладку, выращивание, а также на уход за молодым садом за минусом стоимости оприходованной продукции, полученной до ввода в эксплуатацию многолетних насаждений. При достижении эксплуатационного возраста (наступления плодоношения плодовых насаждений) комиссия принимает молодые многолетние насаждения в состав действующих основных средств и передает их в эксплуатацию, что оформляется актом приема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию (форма 101-АПК). В акте указывается стоимость многолетних насаждений за весь период их выращивания.
Учет затрат по многолетним насаждениям
Обращаем внимание, что затраты по уходу за многолетними насаждениями, находящимися в эксплуатации, по сбору урожая и по выполненным работам после сбора урожая не увеличивают стоимость многолетних насаждений, а относятся на себестоимость полученной от них продукции.
Для учета затрат и выхода продукции многолетних насаждений используют счет 20 «Основное производство», субсчет «Растениеводство». Специализированные садоводческие организации учет затрат и выхода продукции ведут на аналитических счетах, открытых по отдельным сортам и видам насаждений, годам посадки и местонахождению. Неспециализированные организации открывают один аналитический счет, например «Садоводство». Аналитический учет затрат и выхода продукции организуют по подразделениям, статьям затрат и видам производимой продукции в производственном отчете по растениеводству (форма 18). При этом принимается типовая номенклатура статей затрат, предусмотренная для отрасли растениеводства.
Калькулирование себестоимости продукции многолетних насаждений
Порядок исчисления себестоимости продукции многолетних насаждений определен Методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг), утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.08.2009 № 65 (далее - Методические рекомендации № 65). В специализированных организациях объектом калькуляции являются плоды и ягоды, полученные от многолетних насаждений в плодоносящем возрасте. При производстве садоводческой продукции организации могут получать побочную продукцию, например, черенки, усы и отводки. Побочная продукция не калькулируется, а учитывается по ценам возможной реализации. С учетом разъяснения Минсельхозпрода РБ от 13.03.2006 № 03-4-8/3102 «О побочной продукции» реализация сторонним организациям побочной продукции, получаемой при производстве продукции растениеводства и животноводства, производится по определенным с учетом конъюнктуры рынка ценам. При этом уровни цен на побочную продукцию не должны быть ниже расчетных затрат, определяемых с учетом расходов по их уборке, транспортировке и выполнению других работ по заготовке этой продукции. Кроме того, в ценах должны быть учтены налоги и отчисления, включаемые в выручку в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в специализированных садоводческих организациях себестоимость 1 центнера плодов или ягод исчисляется путем деления фактических затрат, учтенных по каждому виду или группе насаждений (за вычетом стоимости черенков, усов и отводков по цене их реализации), на массу полученной продукции.
Калькуляция себестоимости продукции многолетних насаждений в неспециализированных организациях, где затраты учитываются в целом по садоводству или видам насаждений (семечковые, косточковые, ягодники), осуществляется путем вычитания из общей суммы затрат на содержание садов плодоносящего возраста стоимости черенков, усов, отводков, отпрысков по ценам их возможной реализации и деления оставшейся суммы затрат на массу принятой к учету продукции.
Для определения себестоимости продукции по отдельным ее видам и сортам необходимо распределить затраты, приходящиеся к основной продукции, пропорционально стоимости плодов и ягод по ценам продажи.
Фактическая себестоимость продукции многолетних насаждений исчисляется в конце года перед составлением отчетных калькуляций. Оприходование полученной продукции в течение года осуществляется по нормативно-прогнозной себестоимости.
Особенности ценообразования на продукцию плодоводства
В соответствии с действующим законодательством на сельскохозяйственную продукцию (в т.ч. на продукцию плодоводства) в Республике Беларусь применяются свободные отпускные цены.
Право государства регулировать порядок ценообразования закреплено Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).
Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию может быть осуществлено с учетом следующих моментов:
• Министерство сельского хозяйства и продовольствия (по согласованию с Министерством экономики) устанавливает предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд;
• Министерство экономики регулирует цены (тарифы) на социально значимые товары (работ, услуги) по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. вместо перечня № 495 действует перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35; С 7 декабря 2014 г. на основании Указа Президента РБ от 05.12.2014 № 567 внесены изменения и дополнения в Указ № 72. В частности, от Министерства экономики РБ Министерству торговли РБ переданы полномочия по регулированию цен (тарифов) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров РБ. С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.01.2016 № 8 утратил силу. Некоторые позиции данного перечня перенесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением № 35. |
• областные и Минский городской исполнительные комитеты определяют цены на социально значимые товары (свежие картофель, капуста, свекла, морковь, лук).
Следует учитывать, что на основании Указа № 72 принято постановление Минсельхозпрода РБ от 06.06.2011 № 36, которым утверждена Инструкция о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд.
Таким образом, в иных случаях (а это касается реализации продукции садоводства) сельхозпроизводители формируют цены с учетом конъюнктуры рынка и цен возможной реализации продукции, производимой организациями обрабатывающей промышленности, т.е. исходя из фактических (ожидаемых) затрат на производство и реализацию продукции, установленных налогов, прибыли.
Важным моментом, означенным в письме Минсельхозпрода РБ, Минэкономики РБ от 26.03.2010 № 03-4-12/1453/12-05-10/1829 «О закупочных ценах на продукцию сельского хозяйства», является то, что формируемые сельскохозяйственными товаропроизводителями свободные цены на продукцию растениеводства должны обеспечить возмещение затрат и получение прибыли, определяемой с учетом складывающейся ценовой и экономической ситуации на внутреннем и внешних рынках.
Уровни применяемых цен сельхозпроизводителями должны быть подтверждены экономическими расчетами и протоколами согласования цен с организациями обрабатывающей промышленности.
Продукция садоводства, особенно ягода, относится к числу скоропортящейся. За производителями сельскохозяйственной продукции сохраняется право самостоятельно утверждать отпускные цены на скоропортящуюся плодово-ягодную продукцию. Для оперативного учета конъюнктуры рынка, покупательского спроса и ускорения сроков реализации скоропортящейся плодово-ягодной продукции производители могут, исходя из условий договора, предоставлять покупателям скидки с утвержденных отпускных цен, помещенных в прейскурант. При этом можно определить конкретные условия, при которых предоставляются скидки с утвержденных отпускных цен:
значительные объемы поставки;
предварительная оплата;
сезонный фактор производства и реализации.
Следует учитывать, что в целях недопущения резких и необоснованных колебаний в уровне цен на скоропортящуюся продукцию садоводства, реализуемую различным покупателям, уровень предоставляемых скидок может быть установлен в размере не более 30 % от отпускных цен, включенных в прейскурант. В разрабатываемых положениях по скидкам с отпускных цен производители скоропортящейся продукции предусматривают конкретные размеры скидок в зависимости от вышеуказанных условий договора и с учетом установленных норм оптовых отгрузок. Отпускные цены за вычетом предоставленной покупателю скидки оформляются протоколами согласования цен.
В любом случае цены на произведенную продукцию садоводства должны быть обоснованы. С этой целью составляются плановые калькуляции себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье и материалы, заработная плата) и обоснованием накладных и других расходов.
Порядок составления плановой калькуляции, подтверждающей величину закупочной цены на продукцию садоводства, может быть следующий:
СПК «Грушево» (наименование организации) |
УТВЕРЖДАЮ Директор Смагин Смагин О.В. «3» января 2012 г. (дата утверждения) М.П. |
| |
ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ по расчету отпускных цен на яблоки сорта «Малиновка» |
№ п/п |
Статьи затрат |
Затраты в рублях на тонну продукции |
Пояснения по расчету затрат |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Сырье и материалы |
50 000 |
Расшифровка стоимости сырья и материалов |
2 |
Расходы на оплату труда |
400 000 |
Расшифровка расходов на оплату труда |
3 |
Отчисления на социальные нужды: - страховые взносы в Фонд социальной защиты населения; - страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» |
112 000
1 200 |
28 %*
0,3 %** |
4 |
Содержание и эксплуатация основных средств |
200 000 |
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат |
5 |
Работы и услуги |
133 830 |
Расшифровка расходов по статье «Работы и услуги» |
6 |
Прочие затраты |
46 170 |
Расшифровка расходов по статье «Прочие затраты» |
7 |
Затраты по организации производства и управлению |
132 000 |
Расшифровка расходов по данной статье затрат |
8 |
Производственная себестоимость |
1 075 200 |
Сумма строк с 1 по 7 |
9 |
Расходы по реализации |
390 000 |
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат |
10 |
Полная себестоимость |
1 465 200 |
Стр.8 + стр.9 |
11 |
Рентабельность, % |
25 |
С учетом качества и конъюнктуры рынка |
12 |
Прибыль |
366 300 |
Стр.10 х 15 % |
13 |
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (если организация является его плательщиком) |
18 500 |
Подп.1.2 п.1 Указа № 34 (стр.10 + стр.12) х 1 % / / (100 % - 1 %) |
14 |
Отпускная цена |
1 850 000 |
Стр.10 + стр.12 + стр.13 |
15 |
Отпускная цена за 1 кг (при реализации организациям розничной торговли) |
1 850 |
Стр.14 / 1 000 кг |
Бухгалтер |
Лугова |
В.С.Лугова | |
(подпись) |
(И.О.Фамилия) |
* См. ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее - Закон № 138-ХIII) и подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» (далее - Указ № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июля 2012 г. п.1 Указа № 34 на основании Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 312 изложен в новой редакции. |
** См. подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» (далее - Указ № 531) и п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. вместо п.244 Положения № 530 действует п.273 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165. |
В основе определения цены лежат плановые затраты, которые рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями № 65. При этом прямые затраты определяются по утвержденным нормам и нормативам их расхода на производство конкретных видов продукции и ценам на соответствующие ресурсы.
В нормативно-прогнозную себестоимость продукции включаются затраты на оплату труда, а также начисления по установленным нормативам на все виды заработной платы, относящейся к работникам, непосредственно занятым в технологическом процессе выращивания плодов и ягод. В расходы на отчисления на социальные нужды включаются обязательные страховые взносы:
в Фонд социальной защиты населения. При этом размер страховых взносов (28 %), предусмотренный ст.3 Закона № 138-ХIII, в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г. для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, установлен Указом № 34 в размере 22 %;
по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом предусмотренный Указом № 531 размер страховых взносов (0,6 %) на основании п.244 Положения № 530 уменьшается на 50 % для страхователей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % от общего объема произведенной продукции.
Накладные расходы (содержание и эксплуатация основных средств, затраты по организации производства и управлению и прочие расходы), включаемые в расчет нормативно-прогнозной себестоимости, определяются в соответствии с учетной политикой организации, исходя из анализа фактической сметы затрат по конкретным статьям расходов за предшествующий год и планируемого их изменения в текущем году, на основе расчета коэффициентов распределения указанных затрат к установленным базовым показателям (расходам на оплату труда производственных рабочих, объему производства однородной продукции, стоимости сырья и др.).
Уровень прибыли, включаемой в формируемые производителями сельскохозяйственной продукции отпускные цены на сельскохозяйственную продукцию, определяется с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, сезонности, регулируемых цен на аналогичную продукцию, получения доходов, достаточных с учетом оказываемой финансовой поддержки для ведения простого или расширенного воспроизводства, а также с учетом цен возможной реализации сельскохозяйственной продукции перерабатывающим, заготовительным и торговым организациям. То есть норматив прибыли (рентабельности), учитываемый при формировании цены на плодово-ягодную продукцию, законодательно не установлен.
Налоги и неналоговые платежи включаются в расчет отпускных цен производителями сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь по установленным ставкам.
Сельскохозяйственные организации могут являться плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. С учетом норм Указа № 34 с 1 января 2011 г. ставку единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции следует применять в размере 1 %.
Кроме того, при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции садоводства сельхозпроизводители уплачивают с выручки налог на добавленную стоимость по ставке 10 % (на основании подп.1.2.1 п.1 ст.102 Особенной части Налогового кодекса РБ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. подп.1.2.1 п.1 ст.102 Особенной части Налогового кодекса РБ изложен в новой редакции Законом РБ от 26.10.2012 № 431-З. |
Сформированные согласно экономическому обоснованию в установленном порядке отпускные цены дифференцируются по качественным параметрам в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (например, на продукцию садоводства - по сортам).
При расчете цен на одноименную продукцию с различными качественными характеристиками производители сельскохозяйственной продукции должны разработать порядок дифференциации закупочных цен по качественным параметрам. Такой порядок следует утвердить приказом руководителя организации, в котором указать коэффициент соотношений отпускных цен на продукцию различного качества, уровень которых обосновывается сложившейся конъюнктурой цен на внутреннем и внешних рынках, покупательским спросом, соотношением регулируемых цен на аналогичную продукцию, установленных в зависимости от классов и т.д.
![]() |
Пример Сельскохозяйственный производственный кооператив «Мир» согласно экономическому обоснованию сформировал закупочную цену на яблоки в размере 3 500 руб. за 1 кг без НДС (базовая цена). Яблоки свежие согласно технической документации могут быть 1, 2 и 3-го сорта. В данном случае порядок дифференциации закупочных цен с учетом потребительского спроса может быть оформлен следующим образом.
|
Примечание. Применение производственного отчета по растениеводству (формы 18) предусмотрено постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.05.2004 № 41.
06.02.2012 г.
Нина Анищенко, экономист