


Материал помещен в архив
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОШИПОВКУ ШИН
![]() |
Ситуация Организация произвела ошиповку шин транспортного средства, используемого в производственных целях. Как затраты на ошиповку отразить в бухгалтерском учете? |
Затраты на ошиповку включаются в фактическую себестоимость шин.
Порядок обслуживания на территории Республики Беларусь механических транспортных средств и их компонентов (далее - транспортные средства) организациями автосервиса регламентирован СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса» (утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.06.2011 № 30).
СТБ 1175-2011 не распространяется на деятельность по обслуживанию:
• транспортных средств юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, выполняющими автомобильные перевозки пассажиров и грузов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и проводящими обслуживание собственных или используемых на условиях аренды (лизинга) либо на иных законных основаниях транспортных средств, которые применяются при перевозках;
• механических транспортных средств категорий L и Т и их компонентов;
• троллейбусов.
Перечень услуг, относимых к техническому обслуживанию транспортных средств, приведен в приложении Б к СТБ 1175-2011. В частности, ошиповка шин в соответствии с СТБ 1175-2011 относится к прочим услугам по обслуживанию транспортных средств. Первоначальная ошиповка производится только на новых зимних шинах. Она предназначена для улучшения качества сцепления колес с дорожным покрытием и для увеличения ресурса протектора. Шины с шипами противоскольжения устанавливаются на все колеса (в том числе и запасное) транспортного средства.
Наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте, отражается на субсчете 10-5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы» (часть седьмая п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:
• стоимость запасов по ценам приобретения;
• таможенные сборы и пошлины;
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
• затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
• затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
• транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов (п.7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
К запасам, в частности, относятся материалы (п.3 названной Инструкции).
Фактическая себестоимость ошипованных шин будет складываться из:
• стоимости по ценам приобретения;
• расходов по ошиповке, как затрат по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
• транспортно-заготовительных и иных затрат, непосредственно связанных с приобретением шин.
В бухгалтерском учете организации при приобретении шин и их ошиповке необходимо сделать записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
На стоимость приобретенных у поставщика шин | ||
На сумму НДС, предъявленного поставщиком |
60 | |
На стоимость работ по ошиповке шин, выполненных сторонней организацией |
10-5 |
60 |
На сумму НДС, предъявленного по выполненным работам |
18 |
60 |
Произведена оплата за ошиповку шин |
60 |
|
На сумму НДС, принятого к вычету в соответствии с законодательством |
18 |
Согласно подп.9.1 п.9 ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (утвержден приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц) владельцы транспортных средств должны назначать ответственных лиц за учет шин и создавать комиссии по их учету и списанию.
Каждая шина (в том числе и запасные на транспортном средстве), которая находится в эксплуатации, должна быть закреплена за автомобилем, прицепом и работающими на них лицами.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Закрепление шин за автомобилем отражается в карточке учета работы автомобильной шины (подп.7.32 п.7 ТКП 299-2011), которая является регистром их аналитического учета. Карточка учета оформляется на каждую шину, поступившую в организацию, по форме, приведенной в приложении Л к ТКП 299-2011.
По строке «Стоимость шины» в карточке работы автомобильной шины должна быть указана фактическая себестоимость шины. Поэтому в карточке должна быть указана стоимость шины с ошиповкой.
В процессе эксплуатации шин карточки их учета допускается вести в электронном виде. Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцы транспортных средств перевозят грузы и пассажиров для собственных нужд (подп.9.1 п.9 ТКП 299-2011).
Организации, принявшие решение осуществлять учет эксплуатации шин без ведения карточек, обязаны обеспечить наличие информации, подтверждающей фактический пробег автомобиля, для обоснования отнесения расходов по эксплуатации и замене автомобильных шин на затраты.
30.12.2015
Татьяна Сукристик, аудитор