Корреспонденция счетов от 30.12.2015
Автор: Сукристик Т.

Учет затрат на ошиповку шин


 

Материал помещен в архив

 

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОШИПОВКУ ШИН

Ситуация

Организация произвела ошиповку шин транспортного средства, используемого в производственных целях.

Как затраты на ошиповку отразить в бухгалтерском учете?

 

Затраты на ошиповку включаются в фактическую себестоимость шин.

Порядок обслуживания на территории Республики Беларусь механических транспортных средств и их компонентов (далее - транспортные средства) организациями автосервиса регламентирован СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса» (утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.06.2011 № 30).

СТБ 1175-2011 не распространяется на деятельность по обслуживанию:

• транспортных средств юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, выполняющими автомобильные перевозки пассажиров и грузов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и проводящими обслуживание собственных или используемых на условиях аренды (лизинга) либо на иных законных основаниях транспортных средств, которые применяются при перевозках;

• механических транспортных средств категорий L и Т и их компонентов;

• троллейбусов.

Перечень услуг, относимых к техническому обслуживанию транспортных средств, приведен в приложении Б к СТБ 1175-2011. В частности, ошиповка шин в соответствии с СТБ 1175-2011 относится к прочим услугам по обслуживанию транспортных средств. Первоначальная ошиповка производится только на новых зимних шинах. Она предназначена для улучшения качества сцепления колес с дорожным покрытием и для увеличения ресурса протектора. Шины с шипами противоскольжения устанавливаются на все колеса (в том числе и запасное) транспортного средства.

Наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте, отражается на субсчете 10-5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы» (часть седьмая п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.

К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:

• стоимость запасов по ценам приобретения;

• таможенные сборы и пошлины;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

• затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

• затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

• транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов (п.7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).

К запасам, в частности, относятся материалы (п.3 названной Инструкции).

Фактическая себестоимость ошипованных шин будет складываться из:

• стоимости по ценам приобретения;

• расходов по ошиповке, как затрат по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

• транспортно-заготовительных и иных затрат, непосредственно связанных с приобретением шин.

В бухгалтерском учете организации при приобретении шин и их ошиповке необходимо сделать записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
На стоимость приобретенных у поставщика шин
На сумму НДС, предъявленного поставщиком
60
На стоимость работ по ошиповке шин, выполненных сторонней организацией
10-5
60
На сумму НДС, предъявленного по выполненным работам
18
60
Произведена оплата за ошиповку шин
60
На сумму НДС, принятого к вычету в соответствии с законодательством
18

 

Согласно подп.9.1 п.9 ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (утвержден приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц) владельцы транспортных средств должны назначать ответственных лиц за учет шин и создавать комиссии по их учету и списанию.

Каждая шина (в том числе и запасные на транспортном средстве), которая находится в эксплуатации, должна быть закреплена за автомобилем, прицепом и работающими на них лицами.

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Закрепление шин за автомобилем отражается в карточке учета работы автомобильной шины (подп.7.32 п.7 ТКП 299-2011), которая является регистром их аналитического учета. Карточка учета оформляется на каждую шину, поступившую в организацию, по форме, приведенной в приложении Л к ТКП 299-2011.

По строке «Стоимость шины» в карточке работы автомобильной шины должна быть указана фактическая себестоимость шины. Поэтому в карточке должна быть указана стоимость шины с ошиповкой.

В процессе эксплуатации шин карточки их учета допускается вести в электронном виде. Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцы транспортных средств перевозят грузы и пассажиров для собственных нужд (подп.9.1 п.9 ТКП 299-2011).

Организации, принявшие решение осуществлять учет эксплуатации шин без ведения карточек, обязаны обеспечить наличие информации, подтверждающей фактический пробег автомобиля, для обоснования отнесения расходов по эксплуатации и замене автомобильных шин на затраты.

 

30.12.2015

 

Татьяна Сукристик, аудитор