Пособие от 18.06.2018
Автор: Ерилин Г.

Удаляем деревья при ремонте теплотрассы


 

Материал помещен в архив

 

УДАЛЯЕМ ДЕРЕВЬЯ ПРИ РЕМОНТЕ ТЕПЛОТРАССЫ

пример ситуация

Ситуация

Организация теплосетей при проведении профилактических работ на системе отопления обнаружила прорыв теплотрассы. Над местом повреждения растет дерево, и провести ремонт, не затрагивая объект растительного мира, не представляется возможным.

Какие основания есть для удаления дерева и какую документацию следует оформить?

 

Основания для удаления объектов растительного мира установлены ст.37 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире». В частности, к ним относят:

• разрешение местного исполнительного и распорядительного органа (для получения разрешения оформляется заявление);

• ликвидация чрезвычайной ситуации или ее последствий, проведение которой невозможно без удаления объектов растительного мира. В этом случае лица, которые выполнили работы по удалению объектов растительного мира, должны не позднее 5 дней со дня удаления направить в местный исполнительный и распорядительный орган уведомление, содержащее информацию об удаленных объектах, а также описание чрезвычайной ситуации, дату и время информирования о ее возникновении органа управления по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2022 г. следует руководствоваться гл.8 (ст.35-38) Закона № 205-З с изменениями, внесенными Законом от 04.01.2022 № 145-З.

 

Остается выяснить, признается ли прорыв теплотрассы чрезвычайной ситуацией?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 2 ст.1). Прорыв теплотрассы определенно ситуация техногенного характера, однако следует установить, насколько она вызывает нарушение условий жизнедеятельности людей.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах и их надлежащее качество (ст.6 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»). Таким образом, отсутствие теплоснабжения будет нарушением жизненных условий. Однако стоит рассмотреть, когда именно произошла авария.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 июня 2020 г. следует руководствоваться подп.1.3 п.1 ст.6 Закона № 405-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 280-З. Комментарий см. здесь.

 

В соответствии с ТКП 388-2012 «Правила подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 06.06.2012 № 27/8) в период подготовки к осенне-зимнему периоду энергоснабжающие организации обязаны (п.4.1.2):

• провести работы на теплоисточниках, магистральных тепловых сетях, насосных и центральных тепловых пунктов (по балансовой принадлежности) по профилактике, ремонту и замене оборудования, трубопроводов, систем регулирования и учета тепловой энергии, по поверке систем или приборов коммерческого учета;

• создать необходимый запас материальных ресурсов, укомплектовать ремонтные подразделения необходимыми машинами и механизмами;

• провести работы по профилактике и ремонту внешних и внутренних газо-, водо- и электрокоммуникаций и источников электро- и водоснабжения;

• провести промывки, испытания и наладочные работы на оборудовании теплоисточников, тепловых сетей и центральных тепловых пунктов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

• уточнить у потребителей тепловой энергии тепловые нагрузки, выполнить перерасчет гидравлического режима (при необходимости), провести контроль наличия расчетных сопел и диафрагм на трубопроводах тепловых сетей у потребителей тепловой энергии;

• провести ревизию запорной, дренажной, воздухоспускной и регулирующей арматуры на тепловых сетях;

• разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке рабочие программы по проведению испытаний тепловых сетей на гидравлическую плотность в порядке, предусмотренном требованиями технических нормативных правовых актов;

• провести инвентаризацию заключенных договоров теплоснабжения с потребителями;

• проверить в установленном порядке надежность электро-, газо- и водообеспечения объектов теплоснабжения;

• заключить (продлить) договоры на топливо- и водоснабжение с соответствующими организациями;

• провести работы по профилактике, ремонту (поверке) приборов учета и регулирования подачи тепловой энергии.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 июня 2020 г. взамен ТКП 388-2012 действуют Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 286.

 

Энергоснабжающие организации за 15 дней до начала работ на оборудовании теплоисточников и (или) тепловых сетей согласовывают строительным и ремонтным организациям планы-графики производства работ. Согласованные планы-графики отключения теплоисточников и тепловых сетей энергоснабжающие организации в срок до 15 апреля текущего года доводят до сведения руководителей следующих организаций:

• потребителей тепловой энергии, подключенных к тепловым сетям и заключившим договор теплоснабжения с энергоснабжающей организацией;

• оптовых потребителей-перепродавцов, которые самостоятельно доводят до сведения своих потребителей планы-графики отключения систем теплоснабжения;

• строительных, ремонтных и наладочных организаций, с которыми заключены договоры на проведение работ на теплоисточниках и тепловых сетях;

• строительных (монтажных) организаций, осуществляющих строительство новых объектов, зданий или сооружений, присоединение которых выполняется к находящимся в эксплуатации тепловым сетям;

• других заинтересованных организаций (пп.4.1.3, 4.1.5 ТКП 388-2012).

В соответствии с пп.4.1.7, 4.1.8 ТКП 388-2012 работы по подготовке теплоисточников к отопительному сезону должны быть завершены для обеспечения работы систем отопления до 20 сентября текущего года. Должны быть закончены все работы на оборудовании теплоисточников и тепловых сетей, устранены все нарушения и дефекты, выявленные в период подготовки.

Таким образом, если устранение прорыва происходит в ходе плановых работ и получение разрешения на удаление дерева не повлияет на сроки сдачи, указанная ситуация не может быть рассмотрена как чрезвычайная, поэтому следует соблюдать разрешительный порядок удаления. В противном случае (недостаток времени, прорыв теплотрассы в отопительный сезон) ситуация рассматривается как чрезвычайная, и для ее установления следует связываться с территориальным органом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а после удаления объекта растительного мира уведомлять исполнительную власть.

 

18.06.2018

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»