Пособие от 16.05.2013
Автор: Соколовская Т.

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие вопросы

Перечень укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

Классификация укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

Структура укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

Порядок разработки укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

Определение сметной стоимости строительства жилого дома серии М464-У1 на основании укрупненных нормативов стоимости (в базисном уровне цен на 1 января 2006 года)

Структура укрупненного норматива стоимости строительства жилого дома

Определение сметной стоимости строительства жилого дома серии М464-У1 (г.Минск)

Алгоритм составления сметной документации на основании укрупненного норматива стоимости строительства жилого дома

Составление локальных смет на строительство жилого дома крупнопанельного домостроения серии М464-У1

Составление объектной сметы на строительство жилого дома

Составление сводного сметного расчета стоимости строительства жилого дома

 

Материал помещен в архив

 

УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ

Общие вопросы

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов (далее - УНСО) - нормативы стоимости строительства объектов, представляющие собой стоимостное выражение затрат на строительство объектов в расчете на единицу мощности (площади, объема) объектов и учитывающие среднереспубликанский уровень цен на строительство.

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов предназначены для определения сметной стоимости строительства и расхода ресурсов на строительство объекта на стадиях:

• обоснования инвестирования в строительство (ОИ);

• архитектурного проекта (А);

• утверждаемой архитектурной части строительного проекта (АС);

• формирования цены заказчика и цены предложения подрядчика по подрядным работам при строительстве,

а также для других целей в соответствии с законодательством.

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов утверждены практически по всем сериям крупнопанельного домостроения и строительства жилых домов на селе.

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов утверждаются Министерством архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ) и остаются неизменными в течение 5 лет.

К УНСО относятся УНСО, разработанные и утвержденные в установленном порядке Минстройархитектуры РБ, и другие нормативы, утверждаемые органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Перечень укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

№ п/п

Номер сборника

Наименование сборника

Приказ об утверждении

Состав сборника

В базисном уровне цен на 1 января 2006 г.:

1

СНБ 8.02.101-2008

(в 2 книгах)

Укрупненные нормативы стоимости единицы мощности объектов социальной сферы в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.

Приказ Минстройархи-тектуры РБ от 30.12.2008 № 489 (далее - приказ № 489)

По объектам:

- лечебно-профилактические учреждения (3 объекта);

- больницы специализированные (5 объектов);

- лечебные корпуса для расширения больниц (3 объекта);

- амбулаторно-поликлинические учреждения (7 объектов);

- детские дошкольные учреждения (5 объектов);

- общеобразовательные школы (7 объектов);

- университеты (1 объект);

- общежития (2 объекта);

- универсамы (1 объект);

- бани (3 объекта);

- дворцы спорта (3 объекта)

2

СНБ 8.02.101-2010

(книга 3)

Укрупненные нормативы стоимости единицы мощности объектов социальной сферы в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.

Приказ Минстройархи-тектуры РБ

от 29.01.2010 № 24

(далее - приказ № 24)

По объектам:

- фельдшерско-акушерский пункт на 20 посещений в смену;

- фельдшерско-акушерский пункт на 10 посещений в смену;

- учебно-педагогический комплекс «Детский сад - общеобразовательная средняя школа на 168 мест»;

- промтоварный магазин торговой площадью 350 кв.м;

- продовольственный магазин торговой площадью 307,75 кв.м;

- спортивный зал строительным объемом 4 352 куб.м;

- административное здание расчетной площадью 71,1 кв.м

3

СНБ 8.02.102-2010

(книга 1)

Укрупненные нормативы стоимости объектов производственного назначения в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.

Приказ № 24

Объекты, входящие в состав молочно-товарных ферм (63 объекта):

- коровники (6 шт.);

- здания для телят и молодняка (2 шт.);

- доильно-молочные блоки с различными доильными установками (9 шт.);

- родильные отделения (5 шт.);

- склады (3 шт.);

- кормоприготовительная со стоянкой сельхозмашин (1 шт.);

- проходные (2 шт.);

- весовые (3 шт.);

- навесы различного функционального назначения (5 шт.);

- дезбарьеры (5 шт.);

- траншеи для хранения силоса (сенажа) (3 шт.);

- площадки выгульные и для временного хранения навоза (19 шт.)

4

СНБ 8.02.103-2010

Укрупненные расценки на единицу строительной продукции с учетом ее потребительских свойств по жилым домам в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.

Приказ № 489

По объектам:

- жилые дома крупнопанельного домостроения серии 3А-ОПБ г.Минск;

- жилые дома крупнопанельного домостроения серии 90 г.Гродно

Приказ Минстройархи-тектуры РБ от 30.06.2010 № 246

По объектам:

- жилые дома крупнопанельного домостроения серии 111-90 БС40 г.Минск

Приказ Минстройархи-тектуры РБ от 25.02.2009 № 58

(далее - приказ № 58)

По объектам:

- жилые дома крупнопанельного домостроения серии М464-У1 г.Минск

Приказ Минстройархи-тектуры РБ

от 29.05.2009 № 180

По объектам:

- жилые дома крупнопанельного домостроения серии М111-90 г.Минск

Приказ Минстройархи-тектуры РБ

от 30.11.2009 № 390

По объектам:

- жилые дома крупнопанельного домостроения серий 152 г.Гомель и 90

Приказ № 24

По объектам:

- жилые дома крупнопанельного домостроения серий:

90 г.Мозырь,

М464-М г.Минск,

1-464 Д-1,2 г.Солигорск,

111-108 (М) г.Витебск,

БО г.Бобруйск,

90 г.Могилев,

90 г.Новополоцк;

- жилые дома с монолитным железобетонным каркасом и заполнением стен ячеисто-бетонными блоками;

- жилые дома из блоков ячеистого бетона с облицовкой силикатным кирпичом с наружной и внутренней стороны;

- жилые дома со сборно-монолитной каркасной системой МВБ-01 с заполнением стен ячеисто-бетонными блоками;

- жилые дома из силикатного кирпича с утеплением стен легкой штукатурной системой;

- жилые дома с монолитными железобетонными стенами и монолитными железобетонными перекрытиями в тоннельной опалубке;

- жилые дома со сборным железобетонным каркасом по серии 1.020-1/83 и заполнением стен ячеисто-бетонными блоками;

- жилые дома с монолитным железобетонным каркасом и заполнением стен из газосиликатных блоков;

- жилые дома сборно-каркасные со стенами трехслойной конструкции: кирпич утолщенный лицевой, блоки ячеистого бетона и утеплитель из пенополистирольных плит

5

СНБ 8.02.101-2011

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов гражданского назначения, в т.ч. социальной сферы, в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.

Приказ Минстройархи-тектуры РБ

от 02.02.2011 № 23

(далее - приказ № 23)

По объектам:

- комплексный приемный пункт на 5 рабочих мест;

- комплексный приемный пункт на 6 рабочих мест;

- прокуратура расчетной площадью 241,57 кв.м;

- прокуратура расчетной площадью 283,73 кв.м;

- здание районного отдела внутренних дел расчетной площадью 2 292,68 кв.м;

- торгово-офисное здание общей площадью 3 066,22 кв.м с баром;

- гостиница на 50 мест с бассейном;

- гостиница на 71 место;

- здание многотопливной автозаправочной станции общей площадью 139,77 кв.м;

- здание многотопливной автозаправочной станции общей площадью 220,60 кв.м с мойкой;

- навес к автозаправочной станции (далее - АЗС) над 2 топливо-раздаточными колонками;

- навес к АЗС над 3 топливо-раздаточными колонками;

- площадка топливных резервуаров к АЗС на 4 резервуара с 2 топливо-раздаточными колонками;

- площадка топливных резервуаров к АЗС на 5 резервуаров с 2 топливо-раздаточными колонками;

- площадка топливных резервуаров к АЗС на 4 резервуара с 3 топливо-раздаточными колонками;

- площадка резервуаров сжиженных углеводородных газахов (СУГ) к многотопливной автозаправочной станции на 2 резервуара с 1 газораздаточной колонкой

6

СНБ 8.02.102-2011

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов производственного назначения и инженерных сооружений в базисном уровне на 1 января 2006 г.

Приказ № 23

- фруктохранилище на 1 000 т;

- фруктохранилище на 2 000 т;

- плодохранилище на 5 000 т;

- котельная на 0,8 МВт;

- котельная на 1,395 МВт;

- котельная на 4 МВт с бытовым блоком;

- дымовая труба высотой 20 м;

- электрическая подстанция на 2 трансформатора общей мощностью 32 МВА

7

-

Укрупненные нормативы стоимости в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.

Приказ Минстройархи-тектуры РБ от 28.10.2011 № 374

На строительство:

- повысительной насосной станции;

- квартального пункта учета тепла;

- распределительного пункта

В базисном уровне цен на 1 января 2006 г. и 1 января 2011 г.:

8

СНБ 8.02.101-2011

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов гражданского назначения, в т.ч. социальной сферы, в уровне цен на 1 января 2006 г. и 1 января 2011 г.

Приказ

Минстройархи-тектуры РБ от 07.12.2011 № 425 (далее - приказ № 425)

По объектам:

- организации торговли и общественного питания (2 объекта):

продовольственный магазин с цехом для приготовления полуфабрикатов и готовых изделий общей площадью 763,80 кв.м;

торговый центр общей площадью 21 791,40 кв.м;

- организации бытового обслуживания (4 объекта):

баня на 10 мест;

баня на 30 мест;

комплексный приемный пункт на 6 рабочих мест;

вагон-сауна на 2 человека в час;

- организации научно-исследовательские, проектные, общественные и управления (3 объекта):

здание банковских услуг расчетной площадью 71,83 кв.м;

здание банковских услуг расчетной площадью 195,20 кв.м;

здание банковских услуг расчетной площадью 920,85 кв.м;

- здания и сооружения транспорта (3 объекта):

ангар для хранения техники на 6 боксов;

гараж на 2 грузовых и 30 легковых автомобилей;

- стоянка для легковых автомобилей на 70 мест;

- объекты для обеспечения безопасности (1 объект);

пожарное депо на 10 автомобилей с блоком административных помещений

Примечание. Разработаны в уровне цен на 1 января 2011 г.

9

СНБ 8.02.102-2011

(книга 4)

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов производственного назначения и инженерных сооружений в уровне цен на 1 января 2006 г. и на 1 января 2011 г.

Приказ № 425

По объектам:

- производственные здания сельскохозяйственного назначения (4 объекта);

- инженерные сооружения (22 объекта)

Примечание. Разработаны в уровне цен на 1 января 2011 г.

10

СНБ 8.02.101-2011

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов гражданского назначения, в т.ч. социальной сферы, в уровне цен на 1 января 2011 г.

Приказ № 425

По объектам:

- фельдшерско-акушерские пункты (2 объекта);

- учебно-педагогический комплекс (1 объект);

- организации торговли и общественного питания (2 объекта);

- организации бытового обслуживания (2 объекта);

- спортивный зал (1 объект);

- научно-исследовательские, проектные, общественные и управления (4 объекта);

- многофункциональные здания и комплексы (1 объект);

- гостиницы, мотели и кемпинги (2 объекта);

- здания и сооружения транспорта (8 объектов)

11

СНБ 8.02.102-2011

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов производственного назначения и инженерных сооружений в уровне цен на 1 января 2011 г.

Приказ № 425

По объектам:

- коровники (6 объектов);

- здания для телят и молодняка (2 объекта);

- доильно-молочные блоки с различными доильными установками (9 объектов);

- родильные отделения (5 объектов);

- склады (3 объекта);

- кормоприготовительная со стоянкой сельхозмашин (1 объект);

- проходные (2 объекта);

- весовые (3 объекта);

- навесы различного функционального назначения (5 объектов);

- дезбарьеры (5 объектов);

- траншеи для хранения силоса (сенажа) (3 объекта);

- площадки выгульные (12 объектов);

- площадки для временного хранения навоза (7 объектов);

- производственные здания сельскохозяйственного назначения (3 объекта);

- инженерные сооружения (5 объектов)

В базисном уровне цен на 1 января 2006 г. и 1 января 2012 г.:

12

СНБ 8.02.101-2012

(книга 6)

Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. и 1 января 2012 г. по видам экономической деятельности

Приказ Минстройархи-тектуры РБ от 15.03.2012 № 84

(далее - приказ № 84)

По объектам:

- организации научно-исследовательские, проектные, общественные и управления (административное здание с расчетно-кассовым центром);

- учреждения народного образования (детские ясли-сады с бассейном на 150, 190, 230 мест, средняя школа на 1 020 мест);

- здания и сооружения транспорта (многоуровневые наземные автостоянки на 252 и 476 машино-мест, мойка для автотранспорта)

13

УНСиР

8.02.101-2013

(книга 1)

Укрупненные нормативы стоимости и укрупненные нормативы расхода ресурсов по видам работ на возведение объектов

Постановление

Минстройархи-тектуры РБ

от 27.12.2012 № 40

(далее - постановление № 40)

По видам работ:

- земляные работы;

- фундаменты;

- отмостка;

- каркасы;

- стены;

- диафрагмы;

- перегородки;

- перекрытия;

- покрытия;

- кровля;

- полы;

- утепление наружных стен

14

УНСиР

8.02.301-2013

(книга 1)

Укрупненные нормативы стоимости и укрупненные нормативы расхода ресурсов по видам работ на ремонт объектов

Постановление

№ 40

По видам работ:

- кровля;

- балконы и лоджии;

- дверные проемы;

- отделочные работы внутренние;

- полы;

- подпольное хозяйство;

- отделочные работы наружные;

- входы, крыльца, рампы;

- отмостка;

- отопление;

- газоснабжение;

- вентиляция и кондиционирование воздуха;

- электроосвещение;

- контрольно-измерительные приборы и автоматика;

- водоснабжение хозяйственно-питьевое;

- канализация;

- благоустройство

 

Утверждены укрупненные нормативы расхода ресурсов на дезактивацию оборудования, дозиметрическое сопровождение при дезактивации территории У1-2012-1, У1-2012-2, У1-2012-5-У1-2012-10 согласно приложению 1 к приказу от 30.04.2012 № 135 (в редакции постановления № 40).

При определении сметной стоимости строительства на основании укрупненных сметных нормативов стоимости и объектов-аналогов необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по определению сметной стоимости строительства на основе объектов-аналогов и укрупненных сметных нормативов стоимости, утвержденными постановлением Минстройархитектуры РБ от 31.12.2008 № 64, и Методическими рекомендациями по определению сметной стоимости строительства на основе объектов-аналогов и укрупненных нормативов стоимости строительства, утвержденными приказом № 84.

Порядок разработки укрупненных нормативов строительства объектов при определении сметной стоимости строительства установлен Методическими рекомендациями о порядке разработки и применения укрупненных нормативов строительства объектов, утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 08.05.2012 № 144 (далее - Методические рекомендации № 144).

Классификация укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

В соответствии с Методическими рекомендациями № 144 принята следующая классификация УНСО по основным критериям:

• по области применения - на общереспубликанские, ведомственные и производственные;

• по назначению вида строительства - на объекты жилищного строительства, гражданского строительства, промышленного строительства, инженерные коммуникации и сооружения, прочие объекты строительства;

• по виду инвестиционного процесса в строительстве - на возведение, ремонт, реставрацию;

• по форме выражения затрат, в т.ч. уровню цен и видам нормативов расхода ресурсов, - на ресурсные, стоимостные и комбинированные (ресурсные и стоимостные совместно).

Ресурсные УНСО могут подразделяться по видам нормативов расхода ресурсов:

• на нормы расхода материалов, изделий и конструкций в натуральном выражении;

• на нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах;

• на нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах.

Стоимостные УНСО могут подразделяться в зависимости от уровня цен:

• на среднереспубликанские в текущем уровне цен;

• по областям и г.Минску в текущем уровне цен на установленную дату разработки;

• по степени детализации (укрупнения) (на объект в целом, на часть объекта, по видам работ и конструктивных элементов);

• по типу показателя (на абсолютные, удельные, в процентах, в виде коэффициентов);

• по виду расчетной единицы измерения (на детальную и комплексную).

Комплексная расчетная единица измерения - единица измерения, характеризующая объект в целом. Это может быть общая площадь, мощность, строительный объем и другие единицы измерения, применяемые в зависимости от функционального назначения объектов.

Детальная расчетная единица измерения - единица измерения, характеризующая потребительские качества видов работ и конструктивных элементов объекта. Это может быть кубометр земляных работ, квадратные метры площади стен, проемов, километры протяженности трассы и другие единицы измерения, применяемые в зависимости от видов работ и типов конструктивных элементов объекта.

Структура укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

Структура УНСО формируется исходя из особенностей и специфики их разработки:

• в зависимости от формы выражения затрат;

• в зависимости от видов затрат, включаемых в главы сводного сметного расчета стоимости строительства;

• статей и состава затрат.

Стоимостные и комбинированные УНСО могут содержать:

• затраты в целом по всем главам или по отдельным главам сводного сметного расчета стоимости строительства;

• затраты, предусмотренные главами 2-7;

• затраты, предусмотренные главами 1, 8-11 сводного сметного расчета стоимости строительства.

Ресурсные УНСО могут содержать затраты, предусмотренные главами 2-7 сводного сметного расчета стоимости строительства.

В зависимости от видов затрат, включаемых в главы сводного сметного расчета стоимости строительства, в УНСО могут включаться затраты как в целом по всем главам сводного сметного расчета стоимости строительства, так и по отдельным главам сводного сметного расчета стоимости строительства.

В состав затрат УНСО включаются:

• строительно-монтажные работы по объекту в целом (сумма стоимости видов работ и конструктивных элементов по строительным, монтажным и специальным работам по объекту в целом), его части и (или) по видам работ и типам конструктивных элементов;

• монтажные работы и оборудование внутренних инженерных систем, в т.ч. и подъемно-транспортного оборудования;

• монтажные работы и технологическое оборудование, мебель и инвентарь;

• прочие статьи затрат.

Структура стоимостных УНСО по составу затрат может включать:

• прямые затраты в разрезе элементов затрат: заработная плата; эксплуатация машин и механизмов, в т.ч. зарплата машинистов; материалы, изделия, конструкции, транспортные расходы;

• прямые затраты в разрезе элементов затрат, общехозяйственные и общепроизводственные расходы и плановую прибыль по всем видам строительных, специальных строительных и монтажных работ в зависимости от места строительства (городское строительство, включая г.Минск; строительство в сельской местности);

• другое сочетание затрат.

Структура ресурсных УНСО по составу затрат может включать:

• основные нормативы расхода ресурсов;

• вспомогательные (прочие) нормативы расхода ресурсов;

• другое сочетание затрат.

Порядок разработки укрупненных нормативов стоимости строительства объектов

Разработка общереспубликанских и ведомственных УНСО осуществляется по поручению Минстройархитектуры РБ либо по поручению республиканских органов государственного управления соответствующими организациями (далее - исполнители).

Разработка производственных УНСО осуществляется исполнителем самостоятельно.

Исполнителем-разработчиком общереспубликанских и ведомственных УНСО подготавливается перечень исходных данных и номенклатура проектов по объектам, на основании которых намечается разработка УНСО, и согласовывается с Минстройархитектуры РБ или республиканским органом государственного управления.

Для разработки УНСО республиканский орган государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры РБ, запрашивает у других государственных органов управления (министерств, ведомств, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета) перечень объектов, которые должны отвечать следующим требованиям:

• быть возведены или запроектированы на дату разработки УНСО;

• проектно-сметная документация по объектам должна соответствовать строительному проекту «С» при одно-, двух-, трехстадийном проектировании;

• виду инвестиционного процесса в строительстве, т.е. возведение, ремонт, реконструкция.

Далее по указанным перечням объектов, полученным у государственных органов управления, исполнителем формируется номенклатура объектов-представителей, на основании которых будет производиться разработка УНСО (подлежит согласованию с республиканским органом государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры РБ).

Исполнитель для формирования номенклатуры объектов-представителей проводит работу по изучению, систематизации и отбору проектов исходя из программ развития отдельных отраслей экономики и специфических особенностей отраслей экономики, обеспечивая баланс между наличием объектов строительства и их востребованностью, экономической целесообразности, наличия технического задания на разработку УНСО и других критериев.

В соответствии с номенклатурой объектов-представителей, согласованной с республиканским органом государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры РБ, исполнитель направляет запросы в проектные организации для получения исходной информации.

Исходная информация по проектам объектов-представителей содержит:

• технико-экономические показатели по объекту;

• общую пояснительную записку к проекту;

• типовые планы этажей и разрезов по объекту;

• сметную документацию, в т.ч. ведомость объемов работ и расхода ресурсов, ведомость ресурсов на машинных носителях;

• другую информацию, необходимую для разработки УНСО и согласованную исполнителем с республиканским органом государственного управления, в т.ч. Минстройархитектуры РБ.

Отнесение УНСО к соответствующему виду согласно классификации, установленной Методическими рекомендациями № 144, формирование структуры и состава УНСО устанавливается техническим заданием на разработку УНСО.

Для учета разных вариантов проектных решений могут разрабатываться УНСО на отдельные виды работ и конструктивные элементы или поправки к УНСО, являющимися основным решением.

При необходимости может производиться усреднение разрабатываемых УНСО с использованием математических методов.

При разработке удельных УНСО расчетные единицы измерения должны быть выбраны так, чтобы определение по ним стоимости строительства не требовало сложных расчетов. Единица измерения, на которую приводится стоимость в УНСО, должна наиболее достоверно отражать технологические, конструктивные, объемно-планировочные и другие существенные особенности объектов-представителей.

Расчетные единицы измерения удельных УНСО должны определяться в порядке, устанавливаемом техническими нормативными правовыми актами, и данные по ним преимущественно должны приниматься из проектно-сметной документации.

Разработанные нормативы оформляются в виде соответствующих сборников в разрезе их классификации и области применения.

Разработанные общереспубликанские УНСО, ведомственные УНСО рассматриваются Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве, образованной при Минстройархитектуры РБ, и Министерством экономики РБ.

Рекомендованные названной Межведомственной комиссией общереспубликанские и ведомственные УНСО утверждаются:

• общереспубликанские - Минстройархитектуры РБ;

• ведомственные - соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с Минстройархитектуры РБ.

Производственные УНСО утверждаются в порядке, установленном в организации.

Система УНСО поддерживается в актуальном состоянии. По мере накопления новых проектов по объектам различных видов экономической деятельности она корректируется путем дополнения, исключения или полного пересмотра нормативов на основе проведения ее систематического исследования и анализа, включая практику применения.

Сроки пересмотра нормативов должны соответствовать экономической целесообразности изменения системы УНСО в соответствии с потребностями развития экономики.

Определение сметной стоимости строительства жилого дома серии М464-У1 на основании укрупненных нормативов стоимости (в базисном уровне цен на 1 января 2006 года)

Укрупненные нормативы стоимости строительства по сериям жилых домов М464-У1 утверждены приказом № 58.

Нормативы содержат стоимостное выражение затрат на 1 кв.м общей площади квартир с учетом ее потребительских свойств по жилым домам и относятся к категории укрупненных сметных нормативов.

Для укрупненных нормативов стоимости строительства жилого дома принята расчетная единица измерения 1 кв.м общей площади квартир.

Исходной базой для разработки укрупненных нормативов стоимости на единицу строительной продукции с учетом ее потребительских свойств по жилым домам стала проектно-сметная документация по объектам-представителям, утвержденная в установленном порядке и соответствующая требованиям:

• прогрессивности технических, технологических и строительных решений,

• перспективности - широкой распространенности в отрасли,

• действующим нормам проектирования,

• современному уровню типовых потребительских качеств и социальных стандартов.

Определение сметной стоимости строительства на основании укрупненных нормативов стоимости на единицу строительной продукции осуществляется в соответствии с Инструкцией по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 03.12.2007 № 25 (далее - Инструкция № 25).

Структура укрупненного норматива стоимости строительства жилого дома

Укрупненные нормативы стоимости строительства жилого дома на единицу строительной продукции с учетом ее потребительских свойств по жилым домам состоят:

• из стоимости строительно-монтажных работ;

• стоимости оборудования внутренних инженерных систем.

В состав оборудования внутренних инженерных систем входит и подъемно-транспортное оборудование. Нормативы содержат затраты, предусмотренные главой 2 сводного сметного расчета стоимости строительства, и приведены в табличной форме в приложениях.

В нормативах учтены:

• затраты на выполнение общестроительных работ подземной и надземной частей зданий, включая разработку, транспорт грунта, устройство подкрановых путей, перебазировку крана;

• затраты по устройству внутренних санитарно-технических, электротехнических работ, работ по устройству слаботочных сетей в пределах габаритов зданий;

• затраты по оборудованию внутренних инженерных систем, в т.ч. подъемно-транспортному оборудованию.

Стоимость прямых затрат приведена с распределением по видам работ и конструктивным элементам зданий в разрезе элементов затрат (основная заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, в т.ч. заработная плата машинистов, материалы, в т.ч. транспортные затраты).

Транспортные затраты для материалов по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (часть IV) «Бетонные и железобетонные изделия и конструкции. Керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы» (РСН 8.06.104-2007), утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 12.11.2007 № 364, приняты для жилых домов серии КПД с учетом поправочных коэффициентов согласно таблице В.1 приложения В (обязательного) Методических указаний по применению ресурсно-сметных норм (РСН 8.01.104-2007), утвержденных данным приказом.

Накладные расходы и плановые накопления по всем видам строительных, специальных строительных и монтажных работ приняты в зависимости от места строительства (для КПД по месту нахождения заводов КПД - городское строительство и г.Минск).

Стоимость строительства объекта в целом при указанном построении укрупненных показателей определяется как сумма слагаемых, представляющих сметную стоимость по видам работ и конструктивным элементам, которые отвечают проектным решениям данного (рассчитываемого) объекта.

Определение сметной стоимости строительства жилого дома серии М464-У1 (г.Минск)

Стоимость строительства жилого дома, рассчитанная с применением укрупненных расценок, предусматривает различную компоновку блок-секций этажностью 8-10 этажей и является средневзвешенной по конструктивным и архитектурным особенностям объекта. Основная цена предусматривает наиболее характерные инженерно-геологические условия, усредненные условия производства работ и применение материалов, обеспечивающих строительство объекта с типовыми потребительскими качествами жилых помещений.

Укрупненной расценкой предусмотрены следующие архитектурно-конструктивные особенности объекта:

 

№ п/п

Наименование

характеристики объекта

Архитектурно-конструктивные особенности объекта

1

Фундаменты

Из сборных забивных свай длиной 5-14 м с монолитным ростверком

2

Стены техподполья

Однослойные панели толщиной 14-30 см

3

Наружные стеновые панели

Трехслойные на гибких связях с повышенным сопротивлением теплопередаче, утепляющий слой из полистирольного пенопласта ППТ-25

4

Внутренние стены, перегородки

Из сборного железобетона толщиной 80-140 мм

5

Перекрытия

Из сплошных железобетонных плит толщиной 16 см

6

Кровля

Из наплавляемых рулонных материалов

7

Утепление над техподпольем и чердаком

Из полистирольного пенопласта ППТ-25 толщиной до 60 мм

8

Полы

Из ковров линолеума (жилые комнаты, кухни, прихожие), мозаичные (лифтовые холлы, лестничные площадки), из керамической плитки (ванны, санузлы, тамбуры, коридоры общего пользования)

9

Остекление лоджий

Деревянные блоки одинарной конструкции с поворотным устройством и установкой подоконной доски, предусмотрена герметизация пеной

10

Оконные и балконные блоки

Деревянные без шумозащитных экранов раздельной конструкции с 2 рядами остекления - стеклопакет и стекло, одностворные с полустворкой с коэффициентом сопротивления теплопередаче R = 0,6 (в редакции приказа № 84)

11

Двери наружные и входные

Металлические

12

Двери внутренние

Деревянные

13

Внутренняя отделка:

Стены жилых комнат, прихожих - обои, стены кухонь туалетов - обои или окраска, стены ванных комнат - окраска.

Потолки жилых комнат - обои, потолки ванных, туалетов, кухонь, прихожих - окраска.

Стены коридоров общего пользования, лестничной клетки - защитно-декоративный полимерный состав

14

Наружная отделка

Окраска

15

Водоснабжение

Централизованное с установкой счетчиков учета расхода воды

16

Отопление

Централизованное с поквартирным учетом тепла

17

Газоснабжение

Централизованное с установкой плит м счетчиков учета расхода газа

18

Электроснабжение

Электроплиты, автоматизированная система контроля учета электроэнергии

19

Слаботочные устройства

Радиофикация, телефонизация, телевидение, домофонная связь, диспетчеризация лифтов

20

Лифты

Грузоподъемностью 400 кг

 

Укрупненной расценкой учтены затраты, включаемые в главу 2 сводного сметного расчета (заработная плата рабочих, эксплуатация машин и механизмов, в т.ч. заработная плата машинистов, материальные ресурсы, в т.ч. транспорт, накладные расходы, плановые накопления, затраты труда рабочих, затраты труда машинистов).

Стоимость строительства в разрезе элементов затрат, включаемых в главу 2 сводного сметного расчета, определяется путем умножения проектной общей площади квартир на каждый элемент затрат укрупненной расценки. При размещении в жилом доме помещения товарищества собственников здания за единицу измерения принимается сумма общей площади квартир и общей площади помещения товарищества собственников.

В случае отличия вида работ от принятого в укрупненной расценке стоимость может уточняться путем исключения соответствующего вида работ и добавления стоимости, рассчитанной с применением ресурсно-сметных норм по проектным данным.

Распределение стоимости по укрупненной расценке осуществляется по следующим видам работ:

• земляные работы;

• основания свайные;

• испытания свай;

• фундаменты;

• монтаж нулевого цикла;

• входы с техподполья, крыльца, рампы. Общестроительные работы;

• гидроизоляция стен, фундаментов, боковая, обмазочная;

• обратная засыпка;

• площадка под кран. Монтаж;

• подкрановый путь. Монтаж;

• подземная часть. Заземляющий контур;

• монтаж надземной части;

• монтаж лифтов;

• кровля;

• заземление надземной части;

• площадка под кран. Демонтаж;

• подкрановый путь. Демонтаж;

• герметизация стыков;

• установка окон;

• установка отливов для окон;

• каналы, приямки. Сантехнические работы по подвалу;

• внутренние штукатурные работы;

• полы без чистового покрытия;

• установка металлических дверей и решеток;

• установка деревянных дверей общего пользования и входных в квартиры;

• установка дверей в кухнях;

• установка внутриквартирных дверей;

• подвесные потолки;

• отделка помещений общего пользования и квартир по видам работ, не подлежащих снятию;

• чистовая отделка квартир;

• остекление лоджий;

• входы крыльца. Облицовка мелкоштучной плиткой;

• подземная часть. Отмостка;

• отделка фасада;

• замки почтовые ящики;

• вертикальный транспорт;

• система ВАО (визуально-адресное ориентирование);

• водоснабжение. Внутренние сети подземной части;

• водоснабжение. Внутренние сети надземной части;

• водоснабжение. Установка чистовой сантехнической арматуры;

• изоляционные работы;

• отопление. Индивидуальный тепловой пункт (ИТП);

• отопление. Внутренние сети подземной части;

• отопление. Внутренние сети надземной части;

• водостоки. Подземная часть;

• водостоки. Надземная часть;

• канализация. Внутренние сети подземной части;

• канализация. Внутренние сети надземной части;

• канализация. Установка унитазов, раковин, умывальников, смесителей, с душевой сеткой;

• прокладка воздуховодов;

• внутреннее газоснабжение;

• установка газовых плит, счетчиков, испытание на герметичность;

• радиофикация и телефонизация;

• электроосвещение;

• оборудование системы контроля энергии;

• заземление жилого дома;

• оповещение о пожаре;

• автоматизация сантехустройств;

• внутренние сети телевидения;

• охранно-переговорное устройство;

• диспетчеризация лифтов;

• возврат материалов при демонтаже площадки для кранов;

• поправка на устройство дренажа;

• поправка на электроосвещение (при исключении раздела внутреннего газоснабжения).

Поправки к укрупненному нормативу стоимости строительства жилого дома, утвержденные приказом № 84:

• на применение энергоэффективных наружных стеновых панелей;

• стоимость транспортных затрат по приказу № 24;

• общестроительные работы энергоэффективных зданий;

• отопление и горячее водоснабжение. Энергосберегающие мероприятия;

• канализация. Установка противопожарных муфт.

Алгоритм составления сметной документации на основании укрупненного норматива стоимости строительства жилого дома

1. Проводится анализ архитектурно-конструктивных особенностей объекта. В случае если обнаружены отличия проектного решения от решения, принятого при разработке укрупненной расценки, стоимость таких работ может уточняться путем исключения стоимости соответствующего вида работ из укрупненной расценки и добавления стоимости, рассчитанной по проектным данным (наиболее часто применяется для раздела «фундаменты, оконные и балконные блоки, остекление лоджий, двери внутренние»).

2. Составляются локальные сметы на основании технико-экономических показателей дома (общей площади квартир и помещения товарищества собственников (если таковое имеется)).

Локальные сметы целесообразно составлять по видам работ: общестроительные, сантехнические, электромонтажные. Отдельной локальной сметой определяется также стоимость перебазировки башенных и гусеничных кранов.

3. Составляется объектная смета на основании локальных смет, относящихся к жилому дому.

4. Составляется сводный сметный расчет стоимости строительства.

Составление локальных смет на строительство жилого дома крупнопанельного домостроения серии М464-У1

Локальная смета (локальный сметный расчет, ресурсно-сметный расчет) - первичный сметный документ, на основании которого определяется сметная стоимость отдельных видов работ и затрат по строительству.

Локальные сметы составляются по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 25 на отдельные виды работ и затрат на основе объемов, определившихся при разработке проектной документации.

Сметная стоимость, определенная по локальным сметам (локальным сметным расчетам, ресурсно-сметным расчетам), включает в себя основную заработную плату рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, в составе которой указывается заработная плата машинистов, стоимость материалов, изделий и конструкций, в составе которой указываются транспортные затраты по их доставке, стоимость оборудования, мебели, инвентаря, накладные расходы и плановые накопления.

Приведем пример (фрагмент) локальной сметы на общестроительные работы по жилому дому серии М464-У1, общая площадь квартир которого согласно технико-экономическим показателям составляет 11 925,9 кв.м.

В примере формируем стоимость строительства жилого дома по 3 видам работ:

• земляные работы;

• монтаж лифтов;

• вертикальный транспорт.

Приведем стоимость этих работ согласно укрупненной расценке.

Усредненная стоимость 1 000 кв.м общей площади квартир по отдельным видам работ и исполнителям с учетом технологии производства работ открытого акционерного общества (далее - ОАО) «МАПИД», а также архитектурных, конструктивных, инженерных особенностей объектов в конструкции серии М464-У1.

 

Ед. изм. - 1 000 кв.м общей площади квартир

 

№ ло-каль-ного рас-чета

Наиме-нование видов работ

Заработ-ная плата рабочих

Эксплуатация машин и механизмов

Материальные ресурсы

Наклад-ные расходы

Плано-вые накоп-ления

Оборудование

Общая стои-мость

Затраты труда рабо-чих,

чел.-ч

Затраты труда маши-нистов,

чел.-ч

всего

в т.ч.

зар-плата

всего

в т.ч. транс-порт

всего

в т.ч. транс-порт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Земляные работы

23 121

60 425

7 293

14

9

43 215

53 254

 

 

180 029

11

-

13

Монтаж лифтов

1 174 657

329 282

59 997

92 238

292

940 681

998 702

13 571 647

603 667

17 107 207

523

21

36

Вертикаль-ный транспорт

-

9 598 413

2 018 235

 

 

1 463 150

1 767 011

 

 

12 828 573

-

748

 

Таким образом, составление локальных смет на строительство жилого дома с применением укрупненного норматива стоимости строительства жилого дома сводится к умножению общей площади квартир (и площади помещения товарищества собственников) указанного дома на затраты, приведенные на единицу строительной продукции (1 кв.м общей площади квартир) по видам работ.

Аналогично следует составлять и локальные сметы на выполнение сантехнических и электромонтажных работ. Локальная смета на перебазировку кранов составляется с применением единичных расценок (с использованием ресурсно-сметных норм).

 

Наименование стройки

Жилой район Каменная горка. Микрорайон Каменная горка - 3. Жилой дом № 1 по генплану

Код стройки

05.005.001

Наименование объекта

Жилой дом

Шифр объекта

5-005

Комплект чертежей

АС

 

ЛОКАЛЬНАЯ СМЕТА № 1

(нормы 2006 г.)

 

Расчет стоимости общестроительных работ 9-этажного жилого дома серии М464-У1 № 1 в микрорайоне Каменная горка - 3.

   

Составлена в ценах 2006 г.

Стоимость 6 199 776,018 тыс.руб.

 

№ п/п

Обоснование

Наименование видов работ и ресурсов

Ед. изм., количе-ство

Стоимость ед. изм. / всего, руб.

Заработная плата

Эксплуатация машин

Материалы, ресурсы

Общая стоимость

Всего

в т.ч. з/п

Всего

в т.ч. транс- порт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Ж106

(примечание 1)

Земляные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Начисления:

накладные расходы/плановые накопления (%):

Н10 = 142,089 2 /

/ 175,097

 

 

 

 

 

 

 

1

ЕТМ464-У11-1

Н10 = 142,089 2 /

/ 175,097

Земляные работы

1 000 кв.м

11,925 9

23 121

275 739

60 425

720 623

7 293

86 976

14

167

9

107

83 560

996 529

0

 

Итого прямые затраты:

 

275 739

720 623

86 976

167

107

996 529

0

 

Накладные расходы

 

 

 

 

 

 

515 379

0

 

Плановые накопления

 

 

 

 

 

 

635 103

0

 

Итого по ПТМ

(примечание 2)

 

 

 

 

 

 

2 147 011

0

 

Затраты труда

 

 

 

 

 

 

155

 

Ж243

Лифты

 

 

 

 

 

 

 

 

Начисления

Накладные расходы/плановые накопления (%):

Н10 = 76,189 8 /

/ 80,889 2

 

 

 

 

 

 

 

12

ЕТМ464-У11-13 (Н10)

Монтаж лифтов

1 000 кв.м
11,925 9

1 174 657
14 008 842

329 282
3 926 984

59 997
715 518

92 238
1 100 021

292
3 482

1 596 177
19 035 847

13

СП13

Оборудование

1 000 кв.м
11,925 9

-
-

-
-

-
-

13 571 647
161 854 105

603 667
7 199 272

13 571 647
161 854 105

0

 

Итого прямые затраты

 

14 008 842

3 926 984

715518

162 953 719

7 202 736

180 889 545

0

 

Накладные расходы

 

 

 

 

 

 

11 218 460

0

 

Плановые накопления

 

 

 

 

 

 

11 910 417

0

 

Итого по ПТМ

 

 

 

 

 

 

204 018 422

0

 

Затраты труда

 

 

 

 

 

 

6 237

0

 

Затраты труда машинистов

 

 

 

 

 

 

250

 

Ж299

Вертикальный транспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

Начисления

Накладные расходы/плановые накопления (%):

Н10 = 72,496 5 /

/ 87,552 3

 

 

 

 

 

 

 

35

ЕТ М464-У11-36

(Н10)

Вертикальный транспорт

1 000 кв.м
11,925 9

-
-

9 598 413
114 469 714

2 018 235
24 069 269

-
-

-
-

9 598 413
114 469 714

0

 

Итого прямые затраты

 

-

114 469 714

24 069 269

-

-

114 469 714

0

 

Накладные расходы

 

 

 

 

 

 

17 449 378

0

 

Плановые накопления

 

 

 

 

 

 

21 073 199

0

 

Итого по ПТМ:

 

 

 

 

 

 

152 992 291

0

 

Затраты труда

 

 

 

 

 

 

12

0

 

Затраты труда машинистов

 

 

 

 

 

 

8 921

0

 

Всего по смете, в т.ч.

(примечание 3)

 

 

 

 

 

 

6 199 776 018

0

 

Строительные работы

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

6 037 921 913

0

 

Заработная плата

 

 

 

 

 

 

296 068 361

0

 

Эксплуатация машин

и механизмов

 

 

 

 

 

 

276 153 062

0

 

в т.ч. заработная

плата машинистов

 

 

 

 

 

 

47 573 766

0

 

Материалы, изделия,

конструкции

 

 

 

 

 

 

4 282 481 266

0

 

в т.ч. транспортные затраты

 

 

 

 

 

163 234 335

0

 

Накладные расходы

 

 

 

 

 

 

521 312 600

0

 

Плановые накопления

 

 

 

 

 

 

661 906 624

0

 

Оборудование

 

 

 

 

 

 

161 854 105

0

 

в т.ч. транспортные затраты

 

 

 

 

 

7 199 272

0

 

Затраты труда рабочих

 

 

 

 

 

 

125 675

0

 

Затраты труда машинистов

 

 

 

 

 

 

17 247

 

Примечание 1. Обозначение, принятое разработчиком программного комплекса CIC по разработке сметной документации, - ОАО «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве», в соответствии с которыми:

Ж - тип строки (заголовок проектно-технологических модулей (далее - ПТМ)), в котором указывается код ПТМ, сформированный в соответствии с Инструкцией № 25, наименование ПТМ (текст), единица измерения ПТМ, код единицы измерения;

Н - тип строки «начисления», в которой указывается размер дополнительных начислений, а именно: накладных расходов, плановых накоплений, коэффициентов к заработной плате, стоимости материалов, изделий и конструкций и т.д. Н10 в соответствии с руководством пользователя программного комплекса - процент накладных расходов и плановых накоплений для общестроительных работ.

Примечание 2. В локальных сметах (локальных сметных расчетах, ресурсно-сметных расчетах) производится группировка данных по ПТМ на отдельные виды работ и затрат. Порядок группировки данных по ПТМ изложен в главе 8 Инструкции № 25. Структура кода и наименование ПТМ приведены в приложении 13 к Инструкции № 25.

Примечание 3. Итоговые данные приводятся на основании полностью рассчитанной сметной стоимости жилого дома по общестроительным работам. В примере приведены только 3 вида работ: земляные работы, монтаж лифтов и вертикальный транспорт.

Составление объектной сметы на строительство жилого дома

Объектная смета (объектный сметный расчет) - сметный документ на объект, объединяющий в своем составе данные из локальных смет (локальных сметных расчетов, ресурсно-сметных расчетов).

Объектные сметы (объектные сметные расчеты) составляются по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 25 и включают итоговые значения из локальных смет (локальных сметных расчетов, ресурсно-сметных расчетов) и содержат стоимостные показатели: заработной платы, эксплуатации машин и механизмов, в т.ч. заработной платы машинистов, материалов, изделий, конструкций, в т.ч. транспортных затрат, накладных расходов, плановых накоплений, оборудования, мебели, инвентаря, прочих затрат, всего. Объектные сметы в своем составе объединяют в целом данные из локальных смет.

 

Обратите внимание!

Объектная смета (объектный сметный расчет) может не составляться в тех случаях, когда по объекту имеется только один вид работ (затрат).

 

Наименование стройки

Жилой район Каменная горка. Микрорайон Каменная горка - 3. Жилой дом № 1 по генплану

Код стройки

05.005.001

 

ОБЪЕКТНАЯ СМЕТА № 1

(нормы 2006 г.)

   

Наименование объекта

Жилой дом

             

Составлена в ценах 2006 г.

Стоимость 7 977 679 тыс.руб.

 

Но-мера смет и рас-четов

Наименование работ, затрат

Стоимость, тыс.руб.

Заработная плата

Эксплу-атация машин

Материалы

Накладные расходы

Плановые накопле-ния

Обору-дование,

мебель,

инвентарь

Прочие

Всего

в т.ч. з/п

в т.ч. транспорт

трудо-емкость, чел.-ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Расчет стоимости общестроительных работ 

9-этажного жилого дома серии М464-У1 № 1 в микрорайоне Каменная горка - 3

296 070

276 152

4 282 480

521 310

661 904

161 854

-

6 199 776

 

47 571



163 233

 

 

 

 

141 836

2

Перебазировка башенного крана КБ-405.1а и гусеничного

РДК-25

1 416

12 891

-

3 506

4 321

-

-

22 134

 

1 169

-

 

 

 

 

663

3

05.005.001 расчет стоимости внутренних сантехнических работ серии М464-У1 общей площадью квартир свыше 5 000 тыс.кв.м

71 839

6 966

941 854

117 299

121 370

-

-

1 259 328

 

1 270



3 659

 

 

 

 

30 900

4

05.005.001 расчет стоимости электромонтажных работ и связи 9-этажного жилого дома серии М464-У1 общей площадью квартир свыше 5 тыс.кв.м

56 125

25 251

268 490

70 114

55 629

20 832

-

496 441

 

2 782




436

 

 

 

 

26 683

 

 

ИТОГО

 

425 448

321 261

5 492 825

712 231

843 226

182 686

-

7 977 679

 

52 794

167 329

 

 

 

 

201 168

 

В объектной смете отдельной графой (объектном сметном расчете) показывается нормативная трудоемкость работ, определяемая как сумма затрат рабочих в человеко-часах, учтенных в ресурсно-сметных нормах, и трудоемкости, учтенной накладными расходами, которая определяется по формуле:

Тнр = 0,000 031 x Мнр,

где Тнр - нормативная трудоемкость работ, учтенная в накладных расходах, чел.-ч;

Мнр - сумма накладных расходов, принимаемая из итогов строки «накладные расходы» локальной сметы, руб.;

0,000 031 - коэффициент перехода от суммы накладных расходов в рублях к трудоемкости в чел.-ч (п.21 Инструкции № 25).

Составление сводного сметного расчета стоимости строительства жилого дома

Сводный сметный расчет - основной документ, определяющий стоимость строительства. При составлении сводного сметного расчета необходимо руководствоваться правилами составления сводного сметного расчета, установленными главой 5 Инструкции № 25.

Сводный сметный расчет стоимости строительства - сметный документ, определяющий сметный лимит средств, необходимых для строительства всех предусмотренных проектной документацией объектов.

Сводный сметный расчет составляется на основе объектных смет (объектных сметных расчетов), локальных смет (локальных сметных расчетов, ресурсно-сметных расчетов) и сметных расчетов на отдельные виды затрат по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 25. В сводном сметном расчете сметная стоимость строительства распределяется по главам 1-12.

 

16.05.2013

 

Татьяна Соколовская, специалист по сметному делу