


Материал помещен в архив
УПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО ЖАЛОБАМ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Согласно ст.12.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) с жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о государственной пошлине. При этом с жалоб, подаваемых в Высший Хозяйственный Суд РБ, хозяйственные суды областей (г.Минска) на постановления государственных органов или должностных лиц, судей по делам об административных правонарушениях о наложении административного взыскания в виде штрафа, иных административных взысканий, взимается государственная пошлина в соответствии с Законом РБ от 10.01.1992 № 1394-XII «О государственной пошлине» (далее - Закон о госпошлине) (п.17 постановления Президиума ВХС РБ от 13.03.2008 № 15 «О некоторых общих вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности»). Закон о госпошлине утратил силу с 1 января 2010 г. в связи с введением в действие Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК). Как следует из ст.254 Особенной части НК, при исчислении размера подлежащей уплате государственной пошлины при обжаловании постановлений по административным делам базис расчета определятся исходя из размера наложенного основного взыскания.
От редакции: С 21 февраля 2011 г. вместо постановления № 15 действует постановление Президиума ВХС РБ от 21.02.2011 № 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях». |
Вместе с тем в судебной практике имеют место случаи, когда производство по административному делу прекращается в связи с малозначительностью и взыскание не накладывается. Согласно ст.8.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.
Прекращение по малозначительности подтверждает факт наличия совершенного правонарушения. Правонарушитель может быть не согласен с такой формулировкой, поскольку, по его мнению, факт правонарушения отсутствует вообще.
Кроме того, возможно прекращение производства и по основаниям, исключающим административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП). К ним относятся:
- в отношении физического лица:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
3) истечение сроков наложения административного взыскания;
4) принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
5) недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, возраста, с которого наступает административная ответственность;
6) невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части КоАП;
7) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному ст.9.1 КоАП.
От редакции: С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться ст.9.1 КоАП в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З; |
8) смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных КоАП, а также случаев, когда административный процесс необходим для реабилитации физического лица;
9) наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановления о наложении административного взыскания, составленного в соответствии с частью третьей ст.10.3 ПИКоАП) либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела;
10) недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения;
- в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя:
1) обстоятельства, предусмотренные пп.1-4 части первой ст.9.6 ПИКоАП;
2) ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
3) смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс;
4) наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении;
5) недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.
Следует ли и в каком размере уплачивать при обжаловании таких постановлений государственную пошлину?
Необходимо отметить, что порядок уплаты (освобождения от уплаты) государственной пошлины по жалобам на такие постановления прямо не предусмотрен в действующем законодательстве, что является определенным пробелом.
Кроме того, в соответствии с частью второй ст.2 Общей части НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией РБ, НК, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ.
Представляется, что при установлении необходимости уплаты государственной пошлины по жалобам на определения о прекращении производства по административным делам по данным основаниям следует руководствоваться по аналогии подп.1.10.1 ст.257 Особенной части НК, в соответствии с которым освобождаются от уплаты государственной пошлины организации и физические лица за подачу жалоб об отмене определения суда о прекращении производства по делу.
Следует обратить внимание, что в указанном подпункте заложено правило, исходя из которого государственная пошлина за обжалование определений, не имеющих имущественной оценки, не взимается. В частности, согласно вышеупомянутому подпункту подлежит уплате государственная пошлина по определениям о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения в случае обжалования кассационных и надзорных определений по таким делам. Также не подлежит уплате государственная пошлина по определениям об оставлении иска без рассмотрения, за подачу заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения решения, об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о пересмотре определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о снятии или уменьшении штрафа, наложенного судом, о повороте исполнения постановления суда, о восстановлении пропущенного срока, жалоб на действия судебного исполнителя, частных жалоб на определения суда об отказе, о снятии или уменьшении штрафа и других частных жалоб на определения суда.
Вместе с тем представляется, что подп.1.10.1 ст.257 Особенной части НК подлежит дополнению словами «и постановления» и приведению в соответствие со ст.12.2 ПИКоАП и ст.254 Особенной части НК.
15.10.2010 г.
Сергей Белявский, юрист, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»