Пособие от 19.05.2015
Автор: Смольский А.

Управление и распоряжение государственным имуществом в Республике Беларусь


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Правовое регулирование распоряжения государственным имуществом: общие вопросы

Распоряжение неиспользуемым государственным имуществом

   Порядок вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

   Практика вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

Аренда и безвозмездное пользование государственным имуществом

   Порядок сдачи в аренду недвижимого государственного имущества

   Порядок определения размера арендной платы при сдаче в аренду государственного имущества

Управление хозяйственными обществами с долей государства в уставном капитале

   Правовое регулирование управления хозяйственными обществами с долей государства

   Практика управления хозяйственными обществами с долей государства

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

УПРАВЛЕНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Введение

В Республике Беларусь уже более двух десятков лет осуществляется переход к рыночной экономике, однако около 70 % активов все еще продолжает оставаться в государственной собственности.

 

Справочно

По состоянию на 1 января 2015 г. в государственной (республиканской и коммунальной) собственности находилось 123 млн м2 зданий, сооружений и изолированных помещений. При этом 4,7 млн м2 недвижимого имущества, или 3,9 % от его общей площади, сданы в аренду, 5,0 млн м2, или 4,1 %, - в безвозмездное пользование. Из 145,1 тыс. действующих организаций, учитываемых органами государственной статистики, в государственной собственности находилось 16,6 тыс. юридических лиц, или 11,5 % от их общего количества.

Кроме того, государство - собственник пакетов акций (долей) во многих хозяйственных обществах, которые были созданы путем преобразования из государственных предприятий в процессе разгосударствления. На 1 января 2015 г. доля государственной собственности имелась в 1 689 организациях с организационно-правовой формой преимущественно открытого акционерного общества. Примерно 74 % от общего количества открытых акционерных обществ в той или иной степени контролируется государством, значительная часть обществ - крупные и средние организации.

 

При столь значительном масштабе участия государства в экономике в стране должна существовать и соответствующая система управления государственным имуществом и предприятиями, поскольку необходимо обеспечить эффективное использование имущества и правильно распорядиться той его частью, которая не используется или используется неэффективно.

В материале рассмотрены вопросы распоряжения государственным имуществом, в том числе сдачи его в аренду, неиспользования или неэффективного использования имущества, управления акциями хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале.

Правовое регулирование распоряжения государственным имуществом: общие вопросы

1. Основной нормативный правовой акт, регулирующий распоряжение государственным имуществом, - это Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее - Указ № 294), которым определены следующие понятия:

государственное имущество - имущество, закрепленное за республиканскими и коммунальными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, казна Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также имущество, признаваемое государственным в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

распоряжение государственным имуществом - его отчуждение, залог, аренда, передача в безвозмездное пользование, передача в доверительное управление или передача без перехода права собственности (передача в оперативное управление или хозяйственное ведение государственного юридического лица, не связанная с прекращением права республиканской или коммунальной собственности);

отчуждение государственного имущества - его передача из собственности Республики Беларусь в коммунальную или частную собственность, а также из коммунальной собственности в собственность Республики Беларусь или частную собственность, из собственности одной административно-территориальной единицы в собственность другой административно-территориальной единицы на возмездной или безвозмездной основе, в том числе внесение в уставный фонд негосударственного юридического лица (примечание к п.1 Указа № 294).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом».

 

Пунктами 1-4 Указа № 294 установлено распределение полномочий по распоряжению государственным имуществом между Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров), государственными органами и организациями, подчиненными Президенту и Правительству, а также республиканскими юридическими лицами.

По решению Президента Республики Беларусь осуществляется:

• отчуждение и залог находящихся в собственности Республики Беларусь предприятий и акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ);

• приобретение в собственность Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), не связанное с внесением имущества в уставный фонд (за исключением приобретения при реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным банками), а также предприятий, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, долей в праве общей собственности на них.

Совет Министров уполномочен принимать решения о (об):

• отчуждении находящихся в собственности Республики Беларусь:

- зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, стоимость каждого из которых превышает 10 тыс. базовых величин (далее - БВ) (за исключением неиспользуемых или неэффективно используемых, распоряжение которыми осуществляется в особом порядке);

- машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, относящегося к основным, стоимость каждого из которых превышает 30 тыс. БВ;

• приобретении в собственность Республики Беларусь безвозмездно предприятий, зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ);

• передаче без перехода права собственности предприятий и акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), находящихся в собственности Республики Беларусь;

• сдаче в аренду предприятий, находящихся в собственности Республики Беларусь;

• передаче в доверительное управление акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), находящихся в собственности Республики Беларусь;

• залоге находящихся в собственности Республики Беларусь капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, машино-мест, долей в праве общей собственности на них, машин, оборудования, транспортных средств (за исключением имущества, находящегося в безвозмездном пользовании), стоимость каждого из которых превышает 300 тыс. БВ.

Государственные органы и организации, подчиненные президенту и правительству, уполномочены принимать решения:

• в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими органами и организациями либо подчиненными им (входящими в состав) республиканскими юридическими лицами, структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов, а также переданного в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям:

- об отчуждении зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, стоимость каждого из которых не превышает 10 тыс. БВ, по согласованию с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество), за исключением неиспользуемых или неэффективно используемых, распоряжение которыми осуществляется в особом порядке;

- об отчуждении машин, оборудования, транспортных средств, стоимость каждого из которых не превышает 30 тыс. БВ;

- о передаче без перехода права собственности зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, машин, оборудования, транспортных средств;

- о залоге капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, долей в праве общей собственности на них, машин, оборудования, транспортных средств (за исключением имущества, находящегося в безвозмездном пользовании), стоимость каждого из которых не превышает 300 тыс. БВ;

• о сдаче в аренду (согласовании сдачи в субаренду), передаче в безвозмездное пользование находящихся в собственности Республики Беларусь и закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими органами и организациями либо подчиненными им структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств;

• о приобретении в собственность Республики Беларусь безвозмездно машин, оборудования, транспортных средств, а также за счет собственных средств (но не средств республиканского бюджета) предприятий, зданий, сооружений, помещений, незавершенных строений, машин, оборудования, транспортных средств, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), не связанном с внесением имущества в уставный фонд.

Республиканские юридические лица, которые находятся в подчинении государственных органов и организаций, подчиненных Президенту и Правительству, имеют право осуществлять сдачу в аренду (согласовывать сдачу в субаренду) находящихся в собственности Республики Беларусь и закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств, а также передачу в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств по согласованию с государственными органами и организациями, в подчинении которых они находятся.

2. В целях реализации положений Указа № 294 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2012 № 905 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»:

- утвержден Порядок подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. вышеназванный Порядок исключен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2019 № 767. С этой даты установлен порядок подготовки проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, а также о приобретении имущества в собственность Республики Беларусь согласно приложению 1 к постановлению № 767;

 

- внесены изменения в Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 января 2023 г. действует Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утв. постановлением Совмина от 13.01.2023 № 32;

 

- изложено в новой редакции Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже находящегося в государственной собственности недвижимого имущества с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.2010 № 342.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2019 № 767 внесены изменения в Положение № 342, в частности, название изложено в новой редакции: «Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже находящегося в государственной собственности недвижимого имущества с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине».

 

3. При списании неиспользуемого государственного имущества следует руководствоваться нормами Положения о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 180.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2019 № 764.

 

4. В сфере распоряжения коммунальной собственностью областными, городскими и районными Советами депутатов приняты документы, устанавливающие порядок распоряжения государственным имуществом, находящимся в собственности соответствующих административно-территориальных единиц (в частности, в отношении коммунальной собственности областей - решения Брестского областного Совета депутатов от 11.09.2012 № 215 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом, находящимся в собственности Брестской области», Витебского областного Совета депутатов от 23.08.2012 № 206 «О некоторых вопросах управления и распоряжения имуществом», Гомельского областного Совета депутатов от 10.08.2012 № 202 «О некоторых вопросах управления и распоряжения имуществом», Гродненского областного Совета депутатов от 17.08.2012 № 177 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в собственности Гродненской области», Минского областного Совета депутатов от 10.08.2012 № 178 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом», Могилевского областного Совета депутатов от 12.10.2012 № 18-8 «О некоторых вопросах управления и распоряжения имуществом»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. взамен решения № 177 действует решение Гродненского областного Совета депутатов от 17.09.2019 № 148 «О распоряжении имуществом, находящимся в собственности Гродненской области».

С 15 ноября 2019 г. взамен решения № 178 действует решение Минского областного Совета депутатов от 27.09.2019 № 133 «Об управлении и распоряжении имуществом».

С 15 ноября 2019 г. взамен решения № 202 действует решение Гомельского областного Совета депутатов от 18.06.2019 № 103 «Об управлении и распоряжении имуществом».

С 15 ноября 2019 г. взамен решения № 215 действует решение Брестского областного Совета депутатов от 19.09.2019 № 131 «Об управлении и распоряжении государственным имуществом».

С 30 ноября 2019 г. взамен решения № 18-8 действует решение Могилевского областного Совета депутатов от 25.10.2019 № 15-1 «Об управлении и распоряжении имуществом».

С 5 декабря 2019 г. взамен решения № 206 действует решение Витебского областного Совета депутатов Республики Беларусь от 29.10.2019 № 120 «Об управлении и распоряжении имуществом».

Распоряжение неиспользуемым государственным имуществом

Не все государственное имущество используется (эффективно используется), поэтому возникла необходимость особо регулировать распоряжение такой собственностью. Указом № 294 определены следующие понятия:

неиспользуемое имущество - капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, незавершенные законсервированные и незаконсервированные капитальные строения с превышением нормативного срока строительства более чем на 1 год, закрепленные за республиканскими юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения либо переданные в соответствии с законодательными актами в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям, не используемые в хозяйственном обороте, не планируемые, в том числе в соответствии с утвержденными бизнес-планами, к дальнейшему использованию этими юридическими лицами, за исключением расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население), на земельных участках, в отношении которых приняты решения местных исполнительных комитетов о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд (далее - загрязненные или изымаемые участки);

неэффективно используемое имущество - капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, закрепленные за республиканскими юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения (а также переданные в соответствии с законодательными актами в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям), коэффициент использования которых, в том числе путем сдачи в аренду (передачи в безвозмездное пользование) более 6 месяцев суммарно в течение одного календарного года, предшествующего году представления информации для формирования перечня, составляет менее 0,3, и не планируемые, в том числе в соответствии с утвержденными бизнес-планами, к дальнейшему использованию этими юридическими лицами, за исключением расположенных на загрязненных или изымаемых участках (примечание к части первой п.5 Указа № 294).

Пунктом 5 Указа № 294 областные и Минский городской исполнительные комитеты уполномочены на принятие решений по распоряжению имуществом, включенным в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь (далее - Перечень), в целях вовлечения его в хозяйственный оборот, в том числе решений по отчуждению такого имущества на возмездной основе, включая продажу на аукционе с установлением начальной цены, равной 1 БВ, а также решений по безвозмездной передаче в частную собственность для реализации инвестиционных проектов. Перечень ежегодно до 15 февраля утверждается Госкомимуществом по согласованию с Президиумом Совета Министров. В Перечень может быть также включено имущество, не относящиеся к неиспользуемому или неэффективно используемому, для вовлечения его в хозяйственный оборот в целях более эффективного использования.

Областным и Минскому городскому исполнительным комитетам также поручено:

• определить порядок и условия формирования перечней неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности соответствующих административно-территориальных единиц;

• ежегодно обеспечивать вовлечение в хозяйственный оборот расположенного на их территориях имущества, включенного в Перечень;

• ежегодно до 1 апреля представлять Президенту Республики Беларусь информацию о совершенных за истекший год сделках по отчуждению предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, иного недвижимого имущества, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), находящихся в собственности административно-территориальных единиц, а также об отчуждении в соответствии с п.5 Указа № 294 неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, в истекшем году (п.17 Указа № 294).

Во исполнение порученного решениями исполнительных комитетов были утверждены инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности областей и их административно-территориальных единиц, а также города Минска:

решение Брестского областного исполнительного комитета от 28.11.2012 № 890 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Брестской области и ее административно-территориальных единиц».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. решение № 890 утратило силу решением Брестского областного исполнительного комитета от 04.11.2019 № 646;

 

решение Витебского областного исполнительного комитета от 15.10.2012 № 637 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Витебской области и ее административно-территориальных единиц».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 января 2019 г. решение № 637 утратило силу на основании решения Витебского областного исполнительного комитета от 14.12.2018 № 725;

 

решение Гомельского областного исполнительного комитета от 04.10.2012 № 1024 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Гомельской области и ее административно-территориальных единиц».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 ноября 2019 г. решение № 1024 на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 06.11.2019 № 899 утратило силу;

 

решение Гродненского областного исполнительного комитета от 03.08.2012 № 474 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Гродненской области и ее административно-территориальных единиц».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2020 г. решение № 474 утратило силу решением Гродненского областного исполнительного комитета от 09.03.2020 № 124;

 

решение Минского областного исполнительного комитета от 03.10.2012 № 1237 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Минской области и ее административно-территориальных единиц».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 ноября 2019 г. решение № 1237 на основании решения Минского областного исполнительного комитета от 13.11.2019 № 879 утратило силу;

 

решение Могилевского областного исполнительного комитета от 23.11.2012 № 18-31 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в областной коммунальной собственности и собственности административно-территориальных единиц Могилевской области».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. решение № 18-31 утратило силу решением Могилевского областного исполнительного комитета от 20.12.2019 № 27-63;

 

решение Минского городского исполнительного комитета от 22.11.2012 № 3612 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности города Минска».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. решение № 3612 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 01.08.2019 № 2344 утратило силу.

 

Установлено, что органы и организации, определенные в абзаце 1 п.3 Указа № 294, ежегодно до 10 января представляют в Госкомимущество информацию о неиспользуемом и неэффективно используемом имуществе, находящемся в собственности Республики Беларусь, для формирования Перечня.

Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.08.2012 № 33 утверждена Инструкция о порядке формирования перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, в приложении к которой приведена форма информации о таком имуществе.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 22.10.2019 № 13 «О формировании перечня неиспользуемого и неэффективно используемого имущества».

 

Обратите внимание!

Непредставление либо несвоевременное представление, представление неполной либо недостоверной информации о неиспользуемом и (или) неэффективно используемом имуществе для включения в соответствующие перечни в соответствии с п.14 Указа № 294 влечет наложение штрафа на должностных лиц республиканских и коммунальных юридических лиц, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в размере до 50 БВ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.24.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

 

Земельные отношения, связанные с распоряжением неиспользуемым и неэффективно используемым имуществом, урегулированы Кодексом Республики Беларусь о земле и Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Указ № 667 утратил силу Указом от 30.12.2022 № 466.

С 29 января 2023 г. действует постановление № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З "Об изменении кодексов"».

Порядок вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

В целях выработки единых подходов к формированию, внесению изменений и дополнений в мероприятия по эффективному использованию государственного имущества, сокращению неиспользуемого государственного имущества Госкомимуществом разработаны и утверждены постановлением от 30.05.2014 № 16 Рекомендации по формированию календарных графиков вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества и информированию об их исполнении (далее - Рекомендации).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2020 г. постановление № 16 утратило силу постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 05.06.2020 № 16.

 

Под календарным графиком вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества (далее - календарный график) понимается совокупность объектов неиспользуемого государственного недвижимого имущества, каждый из которых запланировано вовлечь в хозяйственный оборот в текущем календарном году.

Календарные графики формируются и утверждаются ежегодно в срок до 10 января государственными органами и организациями, перечисленными в абзаце 1 п.3 Указа № 294, а также местными исполнительными комитетами по информации о неиспользуемом государственном имуществе, представленной подчиненными (входящими в их состав) государственными организациями и подготовленной на основании ежегодно проводимой инвентаризации и сведений по форме государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности». Форма календарного графика неиспользуемого государственного имущества, подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот по организациям, приведена в приложении 1 к Рекомендациям.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 февраля 2016 г. действует форма ведомственной отчетности «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности», установленная приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 08.12.2015 № 275.

 

В календарные графики включаются все не используемые в хозяйственном обороте капитальные строения (здания, сооружения (кроме жилых домов)), изолированные помещения (за исключением жилых помещений и нежилых помещений, расположенных в жилых домах), закрепленные за государственными юридическими лицами, в том числе государственными органами, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения либо переданные в соответствии с законодательными актами в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям, за исключением:

• включенных в перечни неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, утвержденные Госкомимуществом, а также в определенных случаях перечни неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц, утвержденные в установленном порядке;

• изъятых, арестованных, конфискованных, обращенных в доход государства иным способом;

• на которые обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;

• на которые обращено взыскание в порядке исполнения судебных постановлений;

• находящихся в оперативном управлении либо хозяйственном ведении государственных юридических лиц, в процессе экономической несостоятельности (банкротства);

• в отношении которых принято решение о приватизации;

• находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, присоединению к открытым акционерным обществам в текущем календарном году;

• находящихся в оперативном управлении либо хозяйственном ведении государственных юридических лиц, находящихся в процессе ликвидации;

• расположенных на земельных участках, в отношении которых местными исполнительными комитетами определено их последующее изъятие;

• неиспользуемых и непригодных к эксплуатации объектов бывших военных городков, вовлечение которых в хозяйственный оборот нецелесообразно в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• изолированных помещений, зарегистрированных в установленном порядке, находящихся в подвалах, технических этажах, мансардах жилых домов, резервных объектов, объектов специализированных гражданской обороны;

• расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения)), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население;

• включенных в информацию о неиспользуемых объектах, подлежащих консервации, списанию (сносу, демонтажу), не проданных на аукционе с начальной ценой, равной 1 БВ, проводить списание (снос, демонтаж) которых нецелесообразно, не проданных на аукционе с понижением начальной цены продажи на 80 %, в отношении которых принято решение о нецелесообразности выставления на аукцион с установлением начальной цены продажи, равной 1 БВ, подлежащих использованию в собственных целях в последующих годах после проведения реконструкции, капитального ремонта либо перепрофилирования (п.2 Рекомендаций).

Законсервированные объекты, не предполагаемые к использованию балансодержателями в дальнейшем, включаются в календарный график.

В календарный график включаются капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, являющиеся главной вещью (далее - основное строение); служебные строения, хозяйственные и иные постройки, инженерные сети и коммуникации, являющиеся принадлежностями основного строения, как отдельные объекты в календарный график не включаются.

Не используемые в хозяйственном обороте капитальные строения (здания, сооружения), которые представляют собой единый комплекс, находятся в оперативном управлении, хозяйственном ведении либо безвозмездном пользовании одной организации, расположены на одном земельном участке и связаны одним назначением, планируемые к вовлечению в хозяйственный оборот одним способом и в одинаковые сроки, включаются в календарный график как один объект. Если же их планируется вовлечь в хозяйственный оборот различными способами и (или) в различные сроки, они рассматриваются как отдельные объекты, однако их отчуждение возможно только после их государственной регистрации как самостоятельных объектов недвижимости.

Для каждого объекта, включенного в календарные графики, определяется конкретный способ вовлечения в хозяйственный оборот:

• продажа;

• сдача в аренду (передача в безвозмездное пользование);

• безвозмездная передача без перехода права собственности (в пределах республиканской (коммунальной) собственности);

• безвозмездная передача в коммунальную (республиканскую) собственность;

• безвозмездная передача из республиканской (коммунальной) собственности в частную собственность;

• использование в собственных целях после проведения реконструкции, капитального ремонта, перепрофилирования и иных мероприятий в текущем году (п.4 Рекомендаций).

В приложении 2 к Рекомендациям приведена форма информации о неиспользуемых объектах (за исключением перечисленных в п.2 к Рекомендациям), подлежащих консервации, списанию (сносу, демонтажу), не проданных на аукционе с начальной ценой, равной 1 БВ, проводить списание (снос, демонтаж) которых нецелесообразно (с учетом согласования нецелесообразности списания (сноса, демонтажа) с местными исполнительными комитетами), не проданных на аукционе с понижением начальной цены продажи на 80 %, в отношении которых принято решение о нецелесообразности выставления на аукцион с установлением начальной цены продажи, равной 1 БВ, подлежащих использованию в собственных целях в последующих годах после проведения реконструкции, капитального ремонта либо перепрофилирования.

Указанную информацию государственные юридические лица представляют в соответствующий государственный орган, местный исполнительный комитет ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, нарастающим итогом по форме приложения 3 к Рекомендациям.

Документы, подтверждающие факт вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества:

• при продаже - зарегистрированный в установленном порядке договор купли-продажи либо протокол о результатах аукциона или протокол о признании аукциона несостоявшимся в случае, если единственный участник аукциона выразил согласие на приобретение предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на 5 %;

• при сдаче в аренду - заключенный договор аренды;

• при безвозмездной передаче - передаточный акт;

• при передаче в безвозмездное пользование - заключенный договор безвозмездного пользования;

• при использовании в собственных целях: реконструкция (капитальный ремонт) - акт ввода объекта в эксплуатацию (дефектный акт) либо иные подтверждающие документы; изменение назначения имущества - соответствующее изменение в технический паспорт капитального строения (здания, сооружения) либо иные подтверждающие документы.

Подтверждением факта консервации является акт консервации; списания (сноса, демонтажа) - акт сдачи-приемки выполненных работ по сносу, демонтажу либо акт оприходования материалов от разборки, справка о списании с бухгалтерского учета (или инвентарная карточка).

 

Обратите внимание!

В случае невовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот, неосуществления консервации, списания (сноса, демонтажа) по итогам за квартал в установленные сроки в обязательном порядке указываются причины его невовлечения в хозяйственный оборот, неосуществления консервации, списания (сноса, демонтажа) с представлением информации о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности (с приложением копий приказов, решений, распоряжений) по форме согласно приложению 5 к Рекомендациям.

Практика вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества

В Республике Беларусь создана и ведется единая информационная база неиспользуемого государственного имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду (далее - ЕИБ), доступ к которой обеспечивается через интернет-портал Госкомимущества (http://gki.gov.by).

В ЕИБ содержится информация о:

1) неиспользуемых объектах государственного недвижимого имущества (республиканской и коммунальной формы собственности), в том числе:

- предназначенных для продажи путем проведения аукционов (выставленных на торги и не выставленных на торги);

- предназначенных для сдачи в аренду путем проведения аукциона или через заключение прямого договора аренды;

2) зарегистрированных земельных участках:

- предназначенных для продажи (путем проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность граждан и негосударственных юридических лиц Республики Беларусь);

- предназначенных для сдачи в аренду (путем проведения аукционов);

- выставляемых на аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений);

- находящихся в государственной собственности (без проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков и по продаже земельных участков в частную собственность).

 

Справочно

В феврале 2015 г. в ЕИБ содержались данные о 1 133 неиспользуемых объектах государственного недвижимого имущества, предназначенных для продажи на аукционах на разных условиях стоимостью от 180 тыс. до 7 млрд руб., без понижения начальной цены продажи, с понижением начальной цены продажи на 20 %, с понижением начальной цены продажи от 20 до 50 % включительно, с понижением начальной цены продажи до 80 % включительно, с начальной ценой продажи 1 БВ, с определенными условиями использования объекта и без таковых.

Для сдачи в аренду путем проведения аукционов был предназначен 2 881 объект в разных населенных пунктах с разными коэффициентами и сроками аренды, площадями от нескольких квадратных метров до нескольких тысяч квадратных метров.

Для продажи путем проведения аукционов предназначено 190 земельных участков площадью от 0,06 до 0,25 га и начальной ценой продажи от 5 до 700 млн руб.

Сдать в аренду путем проведения аукционов предполагалось 136 земельных участков площадью от 0,005 до 200 га и начальной ценой от 2 млн руб. до 2,9 млрд руб., выставить на аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений - четыре земельных участка.

Всего в государственной собственности находится около 122 млн м2 недвижимого имущества, при этом не используется 1,5 %, законсервировано 0,4 % площадей (http://gki.gov.by/upload/new%20structure/info_analitika/info_pomeschenija/common_square_december2014.xls).

Несмотря на относительно небольшую долю неиспользуемых площадей зданий, сооружений и изолированных помещений, находящихся в государственной собственности, в целом по Республике Беларусь, в отдельных регионах и отраслях ситуация значительно хуже. Так, в некоторых районах (http://gki.gov.by/upload/new%20structure/info_analitika/info_pomeschenija/kommun_square_december2014.xls) и органах государственного управления (http://gki.gov.by/upload/new%20structure/info_analitika/info_pomeschenija/republic_square_december2014.XLS) площадь неиспользуемой недвижимости превышает 5 % от общей площади, находящейся в государственной собственности, а в свободной экономической зоне «Витебск» она составляет 52,1 %.

 

Обращает на себя внимание значительная доля законсервированных зданий, сооружений и изолированных помещений, находящихся в государственной собственности, в отдельных регионах и отраслях. Практика показывает, что консервация чаще носит бухгалтерский, а не технико-технологический характер, то есть в реальности такая неиспользуемая и не всегда находящаяся под присмотром недвижимость постепенно разрушается.

Аренда и безвозмездное пользование государственным имуществом

Основные нормативные правовые акты, регулирующие сдачу в аренду и безвозмездное пользование государственного имущества:

Декрет Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест» (далее - Декрет № 24);

Указ № 294;

Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее - Указ № 150).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в Указ № 150 внесены значительные изменения на основании Указа Президента Республики Беларусь от 15.11.2016 № 421;

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2009 № 1049 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. № 238» (далее - постановление № 1049);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2012 № 590 «Об утверждении Положения о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 327 «Об утверждении перечня общественных организаций (объединений) и их организационных структур, фондов, объединений юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциаций и союзов), в отношении которых при аренде недвижимого имущества к базовым ставкам применяется понижающий коэффициент 0,1, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 декабря 2021 г. постановлением Совмина от 27.12.2021 № 761 внесены изменения в постановление № 327, в частности, изменено название: «Об общественных организациях (объединениях) и их организационных структурах, фондах, объединениях юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциациях и союзах), в отношении которых при аренде недвижимого имущества к базовым ставкам применяется понижающий коэффициент 0,1»;

 

постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 27.06.2012 № 22 «Об установлении примерной формы договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности».

Как указано выше, распределение полномочий по распоряжению государственным имуществом между Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, государственными органами и организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь, а также республиканскими юридическими лицами установлено пп.1-4 Указа № 294. По вопросам аренды и безвозмездного пользования государственным имуществом уполномочены:

• Совет Министров - на сдачу в аренду предприятий, находящихся в собственности Республики Беларусь;

• государственные органы и организации, подчиненные президенту и правительству, - на сдачу в аренду (согласование сдачи в субаренду), передачу в безвозмездное пользование находящихся в собственности Республики Беларусь и закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими органами (их территориальными органами) и организациями либо подчиненными им структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств;

• республиканские юридические лица, подчиненные государственным органам и организациям (входящие в их состав), - на сдачу в аренду (согласование сдачи в субаренду) находящегося в собственности Республики Беларусь и закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения имущества, а также на передачу его в безвозмездное пользование по согласованию с соответствующими государственными органами и организациями;

• юридические лица, которым передано в безвозмездное пользование находящееся в собственности Республики Беларусь имущество, - на сдачу в аренду (согласование сдачи в субаренду) и передачу в безвозмездное пользование этого имущества по согласованию с ссудодателями.

Распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за республиканскими юридическими лицами, в иных случаях осуществляется по решению их руководителей, если иное не предусмотрено актами законодательства (подп.6.6 п.6 Указа № 294).

Основные вопросы аренды земельных участков урегулированы Указом № 667 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667».

Порядок сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности, а также определения размера арендной платы при сдаче в аренду государственного имущества и имущества, находящегося в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в государственной собственности, установлен Указом № 150 (его действие не распространяется на государственный жилищный фонд и на отношения по передаче имущества в финансовую аренду (лизинг) и по размещению средств наружной рекламы), которым утверждены:

Положение о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности (далее - Положение о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества);

Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее - Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества);

Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли (далее - Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках);

Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности (далее - Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования).

Государственные органы и организации, подчиненные Президенту и Правительству (за исключением Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси и организаций, подчиненных или находящихся в их оперативном управлении или хозяйственном ведении) перечисляют в республиканский бюджет плату за право заключения договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, полученную при проведении соответствующих аукционов, и средства, полученные от сдачи в аренду этого имущества (оставшиеся после вычета сумм начисленной амортизации и подлежащих уплате обязательных платежей), а при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли дополнительно после вычета расходов, связанных с содержанием и функционированием этого имущества (за исключением расходов на оплату услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов) (подп.2.2, 2.6 п.2 Указа № 150).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. подп.2.2 п.2 Указа № 150 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 05.08.2019 № 295 изложен в новой редакции. Комментарий см. здесь.

 

В то же время республиканские унитарные предприятия и другие организации, за которыми недвижимое имущество, находящееся в республиканской собственности, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также акционерные общества, созданные в процессе преобразования республиканских унитарных предприятий, и республиканские государственно-общественные объединения, которым недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование, перечисляют в республиканский бюджет 50 % от суммы вышеуказанных средств (подп.2.3 п.2 Указа № 150).

Недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в государственной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые поименованы в приложении к данному Указу (подп.2.12 п.2 Указа № 150).

Указом № 150 также введено понятие базовой арендной величины. Ее размер устанавливается Советом Министров с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему и применяется с 1 апреля года, в котором он установлен.

 

Справочно

С 1 апреля 2015 г. размер базовой арендной величины в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2015 № 145 «Об установлении размера базовой арендной величины» составляет 120 000 руб.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Актуальный размер базовой арендной величины см. здесь.

 

В целях повышения эффективности вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого государственного имущества подп.1.1 и 1.2 п.1 Декрета № 24 введены нормы о том, что договоры аренды и субаренды такого имущества заключаются на срок не менее 3 лет (их заключение на меньший срок допускается только с согласия арендаторов); договоры аренды, субаренды, безвозмездного пользования недвижимым имуществом, об изменении или расторжении этих договоров, а также права на недвижимое имущество, возникающие в связи с заключением данных договоров, не подлежат государственной регистрации и считаются заключенными со дня их подписания сторонами.

Порядок сдачи в аренду недвижимого государственного имущества

Недвижимое имущество предоставляется в аренду по соглашению сторон без проведения аукциона либо путем проведения аукциона по продаже права заключения договора аренды, при этом здания и изолированные помещения подлежат сдаче в аренду на аукционах:

• при осуществлении арендаторами деятельности в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек, определяемых в соответствии с законодательными актами Президента Республики Беларусь, предусматривающими меры по стимулированию производства и реализации товаров (работ, услуг) в таких населенных пунктах.

 

Справочно

Под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск (примечание к подп.1.1 п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»);

 

• для производства и (или) реализации подакцизных товаров, ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, осуществления лотерейной, риэлтерской, страховой, банковской деятельности, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также для осуществления иных видов деятельности, определяемых Советом Министров (пп.4, 5 Положения о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества).

Совет Министров вправе определить иные населенные пункты, сдача в аренду зданий и изолированных помещений в которых производится путем проведения аукциона, либо конкретные здания и изолированные помещения, сдача в аренду которых осуществляется путем проведения аукциона вне зависимости от населенных пунктов, ему предоставлены полномочия на определение порядка проведения аукционов (часть вторая п.5 Положения о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества).

 

Справочно

Положение о порядке проведения аукционов по продаже права заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в государственной собственности, утверждено постановлением № 1049.

 

Вместе с тем допускается заключение договоров аренды без проведения аукциона при признании аукциона в установленном порядке несостоявшимся, а также для сдачи в аренду:

• для размещения промышленных и сельскохозяйственных производств, эксплуатации технологического оборудования, складирования и хранения товароматериальных ценностей вне зависимости от места расположения (за исключением производства и (или) реализации подакцизных товаров и осуществления других оговоренных выше видов деятельности и населенных пунктов либо конкретных зданий, в отношении которых правительством определено, что их сдача в аренду проводится только путем проведения аукционов);

• для размещения объектов по оказанию бытовых услуг;

• для размещения объектов общественного питания с количеством посадочных мест не более 25;

• для организации розничной торговли товарами площадью не более 25 м2 при условии отсутствия у претендента иных торговых объектов;

• на условиях почасовой аренды;

• зданий и изолированных помещений, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными органами и организациями, подчиненными Президенту, их территориальными органами, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, территориальными и специализированными прокуратурами, органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также за юридическими лицами, находящимися в их подчинении;

• на новый срок арендатору, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности по ранее заключенному договору аренды (часть третья п.5 Положения о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества).

Договор аренды должен быть заключен сторонами в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о сдаче его в аренду, а при сдаче в аренду по результатам проведения аукциона - в течение 10 рабочих дней со дня проведения аукциона и подписания протокола аукциона. Имущество передается арендатору после вступления в силу договора аренды на основании передаточного акта, в котором должны быть указаны место и дата его составления, регистрационный номер и дата заключения договора аренды, характеристика состояния передаваемого имущества, сроки и порядок устранения выявленных недостатков и неисправностей (пп.6, 7 Положения о порядке сдачи в аренду недвижимого имущества).

Порядок сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности, устанавливается местными Советами депутатов и аналогичен предусмотренному Указом № 150.

Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь и другими органами государственного управления разработаны рекомендации (о порядке заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в государственной собственности; по установлению повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы за торговые места на рынках и торговых объектах в торговых центрах; по расчетам расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на коммунальные и другие услуги и др.).

Порядок определения размера арендной платы при сдаче в аренду государственного имущества

Недвижимое имущество (кроме рынков и торговых центров)

При аренде (субаренде) капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах, арендуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для организации и осуществления розничной торговли) применяется Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества. Его действие распространяется на имущество, находящееся как в государственной (республиканской или коммунальной) собственности, так и в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) принадлежит государству (административно-территориальным единицам), за исключением переданного в аренду дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульских учреждений иностранных государств.

Используются понятия базовой ставки - базовой стоимости аренды 1 м2 арендуемой площади в месяц и ставки арендной платы - стоимости аренды 1 м2 арендуемой площади в месяц, рассчитанной исходя из базовой ставки с применением установленных законодательством коэффициентов.

Пунктами 3-6 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества установлено следующее:

• арендная плата уплачивается в белорусских рублях исходя из размера базовой арендной величины, установленной на день оплаты;

• за счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству;

• расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту арендуемого недвижимого имущества, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат;

• ставка арендной платы определяется путем умножения базовой ставки на коэффициенты, предусмотренные указанным Положением. При наличии оснований для применения нескольких коэффициентов к базовой ставке применяются все соответствующие коэффициенты.

Базовые ставки для различных населенных пунктов Республики Беларусь перечислены в приложении 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества и составляют от 0,1 до 0,5 базовой арендной величины.

Коэффициенты к базовой ставке, применяемые при расчете ставки арендной платы, определены п.8 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества.

Размер арендной платы устанавливается в базовых арендных величинах и рассчитывается по формуле, содержащейся в п.10 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества.

Если при определении размера арендной платы с учетом всех коэффициентов ее размер оказался ниже суммы начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством, арендная плата рассчитывается исходя из суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством, и прибыли исходя из рентабельности не более 30 %, а размер арендной платы за месяц определяется по формуле, содержащейся в п.11 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества.

Пунктами 14 и 15 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества определено, что арендная плата взимается со дня передачи арендатору недвижимого имущества согласно передаточному акту до дня возврата имущества включительно; размер арендной платы и сроки ее уплаты являются существенными условиями договора аренды. При сдаче в субаренду недвижимого имущества размер арендной платы для субарендатора определяется в соответствии с данным Положением.

Подходы к решению отдельных специфических вопросов определены пп.12, 13 и 16 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества.

Недвижимое имущество на рынках и в торговых центрах

При аренде капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах для организации и осуществления розничной торговли (далее - торговые места), находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) принадлежит государству (административно-территориальным единицам), применяется Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках.

Размер арендной платы за торговые места устанавливается их арендодателями исходя из арендуемой площади торгового места (определяется по его фактическому размеру), а также ставки арендной платы за 1 м2 арендуемой площади (п.2 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках).

Ставка арендной платы за 1 м2 арендуемой площади определяется путем умножения базовой ставки за торговые места на рынках и в торговых центрах (далее - торговые объекты) (устанавливается согласно приложению к Положению о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках в размере от 0,3 до 1,1 в зависимости от населенного пункта) на коэффициент от 0,6 до 1 включительно, установленный областными и Минским городским исполнительными комитетами в зависимости от местонахождения торговых объектов.

Пунктами 3-8, 12 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества на рынках установлено следующее:

• за счет арендной платы возмещаются начисленная амортизация, налоги, сборы, другие обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет арендодателями торговых мест в соответствии с законодательством, затраты, связанные с содержанием и функционированием торгового объекта (за исключением расходов по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, которые оплачиваются дополнительно);

• если размер арендной платы за торговые места не обеспечивает арендодателям торговых мест возмещения начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей, уплачиваемых ими в бюджет в соответствии с законодательством, расходов, связанных с содержанием и функционированием торгового объекта, и получения прибыли в размере, необходимом для его развития, к ставкам арендной платы применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые областными и Минским городским исполнительными комитетами (при сдаче в аренду торговых мест в торговых объектах, находящихся в республиканской собственности, - соответствующими республиканскими органами государственного управления и государственными организациями, подчиненными правительству, по согласованию с областными и Минским городским исполнительными комитетами);

• размер платы за иные услуги, оказываемые арендодателем арендатору торгового места, определяется арендодателем по согласованию с председателями областного и Минского городского исполнительных комитетов;

• взимание с арендаторов торговых мест иных (не оговоренных указанным Положением) платежей запрещается;

• для торговых объектов, работающих в течение неполного месяца, размер арендной платы за торговые места определяется в расчете за день исходя из суммы арендной платы, исчисленной за месяц, и количества дней работы в месяце, установленного режимом работы торгового объекта, согласованным с местным исполнительным и распорядительным органом;

• в обязанности арендодателей торговых мест входит: осуществление капитального ремонта торговых объектов; обеспечение наличия в них в надлежащем состоянии инженерных коммуникаций; предоставление арендаторам торговых мест, соответствующих санитарно-гигиеническим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям, предусмотренным законодательством и договорами аренды.

Оборудование и транспортные средства

При сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, в том числе воздушных судов, находящихся в государственной собственности (далее - оборудование, транспортные средства), применяется Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования.

Пунктами 2-5 данного Положения определено следующее:

• за счет арендной платы возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству;

• расходы арендодателя на обслуживание, энергообеспечение и другие расходы, связанные с работой арендуемого оборудования, не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат;

• при сдаче в аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению этими транспортными средствами и их технической эксплуатации арендатор кроме арендной платы оплачивает арендодателю стоимость данных услуг;

• размер арендной платы не должен быть ниже суммы начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством.

Размер арендной платы определяется за месяц исходя из остаточной стоимости оборудования, транспортных средств, коэффициента эффективности, суммы налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет по формуле, содержащейся в п.6 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования.

Если размер арендной платы не обеспечивает необходимой суммы начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством, она рассчитывается исходя из суммы начисленной амортизации, оборотных налогов, налога на добавленную стоимость и прибыли исходя из рентабельности не более 15 % включительно по формуле, содержащейся в п.7 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования.

Если начисленная амортизация составляет 90 % и более, размер арендной платы за месяц рассчитывается исходя из восстановительной стоимости оборудования, транспортных средств, коэффициента эффективности, суммы налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет по формуле, содержащейся в п.8 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования.

Пунктами 13-15 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования установлено, что в период действия договора аренды при изменении коэффициентов стоимости основных средств и проведении их переоценки размер арендной платы не пересматривается, в то время как при изменении налогового законодательства в размер арендной платы вносятся соответствующие изменения; при передаче оборудования, транспортных средств в субаренду размер арендной платы для субарендатора устанавливается в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования.

Подходы к решению отдельных специфических вопросов определены пп.9, 11, 16 и 17 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования.

Управление хозяйственными обществами с долей государства в уставном капитале

Значительные масштабы участия государства в бизнесе обусловливают необходимость существования соответствующей системы управления субъектами хозяйствования. В отношении республиканских унитарных предприятий управление осуществляют министерства, государственные комитеты и иные государственные организации (концерны, государственные объединения и т. п.), коммунальных - местные исполнительные и распорядительные органы (их комитеты, управления и иные структуры). В отношении хозяйственных обществ участие в управлении реализуется через систему владельческого надзора.

Владельческий надзор - это система мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, в целях повышения эффективности деятельности этих обществ и защиты экономических интересов государства.

Правовое регулирование управления хозяйственными обществами с долей государства

Осуществление владельческого надзора регламентировано:

Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - Закон о приватизации);

Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.2008 № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» (далее - Указ № 100);

Положением о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694 (далее - Положение № 694, постановление № 694).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2019 г. Положение № 694 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2019 № 337.

 

Республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом (в настоящее время - Госкомимущество) осуществляет владение и распоряжение акциями, принадлежащими Республике Беларусь, и передает государственную долю акций в управление других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (органы, осуществляющие владельческий надзор), которые назначают прошедших специальную подготовку лиц представителями государства в органах управления открытых акционерных обществ. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют владение и распоряжение принадлежащими административно-территориальным единицам акциями открытых акционерных обществ в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов (такие порядки утверждены и аналогичны установленному Законом о приватизации) (ст.26 Закона о приватизации).

Влияние государства реализуется через участие представителей государства в работе органов управления хозяйственных обществ - общем собрании участников, совете директоров (наблюдательном совете). Методическое руководство деятельностью представителей государства обеспечивает Госкомимущество, оно же контролирует выполнение органами, осуществляющими владельческий надзор, возложенных на них обязанностей по управлению принадлежащими государству акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ. Принадлежащие государству акции (доли) акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных предприятий, передаются в управление по отраслевому принципу министерствам, концернам, комитетам, в ведении которых находились государственные предприятия до преобразования.

Участие в управлении хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных организаций, осуществляется этими организациями в порядке, установленном государственными органами и организациями, подчиненными президенту или правительству, в подчинении которых находятся (в состав которых входят) указанные организации (подп.2.1 п.2 постановления № 694).

Представители государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, назначаются соответствующими исполнительными и распорядительными органами, а порядок их назначения, требования к ним, основания для прекращения полномочий, права и обязанности определяются Положением № 694 (подп.2.3 п.2 постановления № 694). При регулировании иных вопросов участия государства в управлении хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, п.3 постановления № 694 местным исполнительным и распорядительным органам рекомендовано установить порядок, аналогичный предусмотренному Положением № 694.

Функции органов, осуществляющих владельческий надзор, и Госкомимущества по организации и обеспечению деятельности представителей государства определены пп.3-8, 19, 20 Положения № 694.

К основным обязанностям представителя государства относятся:

• участие в работе органов управления хозяйственного общества, а при его ликвидации и назначении представителя государства в ликвидационную комиссию - в работе ликвидационной комиссии;

• принятие мер по защите экономических интересов государства при осуществлении деятельности хозяйственного общества;

• представление органу, осуществляющему владельческий надзор, отчета о своей работе в качестве представителя государства;

• осуществление контроля за сроками и полнотой перечисления в бюджет дивидендов (процентов), начисленных на акции (долю в уставном фонде), принадлежащие государству (п.12 Положения № 694).

Представитель государства обязан согласовывать письменно с органом, осуществляющим владельческий надзор, свою позицию по вопросам, определенным п.11 Положения № 694, среди которых внесение изменений в устав хозяйственного общества, совершения сделок по приобретению, отчуждению и залогу имущества, назначения на должность и освобождения от должности руководителя, направления и использования чистой прибыли, иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников.

Вопросы выплаты вознаграждения представителям государства урегулированы подп.1.3 п.1 Указа № 100 и пп.16-18 Положения № 694. Установлено, что представители государства, являющиеся государственными служащими, получают вознаграждение за выполнение функций представителей государства не непосредственно в хозяйственном обществе, а у нанимателя по месту основной работы (но за счет средств хозяйственного общества, из его чистой прибыли); возмещение расходов при служебных командировках также производится нанимателем по месту основной работы (если уставом хозяйственного общества или решением общего собрания участников предусмотрена компенсация таких расходов, соответствующие средства возмещаются органу, осуществляющему владельческий надзор).

Представитель государства, не являющийся государственным служащим, получает вознаграждение непосредственно в хозяйственном обществе. Возмещение понесенных им расходов при исполнении обязанностей представителя государства производится за счет средств такого общества в соответствии с его уставом или решением общего собрания участников. Установлены нормативы исчисления размера вознаграждения, которые зависят от рентабельности: при рентабельности до 10 % вознаграждение составляет до 20 БВ в квартал, от 10 до 15 % - до 25 БВ, от 15 до 25 % - до 45 БВ, свыше 25 % - до 55 БВ, для банков - до 75 БВ.

Практика управления хозяйственными обществами с долей государства

Несмотря на правовую определенность и многолетнюю практику работы системы управления хозяйственными обществами с долей государства в уставном капитале, ее эффективность подвергается критике. Недостаточно высоки финансово-экономические результаты работы организаций, относительно невелики дивиденды, получаемые государством.

 

Справочно

Согласно Закону Республики Беларусь от 14.07.2014 № 188-З «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год» было запланировано получение в качестве дивидендов по акциям и доходов от других форм участия в капитале (без учета доходов от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений) 6 991,1 млрд руб., или 5,7 % от общей величины доходов; в реальности эти доходы составили 4 250,3 млрд руб., или всего 4,0 % от общей величины доходов. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 225-З «О республиканском бюджете на 2015 год» дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале (без учета доходов от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений) запланированы в сумме 8 565,4 млрд руб., что составляет 5,5 % от общей величины доходов.

 

Можно выделить несколько основных факторов, определяющих недостаточную эффективность системы владельческого надзора.

Во-первых, представители государства в подавляющем большинстве - государственные служащие, у которых есть основная работа, от которой никто не освобождает, а полномочия представителя они выполняют как дополнительную функцию. Фактически в подавляющем большинстве случаев они служат всего лишь передаточным звеном между органом государственного управления и хозяйственным обществом, обеспечивая проведение через органы управления обществом тех решений, которые принимает руководство органа, осуществляющего владельческий надзор.

Во-вторых, руководство органов, осуществляющих владельческий надзор, часто не воспринимает саму идею разгосударствления, не вникает в правовые основы деятельности хозяйственных обществ, разделение компетенции между органами управления (общее собрание участников - совет директоров (наблюдательный совет) - дирекция (директор)), и рассматривает хозяйственное общество как государственное предприятие. Это находит выражение в прямых указаниях руководителям хозяйственных обществ, требованиях к представителям государства заниматься текущими производственными вопросами, контролировать выплату заработной платы, условия труда и т. п., что дискредитирует саму идею представительства.

В-третьих, вознаграждение представителям государства часто носит условный характер. Хотя Указом № 100 установлены достаточно высокие нормативы исчисления размера вознаграждения, он зависит от рентабельности и выплачивается за счет чистой прибыли. И здесь есть несколько проблем:

• рентабельность многих белорусских организаций невелика (если прибыль вообще имеется), а лучшие из них (хозяйственные общества с высокой результативностью деятельности) выбирают себе более высокопоставленные служащие, поэтому большинству «рядовых» представителей государства достаются общества, которые если и выплачивают вознаграждение, то в минимальном размере;

• установление конкретного размера вознаграждения зависит от руководства органов, осуществляющих владельческий надзор, и здесь конструкция ограничения базовых величин может приводить к принятию субъективных решений;

• рентабельность определяется текущими решениями и действиями исполнительных органов хозяйственного общества (его администрации), а не общих собраний участников и наблюдательных советов, поэтому представители государства обладают возможностью только косвенно влиять на нее. Отсутствие связи вознаграждения с показателем, на основе которого определяется его величина, никак не способствует стремлению представителя государства прилагать усилия к реализации возложенных на него задач.

В-четвертых, и это самое главное, хозяйственных обществ, которые контролирует государство, очень много.

В настоящее время имеется несколько групп организаций, над которыми государство желает сохранить контроль. В первую очередь, это стратегические, значимые для страны организации. В их число в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.2013 № 964 «Об утверждении перечня юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности» включено 101 юридическое лицо. Возможно, это субъекты естественных монополий, к которым на республиканском уровне отнесено 27 организаций. Значительное число объектов государственной собственности вообще не подлежит приватизации в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (общий список таких объектов в открытом доступе отсутствует; в перечне не подлежащих приватизации организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.11.2006 № 1456 (утратило силу с 5 декабря 2010 г.), было перечислено более 800 организаций республиканской собственности).

Заключение

Начавшийся в 2008 году глобальный экономический кризис обнажил уязвимые места экономики Беларуси и подтвердил необходимость ее либерализации, приватизации государственной собственности, укрепления банковской системы, сокращения кредитования в рамках государственных программ и усиления коммерческой ориентации банковского сектора, сокращения расходных статей бюджета.

Меры в этом направлении были приняты, начиная с концептуальной Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и заканчивая конкретными изменениями во многих областях законодательства, положительно повлиявших на предпринимательскую деятельность. Это было оценено и национальным бизнесом, и международными организациями: страна заняла 3-е место в мире по скорости улучшения условий ведения бизнеса, повысив свой рейтинг на 23,5 процентного пункта с 2005 по 2012 годы.

В условиях макроэкономической нестабильности и сохранения существенных рисков, которые усиливаются в связи со значительными потребностями во внешнем рефинансировании и неопределенностью ситуации в еврозоне и Российской Федерации, значительный государственный контроль над экономикой препятствует притоку внешних инвестиций и модернизации контролируемых организаций. Поэтому единственный путь, который может обеспечить улучшение управления организациями и повышение их конкурентоспособности в быстроизменяющейся внешней среде, - разгосударствление экономики, активизация процесса выхода государства из бизнеса, оставление им за собою контроля только над стратегическими, значимыми для экономики страны организациями и имуществом.

 

19.05.2015

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт (судебно-экономическая экспертиза)