Пособие от 15.04.2014
Автор: Лукашов А.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершенное повторно, и его последствия


СОДЕРЖАНИЕ

 

Управление транспортным средством в состоянии опьянения как административное правонарушение и преступление

Практика применения ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения

Алгоритм привлечения к административной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения

Наложение окончательного административного взыскания за повторно совершенное управление транспортным средством в состоянии опьянения

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ, СОВЕРШЕННОЕ ПОВТОРНО, И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Управление транспортным средством в состоянии опьянения как административное правонарушение и преступление

По части 1 ст.18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) влекут административную ответственность три вида нарушений, являющихся альтернативными:

1) управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее - состояние опьянения);

2) передача управления транспортным средством такому лицу;

3) отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния опьянения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

До 24 октября 2013 г. эти действия влекли также административную ответственность по части 2 ст.18.16 КоАП. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности за данные административные правонарушения, ежегодно исчисляется десятками тысяч человек, хотя с 2011 г. имеет место его постепенное снижение (таблица 1) (примечание 1).

Таблица 1

 

Количество лиц, привлеченных к административной ответственности
за административное правонарушение, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
(Республика Беларусь, в абсолютных цифрах)

 

(тыс.чел.)

Норма КоАП Количество привлеченных к административной ответственности
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Часть 1 ст.18.16
-
-
-
30,5
28,6
24,8
Часть 2 ст.18.16
-
-
-
14,5
12,7
10,4
Итого
46,2*
49,8*
50,4*
45,0
41,3
35,2

 

* В итоговые данные за 2008-2010 гг. включены и данные о количестве лиц, привлеченных к административной ответственности по части 3 ст.18.16 КоАП (употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ), число которых относительно невелико и составляет в среднем в год около 2 тысяч человек, в 2013 г. - 1 378 человек.

 

Административная ответственность за перечисленные деяния установлена, поскольку они нарушают предписания подп.9.2 п.9, подп.10.1 п.10 и подп.11.2 п.11 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551.

Совершение любого из названных нарушений влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года.

Эти же нарушения, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за любое из вышеуказанных нарушений, признаются преступлением, уголовная ответственность за которое установлена частью 1 ст.3171 Уголовного кодекса РБ (далее - УК). Они наказываются исправительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 5 лет, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 5 лет со штрафом, или ограничением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 5 лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 5 лет.

В соответствии с частью 2 ст.3171 УК те же деяния, совершенные лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное этой статьей, могут наказываться арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 5 лет со штрафом, или ограничением свободы на срок от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 5 лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от 1 года до 5 лет.

Количество лиц, осужденных судами Республики Беларусь за преступление, предусмотренное ст.3171 УК, с 2012 г. имеет тенденцию к сокращению, хотя эта тенденция и не носит ярко выраженного характера (таблица 2) (примечание 2).

Таблица 2

 

Количество лиц, осужденных за преступления, предусмотренные
статьей 3171 Уголовного кодекса
(Республика Беларусь, в абсолютных цифрах)

 

Норма УК Количество осужденных за совершение преступлений
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Часть 1 ст.3171
735
972
3 138
3 695
2 964
2 302
Часть 2 ст.3171
3 302
3 573
1 491
986
841
912
Итого
4 037
4 545
4 629
4 681
3 805
3 214

 

Обратите внимание!

В части 1 ст.61 УК предусмотрена специальная конфискация транспортного средства, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.3171 УК. Специальная конфискация, состоящая в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства указанного транспортного средства, применяется по приговору суда независимо от вида назначенного виновному наказания. Не принимается во внимание и то, кому принадлежит транспортное средство, которым управлял виновный во время совершения данного преступления (самому виновному или третьим лицам), оно также подлежит специальной конфискации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 июля 2019 г. ст.61 УК исключена Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З.

 

Исключение составляют лишь случаи, когда транспортные средства выбыли из законного владения собственников (пользователей) помимо их воли или в результате противоправных действий других лиц (например, были похищены у них или угнаны). Тогда у третьих лиц, которым принадлежит такое транспортное средство, оно не конфискуется.

Практика применения ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения

Судебной практике Республики Беларусь уже известны примеры применения специальной конфискации принадлежавших организациям транспортных средств, которыми управляли нетрезвые работники. По таким уголовным делам было установлено, что руководители организаций знали о том, что их работник был лишен права управления транспортным средством за его управление в состоянии опьянения, и тем не менее доверяли ему управление транспортным средством организации.

 

Пример 1

По уголовному делу, возбужденному по части 1 ст.3171 УК, было установлено, что тракторист сельскохозяйственного производственного кооператива (далее - СПК) «Черневский» Могилевской обл. был лишен водительских прав на 3 года за управление транспортным средством в состоянии опьянения (часть 1 ст.18.16 КоАП). Спустя 5 месяцев после этого его снова задержали в нетрезвом состоянии за рулем трактора. Тракторист сел за руль по указанию главного инженера СПК, который знал, что механизатор лишен прав. Тракторист осужден по части 1 ст.3171 УК к исправительным работам сроком на 2 года с удержанием в доход государства 25 % заработка. Одновременно по приговору суда он лишен права управления транспортным средством сроком на 5 лет. В соответствии с частью 6 ст.61 УК принадлежавший СПК трактор МТЗ-82, которым он управлял, конфискован в доход государства.

Правление СПК объявило главному инженеру выговор. По постановлению начальника Государственной автомобильной инспекции главный инженер хозяйства оштрафован по части 1 ст.18.25 КоАП (допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, водителя, находящегося в состоянии опьянения) (примечание 3).

 

Правоприменительной практике известны случаи, когда лицо повторно управляло транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения без привлечения за первое такое же нарушение к административной ответственности по части 1 ст.18.16 КоАП.

 

Пример 2

Лицо задержано на парковке у одного из домов по ул.Слободской г.Минска во время управления в состоянии алкогольного опьянения автомобилем Suzuki Ignis. Автомобиль помещен на штрафную стоянку, поскольку, как показало медицинское освидетельствование, содержание алкоголя у лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.18.16 КоАП, составило 2,74 промилле. После составления протокола об административном правонарушении водитель был отпущен.

Через 3 ч после совершения указанного административного правонарушения на перекрестке ул.Слободской и ул.Космонавтов был задержан автомобиль FIAT Punto под управлением того же лица. Водитель пояснил, что после разбирательства по факту первого нарушения он выпил 300 граммов виски и поехал на своем втором автомобиле. Проведенное медицинское освидетельствование показало содержание у него алкоголя в 2,4 промилле (примечание 4).

 

Справочно

При проведении освидетельствования физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, это лицо признается находившимся в состоянии алкогольного опьянения при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 промилле и более или наличии паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на 1 л выдыхаемого воздуха (п.3 Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 497).

В приложении 1 к приказу Минздрава РБ от 13.07.2011 № 732 «Об утверждении клинических протоколов по диагностике алкогольного и иного опьянения в организациях здравоохранения» наличие в крови этилового спирта в концентрации от 1,5 до 2,5 промилле признается опьянением средней степени, а от 2,5 до 3,0 промилле - сильным опьянением.

 

Таким образом, в указанном случае лицо совершило повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. При этом за первое на него не было наложено административное взыскание (был лишь составлен протокол об административном правонарушении).

В подобных ситуациях и первое, и повторное (второе, третье и последующие) нарушения правил дорожного движения будут признаваться административными правонарушениями, предусмотренными частью 1 ст.18.16 КоАП, по той причине, что за совершение первого из них на виновное лицо не налагалось административное взыскание. Поэтому управление транспортным средством в состоянии опьянения повторно при указанных обстоятельствах не подлежит уголовной ответственности по ст.3171 УК.

Процедура привлечения к административной ответственности за совершение таких повторных административных правонарушений имеет особенности, которые будут рассмотрены далее.

Алгоритм привлечения к административной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения

В соответствии с частью 1 ст.2.5 КоАП повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части КоАП.

Должностному лицу органа внутренних дел в отношении каждого из административных правонарушений, предусмотренных частью 1 ст.18.16 КоАП, если за предшествующее административное правонарушение на лицо не наложено административного взыскания, следует составить отдельный протокол об административном правонарушении.

 

Справочно

Перечни должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст.18.16 КоАП, приведены в постановлении МВД РБ от 01.03.2010 № 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 марта 2021 г. следует руководствоваться постановлением МВД РБ от 19.02.2021 № 47 «О полномочиях должностных лиц органов внутренних дел».

 

С момента составления этих протоколов об административных правонарушениях будет начато два самостоятельных административных процесса, два самостоятельных дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст.18.16 КоАП (ст.9.5 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

Данные дела об административных правонарушениях подлежат соединению в одном деле, на что указывает п.1 части 1 ст.11.31 ПИКоАП, поскольку указанные административные правонарушения совершены одним лицом и подведомственны одному и тому же органу, ведущему административный процесс - органу внутренних дел (часть 1 ст.3.6 ПИКоАП).

Правила соединения дел в одном деле об административном правонарушении установлены в частях 2 и 3 ст.11.31 ПИКоАП и сводятся к следующему.

Соединение дел об административных правонарушениях осуществляется путем вынесения постановления об их соединении тем уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел, у которого находятся рассматриваемые дела об административных правонарушениях.

Срок рассмотрения соединенных дел об административных правонарушениях исчисляется со дня получения дела об административном правонарушении, которое поступило по времени первым.

Наложение административного взыскания за два и более повторных административных правонарушения осуществляется в соответствии с правилами, установленными в ст.7.4 КоАП.

Так, за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности налагаются основное и дополнительные административные взыскания.

В силу части 2 ст.7.1 КоАП при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Согласно п.9 части 1 ст.7.3 КоАП совершение административного правонарушения в состоянии опьянения признается отягчающим административную ответственность обстоятельством. Однако в силу части 4 ст.7.3 КоАП состояние опьянения не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего управление транспортным средством в состоянии опьянения, поскольку оно предусмотрено в качестве признака административного правонарушения в части 1 ст.18.16 КоАП.

В то же время необходимо принять во внимание, что совершение административного правонарушения повторно признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п.2 части 1 ст.7.3 КоАП). Поэтому орган внутренних дел в обязательном порядке должен учесть это при определении размера штрафа, налагаемого на лицо за повторное совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.18.16 КоАП.

Наложение окончательного административного взыскания за повторно совершенное управление транспортным средством в состоянии опьянения

После наложения основного либо основного и дополнительного административного взыскания отдельно за каждое административное правонарушение окончательно определяется административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения административных взысканий, наложенных за каждое из административных правонарушений (часть 2 ст.7.4 КоАП). При этом размер основного административного взыскания, полученный путем полного или частичного сложения, не должен выходить за пределы санкции, предусмотренной частью 1 ст.18.16 КоАП, т.е. не должен превышать 100 базовых величин.

Размер дополнительного административного взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами установлен в части 1 ст.18.16 КоАП в качестве абсолютно определенной санкции - 3 года. Как следствие, за каждое из повторно совершенных административных взысканий лицо должно быть подвергнуто лишению права управления транспортными средствами сроком на 3 года. Однако окончательно размер этого вида дополнительного административного взыскания не может быть определен путем полного или частичного сложения. В данном случае доминантным будет требование о том, чтобы окончательное административное взыскание не выходило за пределы санкции части 1 ст.18.16 КоАП.

В КоАП отсутствует норма о специальной конфискации транспортных средств в связи с совершением лицом повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения, аналогичная норме части 6 ст.61 УК. Поэтому какое угодно количество повторных нарушений (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения), квалифицируемых по части 1 ст.18.16 КоАП, не может влечь конфискацию транспортных средств.

 

Примечание 1. Источники данных: Правонарушения в Республике Беларусь. Статистический сборник. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013. - С.135; Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел по Республике Беларусь, помещенных в Единый государственный банк данных о правонарушениях, за 2011-2013 годы, подготовленные Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Примечание 2. Источники данных: Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2008-2013 годы: Форма 10, часть 1, подготовленные Министерством юстиции Республики Беларусь и Верховным судом Республики Беларусь.

Примечание 3. За пьяное вождение в Беларуси впервые конфисковали трактор // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.autogrodno.by/home/lyudi-i-avtomobili/22-news/2/5076-za-pyanoe-vozhdenie-v-belarusi-vpervye-konfiskovali-traktor.html. Дата доступа: 13.02.2014.

Примечание 4. В Минске пьяного водителя ГАИ остановила дважды за вечер - на разных автомобилях. Второй конфискован не будет // Электронный ресурс. Режим доступа: http://auto.tut.by/news/road//docs/391023l. Дата доступа: 18.03.2014.

 

15.04.2014

 

Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент, старший юрист RAIDLA LEJINS NORCOUS