


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
УПРАВЛЯЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
Общие положения
При осуществлении процедуры банкротства главная роль отводится временному (в защитном периоде) или антикризисному (в конкурсном производстве) управляющему, который выступает от имени должника. Его права и обязанности определены ст.41, 42, 76 и 77 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон). Основные задачи управляющего (ст.66 Закона):
• восстановление платежеспособности должника;
• обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и коллектива работников должника, а также кредиторов и иных лиц;
• урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;
• максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью;
• содействие производству по делу о банкротстве;
При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника к основным задачам управляющего отнесены:
• ликвидация неплатежеспособного юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
• продажа имущества должника;
• соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
В соответствии со ст.64 Закона управляющий назначается хозяйственным судом из числа кандидатур, отвечающих требованиям, предъявляемым к управляющему (определены ст.62 и 63 Закона), предложенных лицами, участвующими в деле (так называемые частные управляющие). Лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее 3 кандидатур управляющего. В случае если кандидатуры управляющего не представлены хозяйственному суду лицом, подавшим заявление, до истечения срока для решения вопроса о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, суд возвращает заявление.
Кандидатура управляющего в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных, с долей государственной собственности в уставном фонде организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы (так называемые государственные управляющие), представляется хозяйственному суду:
1) государственным органом, в подчинении (составе) которого находится должник - государственное юридическое лицо;
2) государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственное юридическое лицо - учредитель должника - дочернего унитарного предприятия;
3) государственным органом, осуществляющим управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника - юридического лица. В случае управления акциями (долями в уставном фонде) должника одновременно несколькими государственными органами кандидатура временного (антикризисного) управляющего представляется хозяйственному суду государственным органом, в управлении которого находится наибольшее количество акций (наибольшая доля в уставном фонде) должника. При этом данная кандидатура должна быть согласована остальными государственными органами, осуществляющими управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) этого должника;
4) местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой находится должник - градообразующая или приравненная к ней организация, не имеющая подчиненности, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства;
5) государственным органом, разместившим государственные и (или) международные заказы у должника, за исключением должников, указанных в пп.1-4.
К работе в отношении таких организаций и индивидуальных предпринимателей допускаются и юридические лица, осуществляющие деятельность временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Статьей 63 Закона установлены требования и условия осуществления деятельности управляющего. Определено, что управляющий должен пользоваться доверием хозяйственного суда, кредиторов и должника и не быть заинтересованным лицом в отношении должника и (или) кредиторов (за исключением случая банкротства банка, когда управляющим может быть назначена организация, осуществляющая гарантированное возмещение банковских вкладов физических лиц). Управляющий - юридическое лицо наряду с деятельностью временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу о банкротстве вправе осуществлять следующие виды деятельности:
1) оказание юридических услуг;
2) консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
3) оценочную деятельность;
4) научные исследования и разработки;
5) образовательную деятельность.
В то же время управляющий - юридическое лицо не вправе оказывать такие услуги индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, находящимся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), а также иным временным (антикризисным) управляющим.
Временный (антикризисный) управляющий - индивидуальный предприниматель не вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст.71 Закона одно и то же лицо не может быть управляющим более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве отсутствующих должников, индивидуальных предпринимателей, а также должников, в отношении которых в установленном порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).
Работа управляющего осуществляется под контролем Департамента по санации и банкротству Министерства экономики РБ, территориальных органов по вопросам санации и банкротства в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 31.12.2009 № 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510», а также суда, кредиторов и различных государственных контролирующих органов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 апреля 2021 г. постановление № 204 утратило силу постановлением Минэкономики РБ от 26.03.2021 № 5. |
Требования к лицам, имеющим право на осуществление деятельности управляющего
Управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее преимущественно экономическое или юридическое образование, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не имеющее судимости, аттестованное на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), и получившее аттестат управляющего (ст.62 Закона). Управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю управляющего - юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, предъявляются такие же требования, как к управляющему - физическому лицу.
Желающее стать антикризисным управляющим физическое лицо должно пройти аттестацию в соответствии с Положением о порядке аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 08.01.2013 № 14.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 мая 2021 г. действует Положение о порядке аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, утвержденное постановлением Совмина от 17.05.2021 № 273. |
Требования к желающему пройти аттестацию физическому лицу следующие:
• дееспособность;
• наличие гражданства Республики Беларусь либо вида на жительство;
• наличие высшего образования;
• наличие опыта работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица и (или) опыт предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не менее 3 лет;
• отсутствие судимости;
• прохождение обучения по программе специальной подготовки управляющих в учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
• прохождение психофизиологического тестирования.
![]() |
Справочно Информация об организациях, имеющих право осуществлять обучение временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), представлена на сайте Министерства экономики РБ http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/restructuring-insolvency/preparation-time-management/new_url_1669057224 |
К аттестации без прохождения обучения по программе специальной подготовки допускаются претенденты, имеющие:
• высшее юридическое и высшее экономическое образование;
• либо ученую степень в области экономики или права;
• либо высшее юридическое образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по экономической специальности;
• либо высшее экономическое образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по юридической специальности;
• либо высшее образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по юридической специальности или экономической специальности;
• либо высшее образование и дополнительное образование на уровне высшего образования по специальности «Антикризисное управление предприятием».
Аттестация проводится в форме аттестационного экзамена:
• в виде компьютерного тестирования - при получении аттестата управляющего категории «A»;
• в виде компьютерного тестирования и собеседования - при получении аттестата управляющего категории «B» или «C».
Лица, получившие отрицательный результат по компьютерному тестированию, считаются не прошедшими аттестацию в целом. Лица, получившие положительный результат по компьютерному тестированию, допускаются к собеседованию, обсуждение результата которого проводится аттестационной комиссией в отсутствие претендента.
В зависимости от результатов аттестационного экзамена, опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности и результатов психофизиологического тестирования претенденту выдается аттестат управляющего соответствующей категории:
1) категория «А» (низшая) присваивается при наличии опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности более 3 лет; дает право на работу с должником, который имеет численность работников до 100 человек;
2) категория «В» присваивается при наличии опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности в должности руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего более 3 лет; дает право на работу с должником, который имеет численность работников до 1 000 человек;
3) категория «С» (высшая) присваивается при наличии опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности в должности заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица и (или) управляющего более 5 лет; дает право на работу с должником без ограничения численности работников.
Аттестат управляющего выдается сроком на 3 года, по окончании которого действие аттестата может неоднократно продлеваться на 3 года по заявлению аттестованного лица (продление срока осуществляется после прохождения аттестованным лицом переаттестации).
Частные управляющие в производстве по делам о банкротстве
Частным управляющим может быть соответствующее требованиям к лицам, имеющим право на осуществление деятельности управляющего, юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Обязательное условие осуществления их деятельности - наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности антикризисных управляющих, заключенного в соответствии с Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 505 «Об обязательном страховании гражданской ответственности антикризисных управляющих».
Порядок оплаты работы управляющих, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, определен Положением о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.02.2007 № 260. Данным Положением определено, что в случае достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов на выплату вознаграждения управляющему, оно выплачивается за счет средств должника и состоит:
• из минимального вознаграждения, выплачиваемого управляющему за каждый месяц исполнения обязанностей в размере 1 базовой величины за каждый календарный день соответствующего месяца;
• дополнительного ежеквартального вознаграждения, которое может быть назначено и выплачено по следующим основаниям в размерах (в процентах от суммы минимального вознаграждения, исчисленного за квартал):
- при среднесписочной численности работающих у должника на конец квартала более 50 человек - до 80;
- при балансовой стоимости имущества (активов) должника на конец квартала более 10 000 базовых величин - до 60;
при возврате управляющим имущества должника, в т.ч. взыскании дебиторской задолженности, - до 100;
- при возврате управляющим имущества его собственникам - до 50;
- по иным основаниям, усложняющим исполнение управляющим обязанностей, - до 50.
Дополнительное ежеквартальное вознаграждение в ликвидационном производстве может быть назначено и выплачено не более чем за 12 месяцев исполнения управляющим обязанностей со дня принятия судом решения об открытии ликвидационного производства;
• дополнительного вознаграждения по итогам дела, зависящего от суммы удовлетворенных требований кредиторов (при этом не учитываются суммы погашенных требований по обязательным платежам в случае их удовлетворения путем реструктуризации задолженности):
- 30 % от суммы до 10 млн.руб.;
- 3 млн.руб. плюс 20 % от суммы, находящейся в диапазоне от 10 млн.руб. до 50 млн.руб.;
- 11 млн.руб. плюс 10 % от суммы, находящейся в диапазоне от 50 млн.руб. до 100 млн.руб.;
- 16 млн.руб. плюс 5 % от суммы свыше 100 млн.руб.
В случае отсутствия имущества должника вознаграждение управляющему устанавливается хозяйственным судом после вынесения определения о завершении ликвидационного производства в размере 15 базовых величин за каждое дело и выплачивается за счет средств республиканского бюджета. В случае недостаточности имущества должника вознаграждение устанавливается в размере разницы между 15 базовыми величинами и стоимостью имущества должника, предназначенного для выплаты вознаграждения.
Государственные антикризисные управляющие
Государственными антикризисными управляющими могут быть:
• имеющие аттестат управляющего физические лица из числа руководителей, заместителей руководителей и специалистов государственных органов и организаций, лица, состоящие в резерве на их замещение, а также занимавшие эти должности до ухода на пенсию или выхода в отставку, положительно зарекомендовавшие себя на этих должностях и имеющие опыт работы на них, как правило, не менее 2 лет, положительный опыт работы в отрасли, соответствующей профилю деятельности должника, высшее образование, не имеющие судимости;
• юридические лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Государственные управляющие осуществляют деятельность на основании аккредитации, которая проводится комиссиями по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), действующими при государственных органах, в соответствии с Положением о порядке аккредитации временных (антикризисных) управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, и иных должников, в отношении которых государственными органами представляются кандидатуры временных (антикризисных) управляющих, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 13.02.2004 № 159.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. постановление № 159 на основании постановления Совета Министров РБ от 30.04.2013 № 339 утратило силу. В настоящее время деятельность государственных управляющих регулируется Законом и Положением о порядке аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 08.01.2013 № 14. |
Назначение временным (антикризисным) управляющим влечет освобождение работника от исполнения обязанностей по основному месту работы (службы) на период исполнения обязанностей управляющего без освобождения от занимаемой должности. Государственный орган, представивший кандидатуру государственного управляющего, со дня его назначения хозяйственным судом заключает с этим управляющим контракт.
Оплата труда управляющих, осуществляющих свои полномочия в отношении градообразующих или приравненных к ним, государственных, с долей государственной собственности в уставном фонде, организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, регулируется Положением о размере и порядке выплаты заработной платы временным (антикризисным) управляющим, осуществляющим деятельность на основании контракта, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 26.01.2013 № 60.
Установлено, что оплата труда таких управляющих производится ежемесячно вне очереди за счет средств должника. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств у должника выплаты управляющему производятся за счет средств соответствующего бюджета государственным органом, заключившим контракт с управляющим, с последующим возмещением этих средств должником при поступлении денежных средств на его расчетный счет.
Заработная плата управляющему определяется государственным органом, заключившим с ним контракт, путем умножения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников по республике за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится начисление заработной платы управляющему, на корректирующий коэффициент. Значение коэффициента и период, на который он устанавливается, определяются государственным органом, заключившим контракт с управляющим, в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников должника и в зависимости от процедуры экономической несостоятельности (банкротства) дифференцируются в пределах:
• защитный период - от 1,0 до 4,0;
• конкурсное производство - от 2,0 до 4,5;
• санация - от 3,0 до 4,5;
• ликвидационное производство - от 2,0 до 3,0.
В ходе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) государственным органом коэффициент может быть пересмотрен в пределах дифференциации в зависимости от результатов деятельности управляющего.
Корректирующий коэффициент не применяется в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника и выплаты заработной платы управляющему государственным органом (в последующем при поступлении денежных средств на расчетный счет должника управляющему производится доплата до размера заработной платы, установленной ему в контракте, но не более чем за 3 месяца) и исполнения обязанностей управляющего в ликвидационном производстве более 12 месяцев (при продлении ликвидационного производства по решению хозяйственного суда на 6 месяцев применение корректирующего коэффициента может быть продлено еще на 6 месяцев с учетом результатов деятельности управляющего в течение первых 12 месяцев ликвидационного производства).
01.04.2013
Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт (судебно-экономическая экспертиза)