


Материал помещен в архив
УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ БЕЗ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ. ЦЕНА ВОПРОСА
Урегулирование дорожно-транспортное происшествие без участия Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Однажды став участником дорожно-транспортного происшествия (ДТП), участвующие в нем, конечно, задумываются об урегулировании возникшей ситуации миром. Теперь такая возможность есть, но только при наличии одновременно всех следующих условий (см.подп.31.4 п.31 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 (далее - Правила дорожного движения, ПДД)):
- в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу его участников;
- дорожно-транспортное происшествие произошло с участием 2 транспортных средств;
- лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории;
- в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности их владельцев;
- обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников данного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены лицами, управлявшими транспортными средствами, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее - Положение о страховой деятельности).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 октября 2016 г. следует руководствоваться Положением о страховой деятельности с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 18.07.2016 № 272; |
- лица, управлявшие транспортными средствами, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в результате дорожно-транспортного происшествия не причинен вред жизни или здоровью);
- вред, причиненный имуществу каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, оценивается ими в размере до 200 евро по установленному Национальным банком РБ официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро.
Если одно из вышеуказанных условий отсутствует, покидать место ДТП его участники не имеют права. Об этом прямо указано в подп.31.4 п.31 ПДД, согласно которому водитель, участвовавший в ДТП, обязан записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия сотрудников Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ (ГАИ). «Административная цена» такого оставления места ДТП - это ответственность по части четвертой ст.18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами (штраф в размере от 5 до 25 базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до 2 лет).
Не имеет значения, что место ДТП оставлено с согласия его второго участника.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. ст.18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З. |
Вопросы возмещения ущерба страховыми организациями при урегулировании дорожно-транспортного происшествия при участии Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Однако, увлекшись урегулированием спора без участия ГАИ, важно помнить, что автомобиль - источник повышенной опасности. Следовательно, помимо норм административного законодательства, обойти которое пытаются участники ДТП, существуют еще и требования норм гражданского законодательства, обойти которые невозможно. О чем идет речь?
В соответствии со ст.948 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В соответствии со ст.952 ГК при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законодательством не предусмотрено иное. Вместе с тем при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Таким образом, владелец транспортного средства в случае возникновения к нему гражданско-правовых претензий отвечает за вред, причиненный жизни и здоровью второго участника его транспортным средством в любом случае.
Это означает, что в случае наезда на пешехода, грубо нарушившего ПДД, избежать административной ответственности возможно, однако пешеход вправе предъявить требование к владельцу транспортного средства о взыскании с него стоимости причиненного ему вреда. И он будет прав.
Если же гражданская ответственность владельца транспортного средства была застрахована, такое требование следует предъявлять страховой организации - она обязана возместить ущерб в полном объеме.
Вот тут и возникает другая, более дорогостоящая проблема, о которой водители транспортных средств, покидая место ДТП, не задумываются.
В соответствии с пп.163, 178 Положения о страховой деятельности страховщик имеет право требования в пределах выплаченных сумм к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, в т.ч. и в случае, если участвовавшие в ДТП лица не сообщили о нем в ГАИ и не действовали в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
О чем говорят Правила дорожного движения в такой ситуации? В соответствии с подп.31.5 п.31, п.32 ПДД до прибытия сотрудников ГАИ участники ДТП обязаны принять все возможные меры по сохранению следов и предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.
Участнику дорожного движения, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:
оставлять место дорожно-транспортного происшествия, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
вскрывать тахограф без разрешения сотрудника ГАИ.
Следует для сведения перечислить иные основания, при наличии которых страховая организация вправе предъявить подобные требования к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда:
- умышленные действия, за исключением действий, совершенных в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также в случае отказа от медицинского освидетельствования после ДТП;
- отсутствие у лица, причинившего вред, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством;
- совершение преступных действий с использованием транспортного средства;
- причинение вреда лицом, изъявшим транспортное средство из обладания владельца без его вины в результате противоправных действий;
- использование транспортного средства в дорожном движении без заключения договора страхования;
- наличие установленной судом вины организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги.
Предъявление подобных требований в порядке суброгации вытекает из ст.855 ГК, в соответствии с которой, если договором имущественного страхования и страхования ответственности не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Следует отметить, что страховые организации в абсолютном большинстве случаев реализуют свое право на предъявление подобных исков.
Приведем пример из судебной практики.
Пример
Хозяйственным судом 3 февраля 2011 г. рассмотрен иск страховой компании «Б» к строительно-производственному кооперативу «М» (далее - СПК «М») о взыскании суммы выплаченного страхового возмещения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Как следует из материалов дела, между страховой организацией и ответчиком был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На страхование был принят автобус «КАВЗ 685», принадлежащий страхователю на праве собственности.
Согласно постановлению о прекращении уголовного преследования и расследования 5 ноября 2009 г. примерно в 23.20 в населенном пункте Н. ответчик Б., осуществляя свои трудовые обязанности и управляя автобусом «КАВЗ 685», совершил наезд на гражданина П.
Как следует из содержания указанного постановления, после совершения ДТП гражданин Б. место ДТП оставил и отвез потерпевшего домой к его бабушке, где последний через несколько часов вследствие причиненных его здоровью повреждений скончался.
Как следует из содержания постановления о прекращении дела об административном правонарушении, смерть гражданина П. наступила в результате наезда на него автобуса марки «КАВЗ», принадлежащего СПК «М» под управлением Б. При этом нарушения Правил дорожного движения гражданином Б. допущено не было. Погибший гражданин П. лежал на проезжей части в нетрезвом состоянии и избежать наезда на него у водителя автобуса Б. не было.
Таким образом, как следует из материалов дела, водитель ответчика оставил место ДТП и в ГАИ своевременно о факте ДТП не сообщил. Сообщение о смерти П. в результате ДТП поступило на следующий день в районный отдел внутренних дел от гражданки К.
В соответствии с пп.163, 178 Положения о страховой деятельности страховщик имеет право требования в пределах выплаченных сумм к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, в т.ч. и в случае, если участвовавшие в ДТП лица не сообщили о нем в ГАИ и не действовали в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
Ответственность СПК «М» вытекает из содержания ст.948 ГК, в соответствии с которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В соответствии со ст.952 ГК при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законодательством не предусмотрено иное. Вместе с тем при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Вина потерпевшего также не учитывается и при возмещении дополнительных расходов, при возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также при возмещении расходов на погребение.
Брату погибшего П. страховой компанией было выплачено страховое возмещение затрат на погребение погибшего.
В добровольном порядке СПК «М» требования страховой компании удовлетворить отказался.
В связи с изложенным решением суда требования истца были удовлетворены в полном объеме.
Следует отметить, что указанных последствий можно было бы избежать, если бы работник ответчика не оставил места ДТП и сообщил своевременно о нем в ГАИ, а также выполнил иные требования Правил дорожного движения.
При этом истец не лишился права повторного обращения в суд с иском о взыскании процентов за другой период, вплоть до момента полного погашения долга.
Перед тем как уехать с места ДТП, подумайте: стоит ли нарушать требования Правил дорожного движения? Цена вопроса может оказаться значительно больше возможной суммы штрафа.
15.02.2011 г.
Сергей Белявский, судья, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»