Пособие от 21.02.2012
Автор: Кухарчик Н.

Урегулирование жилищных отношений в коллективном договоре


 

Материал помещен в архив

 

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВНОМ ДОГОВОРЕ

Предмет коллективного договора

Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации с работодателем (ст.361 Трудового кодекса РБ; далее - ТК).

Предмет коллективного договора - условия труда и найма, взаимные права и обязанности сторон, иные условия и обязательства, возникающие в сфере трудовых и социально-экономических отношений в процессе взаимоотношений между работодателем и работниками. Жилищные отношения можно отнести к сфере социальных.

Требования к содержанию коллективного договора

Требования к содержанию коллективного договора изложены в ст.364 ТК, в соответствии с которой содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также ТК в предусмотренных им случаях. Так, кроме прочих условий, коллективный договор может содержать положения о строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения.

Положения о жилищных правах работников в коллективном договоре

Можно отметить ряд положений, касающихся жилищных прав работников, которые могут быть регламентированы в коллективном договоре:

положения, регулирующие учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также учет желающих получить жилое помещение в общежитии;

положения, определяющие порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, жилых помещений в общежитиях и т.д.

Компетенция на отражение определенных особенностей жилищных прав работников в локальных нормативных актах устанавливается законодательством.

Дополнительные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий (п.5 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565; далее - Положение № 565). При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», которым утратил силу Указ № 565. С этой даты следует руководствоваться Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом № 563.

 

В качестве примера дополнительных оснований можно привести следующие:

• обеспеченность общей площадью жилого помещения более установленной в подп.3.1.2 п.3 Положения № 565, например 20 кв.м на 1 человека. Возможно установление иного порядка исчисления такой площади;

• проживание в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, независимо от обеспеченности общей площади жилого помещения на каждого члена семьи;

• проживание в одной комнате с другим гражданином независимо от его пола (в т.ч. независимо от близкого родства), кроме супругов;

• разведенные супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда в населенном пункте по месту принятия на учет;

• другие основания, улучшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством РБ.

В коллективном договоре могут быть установлены такие дополнительные основания

Буквально из содержания п.5 Положения № 565 следует, что в коллективном договоре могут быть установлены дополнительные основания, в т.ч. иные, чем основания, перечисленные в п.3 Положения № 565.

В части применения нормы п.5 Положения № 565 следует отметить, что, во-первых, данная норма применима только в том случае, если организация имеет в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения и предоставляет своим работникам именно эти жилые помещения.

Во-вторых, установление в коллективном договоре дополнительных оснований для признания работников нуждающимися в улучшении жилищных условий не дает права данным работникам улучшать свои жилищные условия на общих основаниях.

Так, порядок формирования организаций застройщиков определен п.8 Положения об организациях застройщиков, утвержденного Указом Президента РБ от 28.01.2008 № 43 (далее - Положение об организациях застройщиков), в соответствии с которым при определении состава членов формируемой организации застройщиков в первую очередь в состав организации застройщиков включаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью постановки их на учет, имеющие право на внеочередное получение льготных кредитов на строительство, реконструкцию, приобретение жилых помещений (30 %). При их отсутствии либо отказе от вступления в организацию застройщиков она может формироваться только с участием граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а при отказе данных граждан от вступления в организацию застройщиков - с участием граждан, не состоящих на этом учете.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 мая 2013 г. Положение об организациях застройщиков на основании Указа Президента РБ от 13.05.2013 № 219 утратило силу. В настоящее время деятельность организаций застройщиков регулируется главой 31 Жилищного кодекса РБ.

 

При этом Положение об организациях застройщиков предусматривает возможность формирования организаций застройщиков как по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов, иных государственных организаций, хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, так и по инициативе граждан либо граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в случае формирования организации застройщиков по инициативе местного исполнительного органа работники, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным коллективным договором, не могут быть включены в данную организацию. В такую организацию застройщиков могут быть включены только граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в порядке, определенном п.8 Положения об организациях застройщиков.

Если организация сама выступает в качестве инициатора создания организации застройщиков в соответствии с Положением об организациях застройщиков, в нее могут быть включены работники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, определенным коллективным договором.

Особенности, связанные с реализацией жилищных прав работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Существует еще несколько особенностей, связанных с реализацией жилищных прав работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по дополнительным основаниям, установленным в коллективном договоре.

Особенность 1

В соответствии с подп.1.1 п.1 ст.166 Налогового кодекса РБ (далее - НК) при определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить имущественные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры.

При этом установлено, что право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп.1.1 п.1 ст.166 НК, имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

Таким образом, если основания принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не соответствуют основаниям, установленным законодательными актами Республики Беларусь, то плательщик не имеет права на применение указанного имущественного налогового вычета.

Особенность 2

Согласно абзацу 6 подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставлено отдельным категориям малообеспеченных граждан Республики Беларусь, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах.

Аналогичное ограничение установлено и в отношении предоставления одноразовых субсидий, финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам: граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготным основаниям согласно коллективным договорам не имеют право на получение указанных видов государственной поддержки.

В коллективном договоре может быть установлен иной порядок постановки работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятия с такого учета

В коллективном договоре могут быть предусмотрены дополнительные случаи сохранения за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) (подп.34.8 п.34 Положения № 565).

Например, к таким случаям можно отнести случаи сохранения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) при увольнении работника по собственному желанию при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, радиоактивное загрязнение территории и т.п.).

Предоставление жилых помещений работникам организации

В соответствии со ст.54 Жилищного кодекса РБ (далее - ЖК) государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с ЖК и коллективными договорами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 марта 2013 г. вступил в силу новый ЖК от 28.08.2012 № 428-З.

 

Одновременно п.40 Положения № 565 определено, что государственные органы и другие государственные организации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Положением № 565, а также коллективными договорами.

В данном случае ЖК регулирует более широкий круг отношений: он не только регламентирует право государственных организаций на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда, но также косвенно определяет их право на включение работников в организации застройщиков, заключение договоров создания объектов долевого строительства.

Согласно п.9 части второй ст.364 ТК коллективный договор может содержать положения о строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения.

Для формирования организации застройщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственный орган, иная государственная организация при наличии земельного участка для строительства дома либо недостроенного здания, здания, подлежащего капитальному ремонту или реконструкции, дома, подлежащего продаже, определяет общее количество ее членов, письменно извещает о формировании организации застройщиков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью постановки их на такой учет (часть первая п.8 Положения об организациях застройщиков).

При определении состава членов формируемой организации застройщиков государственным органом, иной государственной организацией вне очереди удовлетворяются заявления граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью постановки их на такой учет:

• имеющих право на внеочередное получение льготных кредитов на строительство, реконструкцию, приобретение жилых помещений в соответствии с законодательными актами;

• из числа судей и прокурорских работников;

• проживающих в г.Минске и имеющих обеспеченность общей площадью жилого помещения менее 10 кв.м на 1 человека, - для организаций застройщиков, формируемых в г.Минске;

• из числа руководящих работников государственных органов и иных организаций, должности которых включены в перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента РБ от 08.11.2001 № 644, в т.ч. освобожденных в установленном законодательством порядке от занимаемых должностей по состоянию здоровья, вышедших в отставку или переведенных на другую работу.

При наличии лиц, указанных в части второй п.8 Положения об организациях застройщиков, их количество в формируемой организации застройщиков должно составлять не более 30 %.

В случае формирования организации застройщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в государственном органе, иной государственной организации, в ее состав кроме граждан, указанных в части второй п.8 Положения об организациях застройщиков, вне очереди могут включаться отдельные категории работников, состоящих в этом органе, организации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, определенные в коллективном договоре (соглашении), а при отсутствии коллективного договора (соглашения) - в решении администрации государственного органа, иной государственной организации и профсоюзного комитета (при его наличии). Перечень категорий работников, которые вне очереди могут быть включены в организацию застройщиков, должен быть согласован с вышестоящим органом, организацией, а количество работников из числа данных категорий в формируемой организации застройщиков не должно превышать 20 %.

В случае отсутствия либо отказа лиц, имеющих право на внеочередное включение в состав членов организации застройщиков, от вступления в организацию застройщиков она может формироваться только с участием граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих такого права, в соответствии с очередностью постановки их на данный учет, а при отсутствии или отказе указанных граждан от вступления в организацию застройщиков - с участием граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из вышеизложенного, при наличии земельного участка для строительства дома либо недостроенного здания, подлежащего капитальному ремонту или реконструкции, дома, подлежащего продаже, вне очереди в состав организации застройщиков, формируемой государственным органом, иной государственной организацией, могут включаться отдельные категории работников, состоящих в этом органе, организации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, определенные в коллективном договоре (соглашении), а при отсутствии коллективного договора (соглашения) - в решении администрации государственного органа, иной государственной организации и профсоюзного комитета (при его наличии). Следовательно, если организации отводился земельный участок для строительства жилого дома, то может применяться норма п.8 Положения об организациях застройщиков о включении вне очереди в состав организации застройщиков отдельных категорий работников.

Что касается включения вне очереди в состав организации застройщиков отдельных категорий работников, которым такое право предоставлено коллективным договором, в организацию застройщиков, формируемую местным исполнительным и распорядительным органом, в которой часть квартир предоставлена местным исполнительным и распорядительным органам для распределения среди работников организации, то, как уже отмечалось ранее, в таком случае данные работники не могут быть включены вне очереди в состав организации застройщиков.

Предоставление жилых помещений в общежитиях

На учет желающих получить жилое помещение в общежитии принимаются по заявлению граждане со времени поступления на работу (службу, учебу) в соответствии с жилищным законодательством и коллективными договорами, зарегистрированными в местных исполнительных и распорядительных органах (п.8 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1999 № 1437; далее - Положение об общежитиях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 апреля 2013 г. вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 05.04.2013 № 269, которым утверждено новое Положение об общежитиях.

 

При этом п.9 Положения об общежитиях установлено, что принятие граждан на учет желающих получить жилое помещение в общежитии производится при наличии оснований, установленных законодательством и (или) коллективным договором.

В данном случае под законодательством, определяющим основания для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и соответственно на учет желающих получить жилое помещение в общежитии, понимается Положение № 565. Перечень оснований для постановки на учет определен в п.3 Положения № 565 (всего 16 оснований).

Следовательно, в коллективном договоре могут быть установлены и дополнительные к п.3 Положения № 565 основания постановки граждан на учет желающих получить жилое помещение в общежитии.

Пунктами 811 и 812 Положения № 565 определены перечни категорий граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление жилых помещений в общежитиях соответственно.

На основании части третьей п.812 Положения № 565 государственные органы, иные государственные организации, в ведении которых находятся общежития, в установленном порядке могут предусматривать в коллективных договорах иные категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений в общежитии.

Например, с учетом мнения трудового коллектива общежитие может быть предоставлено в первую очередь также работникам, имеющим высокие производственные показатели и принимающим активное участие в общественной жизни организации.

Что касается внеочередного права на предоставление жилых помещений в общежитии, то перечень, определенный п.811 Положения № 565, является исчерпывающим и дополнению не подлежит.

Следует отметить, что в силу специфики жилищных отношений, связанных с выселением, выселение из общежитий допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством. Для выселения предусмотрен судебный порядок.

В этой связи положения в коллективных договорах, устанавливающие дополнительные к существующим в законодательстве основания для выселения из жилых помещений, в суде во внимание приниматься не будут. Кроме того, сам факт установления таких оснований ухудшает правовое положение работников. В соответствии со ст.362 ТК, если условия коллективного договора, соглашения ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, они признаются недействительными.

Напротив, в локальном нормативном акте могут быть предусмотрены дополнительные к перечисленным в п.58 Положения об общежитиях случаи, когда за гражданами сохраняется право на проживание в общежитии. Например, в коллективном договоре, трудовом контракте может быть предусмотрено, что право на проживание в общежитии сохраняется за лицами, которые были направлены в организацию в качестве молодых специалистов, отработали более 5 лет и прекратили трудовые отношения с нанимателем по соглашению сторон и т.д.

Предоставление жилых помещений коммерческого использования

Нормами Указа Президента РБ от 08.11.2011 № 512 «О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда» (далее - Указ № 512) предусмотрена возможность создания фонда жилых помещений коммерческого использования государственными органами и иными государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда.

До вступления в силу Указа № 512 жилые помещения государственного жилищного фонда можно было использовать только в определенных случаях: с отнесением их к одному из видов жилых помещений государственного жилищного фонда (жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях) либо при сносе жилых помещений государственного жилищного фонда, выселении нанимателей за неуплату жилищно-коммунальных услуг, выселении обязанных лиц (в соответствии с нормами Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»).

Принятие Указа № 512 расширило полномочия государственных органов по распоряжению жилыми помещениями государственного жилищного фонда. Указ № 512 вступил в силу с 1 января 2012 г.

Так, право на получение жилых помещений коммерческого использования имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не состоящие на таком учете (подп.2.4 п.2 Указа № 512). При этом преимущественное право на получение жилых помещений коммерческого использования имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном в подп.2.6 п.2 Указа № 512.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2012 г. п.2 Указа № 512 утратил силу Указом Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».

 

Порядок предоставления гражданам жилых помещений коммерческого использования республиканского жилищного фонда определяется локальными нормативными правовыми актами организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения (подп.2.6 п.2 Указа № 512).

С учетом нормы п.40 Положения № 565 целесообразно в коллективном договоре отразить порядок предоставления жилых помещений коммерческого использования в первую очередь состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий работникам организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся жилые помещения. Если таких работников не имеется, - то работникам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, в коллективном договоре могут быть установлены особенности предоставления жилых помещений коммерческого использования и последовательность осуществления данной процедуры: от опубликования информации об имеющихся жилых помещениях коммерческого использования до заключения договора найма жилого помещения коммерческого использования.

Например, можно установить следующие особенности:

• иной срок для обращения за предоставлением жилых помещений коммерческого использования, чем обязательный минимальный срок, указанный в подп.2.5 п.2 Указа № 512 (15 календарных дней);

• дополнительные характеристики жилых помещений коммерческого использования, указываемые в информации, размещаемой на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов (согласно подп.2.5 п.2 Указа № 512 в информации должны быть указаны место нахождения, количественный и качественный состав, характеристика, уровень благоустройства, размер платы за пользование);

• порядок составления перечней или списков поданных заявлений о предоставлении жилых помещений коммерческого использования;

• документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры и запрашиваемые в установленном Законом РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» порядке;

• сведения, указываемые в решении о предоставлении жилого помещения коммерческого использования (состав семьи, количество комнат и т.д.);

• порядок заключения договоров найма жилых помещений коммерческого использования (направление извещения, орган, уполномоченный на заключение договора найма жилого помещения коммерческого использования, последствия отказа заявителя от заключения такого договора);

• срок, на который заключается договор найма жилого помещения коммерческого использования (менее 5 лет);

• дополнительные условия заключения с нанимателем жилого помещения коммерческого использования договора найма на новый срок и т.д.

 

21.02.2012 г.

 

Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь