


Материал помещен в архив
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
![]() |
Справочно Дополнительно о договорах строительного подряда см.: • пособие «Правовое регулирование порядка заключения и исполнения договора строительного подряда»; • подборку «Договор строительного подряда: заключение, исполнение, изменение и расторжение». |
В настоящее время Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусматривает лицензирования в сфере строительства. Вместо него применяются процедуры аттестации и сертификации.
Аттестация введена 1 января 2015 г. Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26). Так, подп.1.11 п.1 Указа № 26 установлено, что отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определенному в приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее - постановление № 252), осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями (ИП)) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном названным Положением.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2018 г. приложение 1 к Положению № 252 изложено в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148. С 19 августа 2018 г. следует руководствоваться подп.1.11 п.1 Указа № 26 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322. |
![]() |
Обратите внимание! Соответствующая деятельность без получения аттестатов запрещается. |
Помимо аттестации юридических лиц (ИП), введена также аттестация руководителей (управляющих) проекта, которая предусмотрена Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением № 252.
Аттестация руководителей, специалистов организаций и ИП включает в себя квалификационный экзамен, аттестация юридических лиц и ИП - оценку на соответствие их квалификационным требованиям.
Для получения аттестата соответствия юридические лица и ИП представляют в том числе следующие документы:
а) копии документов, свидетельствующих о наличии системы управления и (или) контроля качества работ и услуг;
б) копии сертификатов соответствия работ в строительстве при осуществлении работ, подлежащих обязательной сертификации;
в) сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы;
г) сведения о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия;
д) информацию о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества выполняемых работ и услуг, и их состоянии;
е) информацию об объектах (работах, услугах), выполненных (оказанных) заявителем за последний календарный год;
ж) информацию о системе охраны труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда.
Что касается физических лиц, то они представляют копии диплома о высшем и (или) среднем специальном образовании, трудовой книжки, свидетельства о повышении квалификации претендента по заявляемой специализации аттестации, заверенные нанимателем.
Аттестацию проводит уполномоченная организация - инженерное республиканское унитарное предприятие «Белстройцентр».
Срок действия аттестата - 5 лет.
Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, содержит перечень строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности названного технического регламента в формах:
1) декларирования соответствия;
2) обязательной сертификации;
3) декларирования соответствия на основании технической оценки пригодности.
![]() |
Справочно Дополнительно можно изучить: • подборку «Сертификация работ, техническое нормирование и стандартизация в строительстве». |
Оценку соответствия осуществляют аккредитованные в установленном порядке организации (например, республиканские унитарные предприятия «БелГИМ», «Стройтехнорм») по схемам и в порядке, предусмотренным:
• техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.3.13-2007 (03220)* «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.12.2007 № 67 (http://www.tnpa.by/#!/DocumentCard/203340/300741);
• техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.1.04-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280301/378102).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТКП 5.1.04-2012 отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2017 № 92. |
Обязанность по сертификации работ (услуг) в строительстве возложена на юридических лиц (в том числе иностранных) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих соответствующие строительные работы (услуги).
Договор строительного подряда заключает заказчик (застройщик). Разница между ними в том, что застройщик осуществляет строительную деятельность самостоятельно с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора, тогда как заказчик - только через подрядчика.
![]() |
Справочно Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4: • установлен перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства (приложение к данному постановлению); • утверждена Инструкция о порядке осуществления деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта. |
Перечень случаев, когда в роли (государственных) заказчиков выступают коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству областных (Минского городского) исполнительных комитетов, их дочерние унитарные предприятия, определен Указом № 26 (подп.1.16-1.18 п.1).
Как заказчик, так и застройщик к выполнению работ могут привлечь инженера (инженерную организацию) на основании договора на оказание инженерных услуг.
![]() |
Справочно Что относится к инженерным услугам в строительстве, определено в части первой п.2 ст.56 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З). Инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18.
Пример договора на оказание инженерных услуг с комментариями к основным его пунктам, на которые следует обратить внимание, и рекомендациями по использованию в практической работе см. здесь. |
Разработка предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации
Предпроектная документация разрабатывается по объектам I-IV классов сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам).
Порядок разработки, утверждения, а также состав предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (http://www.tnpa.by/#!/DocumentCard/319484/439469).
Проектная документация разрабатывается в одну или две стадии по выбору заказчика, застройщика.
При двухстадийном проектировании разрабатываются архитектурный и строительный проекты, при одностадийном в состав проектной документации входит строительный проект с выделением утверждаемой архитектурной части.
Решение о разработке проектной документации в одну или две стадии указывается в задании на проектирование.
В случае применения при строительстве объектов типовых или рекомендованных для повторного применения проектов осуществляется одностадийное проектирование с разработкой строительного проекта (подп.1.5 п.1 Указа № 26).
Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной документации на объект строительства проектной организацией (индивидуальным предпринимателем) осуществляется на основании договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством), заключаемого с заказчиком, застройщиком в соответствии с Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, а также ст.313-317 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Затраты на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации при планировании осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта строительства как затраты, связанные с получением исходных данных. Они осуществляются за счет средств бюджета или собственных средств заказчиков, застройщиков - в зависимости от источников финансирования строительства.
В случае принятия отрицательного решения по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации затраты подлежат списанию за счет основного источника (часть вторая подп.1.3 п.1 Указа № 26).
![]() |
Справочно Дополнительно можно изучить: • интернет-семинар «Определение стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности. Применение сборников норм затрат трудовых ресурсов»; • «Комментарий к Правилам заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297. Сравнительный анализ норм комментируемых Правил и ранее действовавшего законодательства»; • форму «Договор подряда на выполнение проектных работ». |
Получение разрешительной документации
Разрешительная документация на строительство объекта подготавливается и оформляется в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223.
Она включает в зависимости от назначения объекта:
• акт выбора места размещения земельного участка;
• решение исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта.
![]() |
Справочно Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с порядком об изъятии и предоставлении земельных участков, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667; |
• решение исполнительного комитета о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
• архитектурно-планировочное задание;
• заключения согласующих организаций; технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта и др.
![]() |
Обратите внимание! Проектная документация на объект строительства, разработанная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY, техническими условиями на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства, включенными в состав выданной заказчику, застройщику разрешительной документации, не подлежит согласованию с государственными органами (организациями), выдавшими такие заключения, технические условия (подп.1.7 п.1 Указа № 26). |
Проектная документация подлежит утверждению после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Государственная экспертиза проводится в соответствии с Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476, постановление № 1476). Цель данной экспертизы - оценка соответствия разработанной градостроительной и проектной документации требованиям законодательства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791. |
![]() |
Справочно Этап работ по строительству - совокупность технологически связанных между собой строительно-монтажных, пусконаладочных работ, образующих законченный элемент возводимого, реконструируемого объекта, выделяемый в установленном порядке в проектной документации и договоре строительного подряда (абзац 42 ст.1 Закона № 300-З). Очередь строительства - определенная проектной документацией на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта часть объекта основного назначения, которая может самостоятельно эксплуатироваться и обеспечивать в числе прочего выпуск продукции, производство работ, оказание услуг, а также может включать один или несколько пусковых комплексов (абзац 22 ст.1 Закона № 300-З). Пусковой комплекс - определенная проектной документацией часть объекта, предназначенная для обслуживания части объекта основного назначения, которая может самостоятельно эксплуатироваться и обеспечивать в числе прочего выпуск продукции, производство работ, оказание услуг (абзац 26 ст.1 Закона № 300-З). Инструкция об организации проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утверждена постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2011 № 65.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2017 г. постановление № 65 на основании постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.01.2017 № 1 утратило силу. |
Государственная экспертиза градостроительной и проектной документации проводится республиканским унитарным предприятием «Главгосстройэкспертиза» или дочерними республиканскими унитарными предприятиями «Госстройэкспертиза» по областям и г.Минску на платной основе.
Срок проведения государственной экспертизы - не более 1 месяца (для физических лиц - 15 дней).
Не является обязательной государственная экспертиза проектной документации согласно приложению 1 к Положению № 1476.
Дополнительно могут потребоваться государственные экспертизы условий труда, энергетической эффективности, государственная экологическая экспертиза, а также согласование с государственным санитарным надзором.
Утверждению заказчиками (застройщиками) либо (при финансировании за счет бюджетных средств) республиканскими органами государственного управления подлежат:
• архитектурный проект (при проектировании в две стадии), архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию);
• проектная документация очереди строительства, пускового комплекса;
• сметная стоимость каждого пускового комплекса, каждой очереди строительства (при выделении в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов), а также объекта в целом;
• проектная документация в качестве типового проекта (п.42 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением № 1476).
Утвержденная проектная документация служит основанием для финансирования строительства, а также для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.
По заданию заказчика, застройщика в проектной документации на объект строительства, прошедшей государственные экспертизы и утвержденной в установленном порядке, разработчиком проектной документации могут выделяться пусковые комплексы. В этом случае государственные экспертизы проектной документации на каждый пусковой комплекс не проводятся.
![]() |
Обратите внимание! В настоящее время выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта), как правило, не допускается (подп.1.9 п.1 Указа № 26). |
На производство строительно-монтажных работ должно быть получено разрешение органов государственного строительного надзора, которое выдается на бесплатной основе заказчику, застройщику на весь проектный срок строительства объекта в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11 (далее - Инструкция № 11).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений. |
Условием выдачи разрешения является прохождение проектно-сметной документацией государственной экспертизы и ее утверждение.
При переходе права собственности на объект строительства разрешение на производство строительно-монтажных работ подлежит перерегистрации (п.15 Инструкции № 11).
В процессе строительства заказчик, застройщик письменно информируют органы государственного строительного надзора в месячный срок об изменении условий, при которых производилась выдача разрешения:
• передача функций подрядчика другой строительной организации; существенные изменения проектных решений, в том числе выделение этапов (пусковых комплексов) работ;
• приостановление или консервация объекта строительства (п.13 Инструкции № 11).
![]() |
Справочно Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387. |
Законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.
Основными нормативными актами, регулирующими вопросы проведения закупок в строительной сфере, в настоящее время являются Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) и Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
По сравнению с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О закупках товаров (работ, услуг)» Указ № 591 содержит гораздо меньше требований к процедурам торгов (в том числе не предусматривает различные процедуры закупок): закупки работ, услуг, а также товаров при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров.
При этом проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
1) средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных (выданных) под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин и более;
2) иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 базовых величин и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591).
В этих случаях необходимо также проведение торгов на:
а) разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
б) выполнение проектных и изыскательских работ;
в) оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 базовых величин и более;
г) закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более;
д) выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более (часть первая подп.1.5 п.1 Указа № 591).
Проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, установленных в подп.1.6 п.1 Указа № 591.
Кроме того, требования Указа № 591 не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, когда заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур.
Согласно подп.1.10 п.1 Указа № 26 при двухстадийном проектировании объектов строительства основанием для проведения в установленном порядке закупок товаров, работ, услуг при строительстве такого объекта по решению заказчика, застройщика может являться архитектурный проект.
Условия договора строительного подряда формируются:
а) при проведении подрядных торгов - в соответствии с условиями и результатами подрядных торгов;
б) при отсутствии оснований для проведения подрядных торгов - по соглашению сторон (п.6 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).
![]() |
Справочно Подборка «Процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов» поможет найти ответы на интересующие вопросы по указанной теме. |
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
24.04.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук