


Материал помещен в архив
УСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
Деятельность в сфере игорного бизнеса, безусловно, является социально опасной, потому что связана с таким негативным проявлением, как игровая зависимость.
Позиция государства в отношении развития в Республике Беларусь игорного бизнеса является максимально четкой и ясной и заключается в обеспечении соответствия деятельности в сфере игорного бизнеса уровню мирового опыта, внедрении современных технологий как в игорный бизнес, так и в средства контроля за ним, защите населения Республики Беларусь от негативных, в том числе финансовых, последствий, вызванных участием в азартных играх.
Направления совершенствования государственного регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса определены Концепцией развития игорного бизнеса в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2011 г. № 31 (далее - Концепция). Главной целью реализации Концепции является создание системы эффективного государственного регулирования сферы игорного бизнеса, обеспечивающей защиту населения Республики Беларусь от негативных проявлений игорного бизнеса с одновременным усилением государственного контроля за оборотами денежных средств в этой сфере. Основу государственного контроля игорного бизнеса составляет специальная компьютерная кассовая система (далее - СККС), обеспечивающая контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
Для достижения поставленной Концепцией цели в 2013 г. завершена работа по построению СККС, которая с 1 декабря 2013 г. введена в эксплуатацию.
При создании СККС были применены достижения современных компьютерных технологий, приобретены и разработаны базовые и прикладные программные средства, созданы и запущены в работу программно-аппаратные комплексы, организована и построена защищенная телекоммуникационная сеть, создана необходимая инженерная инфраструктура, реализована система, обеспечивающая информационную безопасность.
Специальная компьютерная кассовая система обеспечивает непрерывную и сплошную фиксацию в режиме реального времени информации о работе игорных заведений, включая сведения о выплате (передаче, перечислении) выигрышей (возврате несыгравших ставок) участникам азартных игр, об исчисленной и удержанной сумме подоходного налога с физических лиц с доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр; о составлении и передаче организаторами азартных игр специального формуляра в виде электронного документа в орган финансового мониторинга, иной информации, предусмотренной техническим заданием на разработку программного обеспечения СККС. Кроме того, СККС обеспечивает передачу, прием, регистрацию, обработку, учет, накопление и хранение вышеперечисленной информации, ее целостность и сохранность при передаче, приеме, регистрации, обработке, учете, накоплении и хранении; делает возможным ведение перечня физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, доведение его до сведения организаторов азартных игр и предоставление доступа к нему.
Созданная СККС позволяет осуществлять постоянный контроль со стороны государства за деятельностью в сфере игорного бизнеса, в том числе за:
• работой игровых автоматов в игорных заведениях;
• оборотом денежных средств (электронных денег) в игорных заведениях, в том числе денежных средств (электронных денег), полученных участниками азартных игр от организаторов азартных игр с использованием СККС;
• размером принятых ставок и выплаченных выигрышей в кассах игорных заведений и, как следствие, доходов в виде выигрышей игроков и доходов организаторов азартных игр;
• размером сумм исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц в отношении выплаченных физическим лицам доходов (в том числе зачисленных в электронный кошелек электронных денег) в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок);
• обеспечением организатором азартных игр выплаты выигрыша (возврата несыгравших ставок) в соответствии с правилами организации и проведения азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения - в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (несыгравших ставок);
• соблюдением требований по обеспечению проверки документов посетителя, удостоверяющих его личность и, как следствие, соблюдением запрета по допуску в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, а также лиц, не достигших 18-летнего возраста;
• соблюдением игорными заведениями законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Сведения, содержащиеся в информационном ресурсе, формируемом СККС, в соответствии с нормами статьи 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» относятся к информации ограниченного распространения, в отношении этих сведений должен обеспечиваться режим сохранности и конфиденциальности. Кроме того, указанная информация также относится к информации, составляющей налоговую тайну. В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Республики Беларусь сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, определяемый Положением о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2004 г. № 1149.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. согласно пункту 3 статьи 29 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З, сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, определяемый Советом Министров Республики Беларусь. |
Порядок функционирования СККС определен Положением о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, и мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 1762.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2023 г. следует руководствоваться Положением № 1762 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 10.05.2023 № 301. |
Техническое обслуживание и ремонт оборудования СККС осуществляется ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу», деятельность которого обеспечивает круглосуточное функционирование СККС и предоставление с применением СККС в режиме реального времени уполномоченным государственным органам полной и достоверной информации о работе игорных заведений, в том числе об обороте денежных средств (электронных денег) и выплате (передаче, перечислении) выигрышей (возврате несыгравших ставок) участникам азартных игр.
Основным документом, регулирующим порядок осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса в Республике Беларусь, является Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 (с учетом изменений и дополнений; далее - Положение № 9).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2019 г. следует руководствоваться Положением № 9 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305. Комментарий см. здесь. |
В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 11 Положения № 9 запрещается ввод в эксплуатацию (использование) с 1 декабря 2013 г. игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализатора без их подключения к СККС, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
В свою очередь, пунктом 3 Положения № 9 определено, что положения о порядке осуществления разрешенных на территории Республики Беларусь видов деятельности в сфере игорного бизнеса утверждаются Советом Министров Республики Беларусь с учетом требований законодательных актов. Во исполнение указанной нормы постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 211 утверждены Положение о порядке содержания казино, Положение о порядке содержания зала игровых автоматов, Положение о порядке содержания тотализатора и Положение о порядке содержания букмекерской конторы, которыми установлены основные требования, предъявляемые к осуществлению разрешенных на территории Республики Беларусь видов деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе определен порядок приема ставок и выплаты выигрыша (перевода, перечисления) выигрышей (возврата несыгравших ставок).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию казино, Положением о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию зала игровых автоматов, Положением о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию тотализатора и Положением о порядке осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию букмекерской конторы, утвержденными постановлением № 211 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2019 № 139. Комментарий см. здесь. |
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей организатор азартных игр несет ответственность в соответствии с законодательными актами. В частности, использование игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализаторов без их подключения к СККС влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 100 базовых величин с конфискацией игрового оборудования, денежных средств, являвшихся ставкой в азартной игре или эквивалентом которых являлись ставки, или без конфискации (ч.5 ст.12.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса установлена в ст.13.6 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
Ввод в эксплуатацию игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализаторов без их подключения к СККС влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 50 базовых величин (ч.6 ст.12.11 КоАП).
Невыплата выигрыша (невозврат несыгравших ставок) в срок, установленный правилами организации и проведения азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения - в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (несыгравших ставок) - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (ч.9 ст.12.11 КоАП).
Допуск в игорное заведение лиц, не достигших 18-летнего возраста, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (ч.7 ст.12.11 КоАП).
Допуск в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ч.10 ст.12.11 КоАП).
Неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение установленного порядка представления специального формуляра в орган финансового мониторинга посредством СККС влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (ст.23.20 КоАП).
Привлечение виновных лиц к административной ответственности не освобождает организаторов азартных игр при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством о лицензировании.
05.01.2018
И.В.Герасимчик, заместитель начальника управления игорного бизнеса главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь