Комментарий от 22.08.2017
Автор: Саванович Н.

Уточнены правила проведения прямых и горячих телефонных линий. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2017 № 555


СОДЕРЖАНИЕ

 

Оставление обращений без рассмотрения по существу

Уточнен порядок регистрации обращений

Превышения месячного срока рассмотрения обращений

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии УТОЧНЕНЫ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЯМЫХ И ГОРЯЧИХ ТЕЛЕФОННЫХ ЛИНИЙ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2017 № 555

Законодательство Беларуси предоставляет гражданам и юридическим лицам возможность использовать разнообразные способы обращений в государственные органы и иные организации. К наиболее распространенным можно отнести:

1) личный прием;

2) традиционные письменные обращения;

3) замечания и предложения, вносимые в книгу замечания и предложений;

4) электронные обращения;

5) обращения на прямые телефонные линии;

6) обращения на горячие телефонные линии.

Первые четыре способа регламентируются Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон об обращениях). Что касается последних двух, то они регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2012 № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - постановление № 667). Указанное постановление распространяется на все организации независимо от формы собственности, а также частоты звонков на такие линии.

В отличие от Закона об обращениях порядок рассмотрения обращений, поступивших в ходе прямой или горячей телефонной линии, регламентирован лишь самым общим образом. Как следствие, на практике нередко возникают проблемы, связанные с регистрацией и рассмотрением поступающих обращений (возможность прекращения прямых и горячих телефонных линий, оставления обращений без рассмотрения по существу и др.). И если при проведении горячей телефонной линии вопросы приема и учета поступающих обращений могут быть регламентированы самой организацией, то в отношении прямой телефонной линии такой возможности нет.

При этом, поскольку на проведение рассматриваемых телефонных линий действие Закона об обращениях не распространяется, правоприменители не могут использовать соответствующие нормы данного Закона. В этой связи постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2017 № 555 внесены изменения и дополнения в постановление № 667, которые вступили в силу с 30 июля 2017 г.

Данные изменения преимущественно связаны с заимствованием отдельных положений Закона об обращениях. В результате процедуры рассмотрения устных обращений, подаваемых в ходе личного приема, и обращений, поступающих на прямые телефонные линии, стали схожими.

Оставление обращений без рассмотрения по существу

Постановлением № 667 предусматривается возможность оставления обращений, принятых в ходе прямой телефонной линии, без рассмотрения по существу.

1. Основаниями для принятия такого решения являются следующие обстоятельства:

- обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

- обращения содержат вопросы, на которые ранее организацией был дан ответ (прекращена переписка по изложенным в обращениях вопросам), и в них не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращений по существу;

- отсутствие в обращениях персональных данных граждан, за исключением содержащихся в обращениях.

При оставлении таких обращений без рассмотрения по существу гражданин и юридическое лицо уведомляются об этом письменно в течение 5 рабочих дней с даты регистрации обращений в организации (подп.1.91 п.1 постановления № 667).

2. Прием обращений в ходе горячей линии или прямой телефонной линии может быть прекращен, если гражданин или представитель юридического лица допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений (часть вторая подп.1.5 п.1 постановления № 667).

Применительно к устным обращениям в Законе об обращениях данное обстоятельство выступает в качестве основания для оставления устного обращения без рассмотрения по существу.

3. Постановлением № 667 регламентируются ситуации, когда лицо при обращении на прямую телефонную линию отказывается сообщить о себе идентификационные сведения. В такой ситуации лицу сообщается, что обращение анонимное, и ответ на такое обращение не дается, за исключением случаев, когда оно содержит сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (часть вторая подп.1.6 п.1 постановления № 667).

В Законе об обращениях отказ лица, обратившегося на личный прием, предъявить документы, удостоверяющие его личность, влечет оставление такого обращения без рассмотрения по существу.

Уточнен порядок регистрации обращений

Если ранее не подлежали регистрации обращения, поступившие в ходе прямой телефонной линии, не относящиеся к компетенции организации, то в соответствии с внесенными дополнениями такой же порядок будет применяться и к обращениям, поступившим в ходе прямой телефонной линии, на вопросы в которых организацией уже были даны ответы (направлены уведомления), в том числе в рамках личного приема. При этом гражданину и представителю юридического лица разъясняется, что такое обращение уже было рассмотрено ранее (подп.1.8 п.1 постановления № 667).

Дополнительно закрепляется порядок регистрации обращений, поступивших в нерабочий день. В этом случае обращение регистрируется не позднее чем в первый следующий за ним рабочий день. Это касается случаев проведения прямой телефонной линии по субботам (часть вторая подп.1.7 п.1 постановления № 667).

Превышения месячного срока рассмотрения обращений

В постановлении № 667 закреплена норма Закона об обращениях о возможности в отдельных случаях решать вопросы, поднимаемые в обращении, в срок, превышающий месячный.

В случае если для решения вопросов, изложенных в обращениях, поступивших в ходе прямой телефонной линии, необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, то гражданину и юридическому лицу в срок не позднее одного месяца со дня регистрации обращений в организации направляются письменные уведомления о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу (часть третья подп.1.9 п.1 постановления № 667).

 

22.08.2017

 

Николай Саванович, кандидат юридических наук, заместитель начальника управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь