Комментарий от 15.06.2017
Автор: Овсейко С.

Уточнены правила ведения исполнительного производства. Комментарий к Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные новации Закона «Об исполнительном производстве»

Основные новации Инструкции по исполнительному производству

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии УТОЧНЕНЫ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Комментарий к Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67

С 16 мая 2017 г. вступила в силу новая Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее - Инструкция № 67). Ее принятие связано с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 439-З) и Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» (далее - Закон № 440-З). Одновременно признана утратившей силу прежняя Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 (далее - Инструкция № 40). Кроме того, в настоящее время утратившей силу следует считать также Инструкцию по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденную постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 (далее - Инструкция № 21), даже несмотря на формальное отсутствие акта отмены (примечание 1).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом № 439-З с изменениями, внесенными Законом от 06.01.2021 № 90-З. Комментарий см. здесь.

С 17 мая 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией № 67 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от  14.04.2022 № 67. Комментарий см. здесь.

Основные новации Закона «Об исполнительном производстве»

Отличия Инструкции № 67 от Инструкции № 40 и Инструкции № 21 вытекают напрямую из законов № 439-З и № 440-З. Среди многочисленных новшеств Закона № 439-З можно назвать:

1) введение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, которые принимаются судебным исполнителем или судом (ст.60):

а) временное ограничение права должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника - юридического лица на выезд из Республики Беларусь;

б) временное ограничение права должника-гражданина, в том числе ИП, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту;

в) временное ограничение должника-гражданина, в том числе ИП, в посещении игорных заведений и др. Не регламентировалась ранее процессуальными кодексами такая мера, как задержание, принудительная отбуксировка (эвакуация) и помещение на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника (ст.67);

2) унифицированный (между Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК)) перечень исполнительных документов. Но решение руководителя налогового органа о бесспорном взыскании суммы задолженности со счета плательщика (ст.56 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК) или его дебиторов (ст.58 НК) исполняется только через банки за счет денежных средств, а за счет иного имущества плательщика - лишь на основании судебного решения или исполнительной надписи нотариуса (п.1 ст.59 НК). По сути компетенция налоговых органов и судебных исполнителей параллельная и пересекается нечасто, поэтому распоряжения налоговых органов не названы в числе исполнительных документов в ст.10.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь.

 

3) продление с 6 месяцев до 3 лет срока для предъявления исполнительных документов;

4) изменения состава имущества, на которое может быть обращено взыскание. Так, новой является ст.73 «Обращение взыскания на денежные средства должника при исчислении задолженности в иностранной валюте»: взыскание обращается как на валютные, так и на рублевые счета (депозиты), с последующей покупкой (конверсией) и зачислением на счета органа принудительного исполнения. При обращении взыскания на зарплату должника определен обширный перечень доходов, к ней приравненных (ст.103). В случае отсутствия у должника иного имущества взыскание может быть обращено на паенакопления (например, в жилищно-строительном и других потребительских кооперативах) должника (ст.78), а также на товары, находящиеся под таможенным контролем (ст.75) (примечание 2);

5) взыскатель получил право самостоятельно без участия судебного исполнителя (то есть без возбуждения исполнительного производства) направить исполнительный документ по известному ему месту работы должника (часть третья ст.41);

6) претерпели изменения в сторону ужесточения предельные размеры удержаний из зарплаты (ст.107). Лимит 50 % остался, но он не распространяется:

а) на алименты на несовершеннолетних детей;

б) расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (примечание 3);

в) при возмещении осужденными ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

Но при этом за этим должником от подлежащих к выплате сумм должно быть сохранено: в случаях «а» и «б» - не менее 30 % заработной платы и приравненных к ней доходов; в случае «в» - 10 или 30 % (в зависимости от вида наказания). Лимит 20 % по всем другим взысканиям в Законе № 439-З используется теперь применительно к пенсии должника (ст.108);

7) приложение «Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам» заменило приложение 1 к ГПК и приложение 2 к ХПК. Поскольку новое приложение касается только граждан, возможно обращение взыскания на имущество юридических лиц (в части сельскохозяйственной техники, семян, продукции, выращенной в рамках заказа для государственных нужд, и т. п.) (примечание 4). На ИП распространяются льготы, установленные для граждан;

8) претерпел определенные изменения порядок реализации при обращении взыскания на предмет залога, что потребовало изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);

9) изменена очередность удовлетворения требований (ст.122) (примечание 5). Налоговые и прочие обязательные платежи подняты из третьей во вторую очередь, обеспеченные залогом требования - из четвертой в третью, отдельные виды кредитов - из пятой в третью, общее количество очередей сокращено с пяти до четырех. Впрочем, ввиду несовпадения отдельных формулировок это лишь приблизительное соответствие;

10) вводится обязанность информирования: должник по требованию судебного исполнителя обязан представить сведения об имеющемся у него имуществе, источниках получения доходов, а также другие сведения (ст.68). Кроме того, стороны исполнительного производства обязаны информировать судебного исполнителя об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения (ст.18);

11) другие изменения, например: исчисление сроков в рабочих днях, а не календарных (ст.29); уплата принудительного сбора (как правило, 10 % от взысканной суммы) авансом - после возбуждения исполнительного производства (ст.120), а не за фактически взысканные суммы и т. д.

Основные новации Инструкции по исполнительному производству

Непосредственно Инструкция № 67 включает 286 пунктов + 115 приложений (образцы документов); Инструкция № 40 - 252 пункта + 53 приложения; Инструкция № 21 - 188 пунктов + 54 приложения.

Органы, на которые возложено исполнение исполнительных документов

Исполнение исполнительных документов, как правило, возлагается на Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь  и территориальные органы (управления, отделы) принудительного исполнения.

Но определение суда о временном ограничении права должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя:

• на управление механическими транспортными средствами исполняется сотрудниками ГАИ по месту жительства должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя;

• на управление моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 кВт (5 лошадиных сил), исполняется сотрудниками государственного учреждения «Государственная инспекция по маломерным судам»;

• на охоту исполняется организациями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь (п.54 Инструкции № 67).

Административная ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве

Параллельно с принятием Закона № 439-З и Закона № 440-З внесены изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), предусматривающие административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве. В случае нарушения должником обязанности информирования (непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации об имеющемся у него имуществе, о месте нахождения его имущества, об изменении места работы или места жительства (места пребывания), о дополнительных доходах) он может быть привлечен к ответственности по части первой ст.24.10 КоАП, предусматривающей штраф до 50 БВ или административный арест (для физического лица), а для юридического лица - штраф до 1 000 БВ. Причем штраф не освобождает от обязанности предоставить такую информацию (часть третья п.62 Инструкции № 67).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. уклонение должника от выплаты подлежащих взысканию с него денежных средств, выразившееся в непредставлении информации или в представлении заведомо недостоверной информации об имеющемся у него имуществе, о месте нахождения его имущества, об изменении места работы или места жительства (места пребывания), о дополнительных доходах, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - наложение штрафа в размере до 1 000 БВ (часть 1 ст.25.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021)). Комментарий см. здесь.

Перечень исполнительных документов

Перечень исполнительных документов определяется п.31 Инструкции № 67 путем отсылки к ст.10 Закона № 439-З. По сравнению с Инструкцией № 40 и Инструкцией № 21 он изменен незначительно: из него исключены брачные договоры, соглашения о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. Впрочем, новый перечень является открытым (дополнения могут вноситься законодательными актами, то есть НПА Президента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь). На сегодня Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1032) в числе документов, исполняемых по правилам исполнительного производства, называет только соглашение об уплате алиментов. Однако согласно части третьей ст.460 ГПК исполнительный лист может быть выдан на основании брачных договоров, соглашений о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей и других актов, если это предусмотрено законодательством. Другими словами, такие договоры по-прежнему могут быть принудительно исполнены через другие исполнительные документы. Копия исполнительного документа к исполнению не принимается, за исключением специально определенных случаев (в частности, принудительной уплаты административного штрафа по ст.15.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. в ч.3 ст.460 ГПК Законом от 18.12.2019 № 277-З слова «брачных договоров» заменены словами «медиативных соглашений, брачных договоров, соглашений о детях, соглашений о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов».

С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

Взыскание денежных средств со счетов, вкладов должника в банке

Взыскание денежных средств со счетов, вкладов должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации производится в бесспорном порядке с зачислением их на счет органа принудительного исполнения. При этом списание денежных средств в бесспорном порядке допускается со счетов должника, предназначенных для учета денежных средств, которыми плательщик вправе распоряжаться, в случае, если такое списание не противоречит режиму счета (примечание 6). Для установления информации о счетах и вкладах должника судебный исполнитель направляет в банки запросы. В качестве обеспечительной меры может использоваться арест денежных средств или полное (частичное) приостановление операций по счету. Для списания денежных средств судебный исполнитель предъявляет платежное требование без акцепта (расчетный документ) вместе с постановлением об обращении взыскания (исполнительный документ) в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Более подробно эти вопросы урегулированы банковским законодательством, в частности Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2022 г. Инструкция № 66 изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка от  12.09.2022 № 339.

 

Постановление судебного исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника является исполнительным документом (п.64 Инструкции № 67).

Налоговые органы не обращаются к судебному исполнителю для бесспорного списания денежных средств: соответствующие их решения исполняются напрямую как в сумме налогового обязательства и пени, так и в части административной ответственности в виде штрафа (ст.13.6 КоАП и др.). Банковское законодательство (п.2 названной Инструкции о банковском переводе) понимает термин «исполнительные документы» несколько иначе, чем Закон № 439-З, включая в него и «решения (распоряжения) уполномоченных государственных органов (должностных лиц)».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), платежа, взимаемого таможенными органами, предусмотрена в ст.14.4 КоАП-2021. Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Форма распоряжения о взыскании налога, сбора (пошлины), пени установлена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 97 (приложение 8). Аналогичный порядок предусмотрен ст.119 Закона о таможенном регулировании). Постановление о наложении административного взыскания (примечание 7) является полноценным исполнительным документом (ст.13.1 ПИКоАП) в смысле ст.10 Закона № 439-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2021 г. следует руководствоваться вышеприведенной формой согласно приложению 8 к постановлению № 97 в редакции постановления МНС от 21.05.2021 № 22.

С 25 июля 2022 г. следует руководствоваться ст.61 Закона о таможенном регулировании в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З.

 

В соответствии с Инструкцией № 67 при использовании банковских платежных карточек и систем дистанционного банковского обслуживания момент дебетовой авторизации делает денежные средства на карт-счете «недоступными» для списания или ареста (если согласно законодательству дебетовая авторизация не проводится - операций, совершенных до поступления в банк запроса или постановления судебного исполнителя) (примечание 8).

Взыскание задолженности по исполнительному документу может быть обращено на электронные деньги должника, которое производится путем их погашения банком, а не перечислением в электронный кошелек органа принудительного исполнения и т. п. (п.71 Инструкции № 67). Раньше такая возможность была предусмотрена банковским (п.22 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201) и налоговым законодательством (подп.5.6 п.5 ст.55, ст.56 и др. НК) только применительно к налоговым и иным обязательным платежам в бюджет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 ноября 2020 г. следует руководствоваться п.22 Правил № 201 с учетом изменений, внесенных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.10.2020 № 328, которые не повлияли на суть материала.

Обращение взыскания на дебиторскую задолженность и иное имущество должника, находящееся у третьих лиц

Как и в ст.77 Закона № 439-З, в главе 13 Инструкция № 67 предусмотрела возможность обращения взыскания на дебиторскую задолженность и иное имущество должника, находящееся у третьих лиц. Судебный исполнитель направляет таким лицам предписание с требованием приостановить расчеты и в трехдневный срок сообщить о наличии задолженности для перечисления на счет органа принудительного исполнения. Непредоставление сведений может повлечь приостановление операций по счетам такого третьего лица (п.76 Инструкции № 67), а также привлечение его к административной ответственности по ст.24.9 «Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве» КоАП (санкция - штраф до 30 БВ или административный арест).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. невыполнение лицом, не являющимся должником, требований судебного исполнителя об обращении взыскания на имущество или денежные средства должника, находящиеся у других лиц, или о представлении сведений, необходимых для исполнения исполнительного документа, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, или общественные работы, или административный арест (часть 1 ст.25.8 КоАП-2021). Комментарии см. здесь.

Обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы

Обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы (перечислены в ст.103 Закона № 439-З) осуществляется, как правило, одновременно с проверкой имущественного положения должника, за исключением случаев:

• если задолженность по исполнительному документу меньше или равна 10 БВ;

• взыскания периодических платежей при отсутствии задолженности;

• наличия заявления взыскателя (п.81 Инструкции № 67).

Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности

Обращение взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве общей собственности, производится только в случае отсутствия или недостаточности у должника иного имущества для исполнения требований (п.196 Инструкции № 67). Для долевой собственности аналогичный порядок предусмотрен ст.258 ГК. Доля в уставном фонде ООО (ОДО) реализуется с торгов (электронных торгов) в общем порядке (п.203 Инструкции № 67).

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится, как и ранее, со всех видов заработка и (или) иного дохода, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. постановлением Совмина от 24.06.2020 № 368 изменено название постановления № 1092: «О видах заработка и (или) иного дохода родителей, подлежащих учету при определении размера алиментов».

 

Для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 % на одного ребенка, 75 % - на двоих детей, 100 % - на троих и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (примечание 9) (п.205 Инструкции № 67).

При наличии вины должника в образовании задолженности на основании выданного судом исполнительного документа он уплачивает взыскателю неустойку в размере 0,3 % за каждый день просрочки.  Не считается задолженностью недоплата по алиментам, если она образовалась в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам. В таких случаях удержание алиментов производится в следующих размерах: на одного ребенка - 25 %, на двух детей - 33 %, на трех и более детей - 50 % фактического заработка (пп.210, 211 Инструкции № 67).

Контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы должника

Судебные исполнители получили право осуществлять систематический контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы путем возложения на нанимателя обязанности не реже одного раза в квартал предоставлять судебному исполнителю информацию о произведенных удержаниях и сроках перечисления денежных средств. Судебный исполнитель не реже одного раза в полугодие анализирует получаемую информацию о произведенных удержаниях и при необходимости инициирует проведение проверки правильности и своевременности удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов с составлением акта проверки бухгалтерии (п.90 Инструкции № 67). Неустранение выявленных в нем нарушений влечет административную ответственность должностного лица в виде штрафа до 10 БВ (часть 3 ст.24.9 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться частью 3 ст.25.8 КоАП-2021. Ответственность предусматривает наложение штрафа в размере до 10 БВ. Комментарий см. здесь.

Арест и реализация имущества должника

При наложении ареста на недвижимое имущество судебный исполнитель обязан проверить, не находится ли оно в залоге, установить наличие иных вещных прав и обременений на него через единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (п.98 Инструкции № 67). В целях своевременного и полного исполнения исполнительного документа он направляет предписания о государственной регистрации:

• запрета совершения регистрационных действий (в агентство по регистрации недвижимости и земельному кадастру);

• запрета на регистрацию иных лиц в помещение, на которое наложен арест (в подразделение органов внутренних дел или иную организацию, регистрирующую граждан).

Как и ранее согласно Инструкции № 40 и Инструкции № 21, необходимо уведомить о наложении ареста залогодержателя.

Процедура реализации имущества напрямую регламентирована Законом № 439-З и предусматривает реализацию имущества судебным исполнителем с торгов (электронных торгов) (если стоимость более 1 000 БВ) либо специализированной организацией. Судебный исполнитель может разрешить самостоятельную реализацию арестованного имущества должником. Инструкция № 67 лишь уточняет и детализирует данный порядок. В частности, реализация арестованного имущества проводится, как правило, по истечении 10 дней со дня извещения сторон об аресте имущества или об оценке его стоимости либо по истечении срока на самостоятельную реализацию имущества (п.112 Инструкции № 67). Размер вознаграждения субъекту торговли, специализированной организации устанавливается в соответствии с гражданско-правовым договором не более 10 % стоимости реализованного имущества. Более подробно процедура (электронных) торгов регламентирована пп.118-135 Инструкции № 67. В частности, определено, что судебный исполнитель обязан обеспечить через печатные средства массовой информации публикацию объявления о предстоящих торгах не позднее 10 дней до дня их проведения с возможным дублированием на сайтах Министерства юстиции Республики Беларусь и его главных управлений.

 

справочно

Справочно

Перечень печатных средств массовой информации, не менее чем в одном из которых подлежат обязательному опубликованию извещения о проведении аукционов (конкурсов), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2009 № 934 и включает газеты «Советская Белоруссия», «Рэспублiка», «Звязда», «Народная газета», «Белорусская нива», информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 апреля 2020 г. в перечне печатных средств массовой информации, не менее чем в одном из которых подлежат обязательному опубликованию извещения о проведении аукциона (конкурса) либо информация об объявленном аукционе (конкурсе) и предмете аукциона (конкурса), утвержденном постановлением № 934, слова «Белорусская нива» заменены на «Сельская газета» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2020 № 193.

 

Арестованное имущество может быть оставлено за взыскателем в случаях, предусмотренных Законом № 439-З (ст.94).

Инструкция № 67 также лишь детализирует эти нормы (пп.161-168 Инструкции № 67).

Ранее п.121 Инструкции № 21 предусматривал, что требования залогодержателя удовлетворяются из стоимости заложенного имущества в первоочередном порядке после удержания расходов по исполнению и 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя. Теперь же п.191 Инструкция № 67 отсылает к общей очередности удовлетворения требований взыскателя (ст.122 Закона № 439-З), которая ставит их в третью очередь (в том числе после бюджета). Как и ранее, многое зависит от того, кто из кредиторов предъявил, а кто не предъявил требования, принудительно исполняемые в рамках данного исполнительного производства.

Распределение взысканных сумм и принудительный сбор

Порядок распределения взысканных сумм установлен в пп.183-188 Инструкции № 67, принудительного сбора - пп.180-182. В частности, Инструкция № 67 (п.180) вслед за Законом № 439-З (ст.120) уточняет, что по требованиям неимущественного характера (то есть при отсутствии денежной базы для оценки) он взимается по каждому исполнительному документу:

• с должника-гражданина (в том числе ИП) - 5 БВ;

• юридического лица - 10 БВ.

Распределение взысканных сумм между взыскателями осуществляется в течение 10 дней с даты поступления подтверждающих документов (сведений).

 

Примечание 1. Статья 6 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон о НПА) не признает ликвидацию государственного органа (в данном случае Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) автоматическим основанием для признания утратившими силу его нормативных правовых актов. Но объединение систем судов в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», создание единой системы органов принудительного исполнения судебных решений с наделением Министерства юстиции Республики Беларусь правом принимать в пределах своей компетенции НПА, относящиеся к сфере деятельности органов принудительного исполнения (п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов») делает невозможным применение Инструкции № 21.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. взамен Закона о НПА действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее - Закон - № 130-З). Норма ст.6 Закона о НПА перенесена в ст.9 Закона № 130-З. Комментарий см. здесь.

 

Примечание 2. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон о таможенном регулировании) предусматривает, что обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, допускается только в случае, если за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные платежи, пени и (или) проценты, в том числе, если указанные таможенные платежи, пени и (или) проценты не уплачены в отношении этих товаров (п.1 ст.118). Коллизию со ст.75 Закона № 439-З, по мнению автора, следует разрешить в пользу последнего по времени принятия (ст.71 Закона о НПА).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. норма ст.71 Закона о НПА перенесена в ст.70 Закона № 130-З.

 

Примечание 3. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Примечание 4. При взыскании налогов на основании решения суда или исполнительной надписи взыскание на имущество обращается в последовательности, определенной пп.4, 5 ст.59 НК.

Примечание 5. В белорусском законодательстве традиционно существует несколько очередностей удовлетворения требований кредиторов, предусмотренных:

1) Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, - для очередности платежей с расчетных счетов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке осуществления безналичных расчетов со счетов (из электронных кошельков) на территории Республики Беларусь, утв. Указом от 02.12.2021 № 462. Комментарий см. здесь;

 

2) ранее ГПК, а теперь Законом № 439-З - на основании решения суда, когда имеется исполнительный документ;

3) Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (ст.141) - в рамках конкурсного (ликвидационного) производства;

4) Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (п.11), и ст.60 ГК - в случае ликвидации по иным основаниям. Кроме того, своя очередность у банков и т. п.

Примечание 6.  Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» предусматривает, что для целей предоставления господдержки в виде субсидий в банках могут открываться специальные счета, причем независимо от наличия у них решения (постановления) о приостановлении операций по счетам организаций. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на такие счета не осуществляется, арест не налагается, приостановление операций по данным специальным счетам не производится.

Согласно п.2 ст.56 НК взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации, благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, едином казначейском счете, а также на счетах по учету средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов и т. п.

Примечание 7. Такие постановления помимо налоговых могут выносить еще 28 государственных органов, перечисленных в ст.3.1 ПИКоАП.

Примечание 8. Дебетовая авторизация - разрешение банка-эмитента и (или) владельца платежной системы на совершение операции при использовании карточки, сопровождающееся уменьшением доступных клиенту денежных средств на счете клиента (увеличением размера задолженности клиента на счете по учету кредитов) на запрашиваемую сумму в момент получения банком-эквайером разрешения на проведение операции при использовании карточки. В результате проведения дебетовой авторизации возникает обязательство банка-эмитента перед банком-эквайером по переводу денежных средств в пользу организации торговли (сервиса), банка-эквайера или физического лица - получателя перевода (п.2 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34). Списание средств с карт-счета может запаздывать по сравнению с моментом авторизации. Согласно названной Инструкции авторизация не проводится в случаях, предусмотренных правилами платежной системы (как правило, речь идет о незначительных суммах).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 ноября 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией об осуществлении операций с банковскими платежными карточками и платежными инструментами, обеспечивающими их использование, утв. постановлением Правления Нацбанка от 06.10.2022 № 378.

 

Примечание 9. Бюджет прожиточного минимума (неофициально называемый чертой бедности) - стоимостная величина прожиточного минимума, состоящего из минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»). Определяется нормативным методом и с 1 мая 2017 г. составляет на душу населения 183,82 руб.

 

15.06.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук