Пособие от 15.07.2011
Автор: Жук А.

Уведомление кредиторов о реорганизации коммерческой организации: порядок и последствия его несоблюдения


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии УВЕДОМЛЕНИЕ КРЕДИТОРОВ О РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОРЯДОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ

В соответствии с п.1 ст.56 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) кредиторы реорганизуемого юридического лица должны быть письменно уведомлены о реорганизации. Эта обязанность возлагается на учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации (например, общего собрания при добровольной реорганизации или внешнего управляющего при принятии решения о реорганизации судом).

Из данной нормы следует, что уведомление должно быть направлено каждому кредитору. Публикацию о реорганизации в печатном издании нельзя признать письменным уведомлением кредитора, поскольку она не носит индивидуального характера.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (п.2 ст.56 ГК).

Аналогичные нормы содержатся и в ст.23 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах).

Закон о хозяйственных обществах уточняет, что уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации, а при реорганизации в форме слияния или присоединения - с даты принятия такого решения последним из юридических лиц, участвующих в слиянии или присоединении.

Законодательство не устанавливает объем и содержание информации, которая должна включаться в уведомлении кредиторов. Однако представляется, что в уведомлении должны быть указаны наименование реорганизуемого юридического лица, дата и вид документа, которым принято решение о реорганизации, форма реорганизации, срок предъявления требований, адрес, по которому могут обратиться кредиторы для предъявления своих требований, а также иные данные, позволяющие кредитору принять решение, касающееся продолжения или прекращения отношений с реорганизуемым субъектом хозяйствования.

Законодательство также не предусматривает последствий неуведомления кредиторов о реорганизации либо просрочки такого уведомления.

Можно предположить, что кредитор, который был уведомлен о реорганизации с просрочкой либо самостоятельно узнал о реорганизации, вправе предъявить любому из вновь возникших в процессе реорганизации лиц требование о досрочном прекращении соответствующего обязательства или его досрочном исполнении и взыскании тех убытков, которые у него в связи с этим возникли. Для определения срока предъявления таких требований можно применить по аналогии норму части четвертой ст.23 Закона о хозяйственных обществах, согласно которой требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации. Если кредитор узнал о реорганизации самостоятельно, то 30-дневный срок начинает течь с момента получения кредитором информации о реорганизации.

Кроме того, кредитор вправе потребовать возмещения убытков, которые возникли у него в связи с неуведомлением (просрочкой уведомления) о реорганизации субъекта хозяйствования.

Также кредитор может подать иск о признании недействительной сделки по передаче имущества в ходе реорганизации, когда имелось злоупотребление правом, выразившееся в непропорциональном распределении имущества при реорганизации, и потребовать возмещения убытков (ст.9 ГК).

Помимо перечисленных мер защиты нарушенного права у неуведомленного (несвоевременно уведомленного) кредитора, также имеется возможность признать реорганизацию недействительной и, соответственно, оспорить ее последствия. Однако при этом возникает ряд вопросов.

С одной стороны, можно утверждать, что реорганизация представляет собой сделку, т.е. действие юридического лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В таком случае несоблюдение требования об уведомлении кредиторов о реорганизации юридического лица свидетельствует о нарушении установленной законодательством процедуры образования нового юридического лица и является основанием для признания реорганизации недействительной в соответствии со ст.169 ГК.

С другой стороны, реорганизация может не рассматриваться в качестве сделки, так как при нарушении порядка реорганизации п.3 ст.56 ГК предусматривает специальный способ защиты прав кредиторов (солидарная ответственность вновь возникших юридических лиц), но не предоставляет им права оспаривать решение о реорганизации.

Поскольку в законодательстве отсутствуют четкие юридические критерии для признания реорганизации недействительной, то решение этого вопроса целиком зависит от хозяйственного суда, исходя из фактических обстоятельств дела и степени тяжести последствий неуведомления (ненадлежащего уведомления) кредиторов.

   

15.07.2011 г.

 

Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права