Комментарий от 29.11.2019
Автор: Лимож Н.

Уведомление о производстве СМР - должна быть указана дата начала строительства по договору строительного подряда и нормативный срок строительства. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2019 № 758


 

Материал помещен в архив

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ СМР - ДОЛЖНА БЫТЬ УКАЗАНА ДАТА НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА И НОРМАТИВНЫЙ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2019 № 758

Недостатки уведомительного принципа начала производства строительных работ

Органы государственного строительного надзора осуществляют надзор за соблюдением установленного порядка строительства, в том числе в части сроков строительства объектов на этапе направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ.

Порядок направления указанных уведомлений определен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 (далее - Положение № 343).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. постановлением Совмина от 15.05.2025 № 266 внесены изменения в Положение № 343, в частности название изложено в следующей редакции: «Положение о порядке направления уведомлений о выполнении строительно-монтажных работ». Комментарии см. здесь.

 

Вместе с тем практика применения Положения № 343 показала, что в связи с изменениями законодательства, направленными в развитие норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7), у органов государственного строительного надзора стало недостаточно информации для обеспечения надзора за соблюдением установленного порядка строительства в части соблюдения нормативных сроков строительства при возведении объектов, в том числе многоквартирных жилых домов.

До вступления в силу Декрета № 7 действовал разрешительный принцип начала производства строительно-монтажных работ - субъекты хозяйствования должны были получать в органах государственного строительного надзора разрешение на производство строительно-монтажных работ.

Ранее датой начала строительства считалась дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ была административной процедурой, срок действия разрешения ограничивался проектной продолжительностью строительства объекта.

В случае превышения нормативной продолжительности строительства заказчик, застройщик обращался в орган государственного строительного надзора для внесения изменений и (или) дополнений в разрешение на производство строительно-монтажных работ, представляя документы, являющиеся основанием для внесения изменений и (или) дополнений.

Теперь датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда согласно Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами (часть первая п.4.3 ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий и сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428)).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 декабря 2023 г. введены в действие СП 1.03.11-2023 «Продолжительность строительства. Оптимальная продолжительность выполнения строительно-монтажных работ на объектах строительства. Порядок определения», утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.10.2023 № 105.

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться Правилами № 1450 в ред. постановления № 266. Комментарии см. здесь.

 

В процессе строительства зданий и сооружений следует дополнительно учитывать воздействие природно-климатических факторов на условия труда и технологию производства строительно-монтажных работ путем введения технологических перерывов в соответствии с требованиями соответствующих ТНПА (период воздействия природно-климатических факторов подтверждается соответствующими документами ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр»).

На время технологических перерывов увеличивается нормативная продолжительность строительства объекта, установленная утвержденной проектной документацией и условиями договора строительного подряда (п.4.23 ТКП 45-1.03-122-2015).

В ходе строительства объекта допускается принимать решения о приостановлении строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве, а при необходимости - о консервации объектов.

Дата приостановления строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами, приостанавливает течение нормативного срока строительства, определенного проектной документацией и условиями договора строительного подряда.

Дата возобновления строительства возобновляет течение нормативного срока строительства.

Нормативная продолжительность строительства объекта, определенная проектной документацией, продлевается на период приостановления строительства по основаниям, предусмотренным законодательством, либо на период консервации объекта незавершенного строительства, оформленной в установленном порядке.

Продолжительность завершения строительства расконсервированных объектов уточняется проектом организации строительства.

При остановке строительства по независящим от участников строительства причинам, вызванным обстоятельствами, подтвержденными решениями суда или уполномоченных органов, нормативная продолжительность строительства объекта увеличивается на весь период возникновения обстоятельств.

Нормативная продолжительность строительства, установленная ПОС, указывается в договоре строительного подряда, если условиями торгов не предусмотрено другое (пп.4.31-4.33 и 4.35 ТКП 45-1.03-122-2015).

С учетом уведомительного принципа начала производства работ, введенного Декретом № 7, органы государственного строительного надзора не имели оперативной информации о дате начала производства строительно-монтажных работ, изменениях нормативной продолжительности строительства в связи с внесением изменений в договоры строительного подряда, касающихся сроков начала и завершения строительства объектов, и, соответственно, не имели возможности принять оперативные меры для соблюдения нормативных сроков строительства при возведении объектов, в том числе многоквартирных жилых домов.

Распространенность сверхнормативного строительства жилых домов во многом обусловлена несоблюдением застройщиками непрерывности финансирования, отступлением от строительных норм и правил, отсутствием комплексного механизма контроля за сроками строительства и адекватных размеров ответственности за допущенные нарушения.

При этом установлены факты сокрытия объектов сверхнормативного строительства. Некоторые райисполкомы прибегают к манипулированию нормами права и принятию незаконных решений, касающихся увеличения сроков строительства жилых домов в два раза.

Кроме того, широкое использование местными исполнительными и распорядительными органами права на неоднократное продление сроков строительства объектов позволяет застройщикам избегать административной ответственности за нарушение нормативных сроков.

С 16.11.2019 дата начала строительства по договору строительного подряда и нормативный срок строительства должны быть в уведомлении

С целью устранения указанных выше нарушений принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2019 № 758 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2018 г. № 343» .

Изменения предусматривают включение в форму уведомления о производстве строительно-монтажных работ дополнительной информации (дата начала строительства по договору строительного подряда, нормативный срок строительства) (приложения 1 и 2 к Положению № 343 изложены в новой редакции).

Такое изменение обязывает заказчика информировать органы государственного строительного надзора о внесении изменений в договоры строительного подряда, касающиеся сроков начала и завершения строительства объекта.

Указанные изменения позволят органам государственного строительного надзора своевременно получать информацию о сроках строительства объектов на этапе направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, а также в процессе производства строительно-монтажных работ в случаях изменения условий, при которых направлялось уведомление, в частности в случае внесения изменений в договоры строительного подряда, касающихся сроков начала и завершения строительства объектов, принимать оперативные меры по устранению нарушений по указанным вопросам.

Незначительные дополнительные обязанности субъектов хозяйствования по представлению дополнительной информации в органы государственного строительного надзора будут способствовать обеспечению соблюдения установленного порядка строительства в части соблюдения нормативных сроков строительства объектов, в том числе многоквартирных жилых домов.

 

29.11.2019

 

Николай Лимож, юрист