Вопрос-ответ от 07.06.2013
Автор: Володина О.

Увеличивают ли субсидии из бюджета, полученные государственными организациями, оказываемыми жилищно-коммунальные услуги и услуги бань, налоговую базу по НДС?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация оказывает жилищно-коммунальные услуги и услуги бань и получает субсидии по элементу расходов:

• 1 30 01 01 - субсидирование жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению. Потребность в размере субсидий рассчитывается исходя из себестоимости реализованных жилищно-коммунальных услуг;

• 1 30 01 04 - субсидии на финансирование части затрат по услугам общих отделений бань.

В платежном поручении при поступлении средств на содержание жилищного фонда и производство теплоэнергии сложно определить, какие субсидии поступают на покрытие разницы в тарифах, на финансирование части затрат или на покрытие убытков.

В назначении платежа указано: «субсидии государственным организациям: часть расходов по жилищно-коммунальным услугам населению; на содержание бань: субсидии на финансирование части затрат по услугам общих отделений бань и душевых».

Увеличивают ли данные субсидии налоговую базу по НДС?

 

ОТВЕТ: Субсидии из бюджета налоговую базу по НДС не увеличивают.

Субсидией является бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов (подп.1.52 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на текущие цели на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов (подп.1.52 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ, в редакции Закона РБ от 30.12.2015 № 342-З).

 

Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию, а для отражения расходов по направлению средств бюджета на выполнение функций государства применяется функциональная классификация расходов (ст.13 и 15 данного кодекса).

Порядок применения бюджетной классификации Республики Беларусь устанавливает Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 (далее - постановление № 208).

В части обозначенных в условии выделяемых организации жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) бюджетных субсидий применяются следующие параграфы, установленные приложением 3 к постановлению № 208:

• 145 «финансирование части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в обслуживаемом организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь жилищном фонде»;

• 182 «Субсидии на финансирование части затрат по услугам общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2017 г. позиция 182 приложения 3 к постановлению № 208 исключена постановлением Минфина РБ от 10.08.2017 № 24.

 

Финансирование расходов организаций ЖКХ, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в обслуживаемом ими жилищном фонде, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке планирования финансирования на очередной финансовый (бюджетный) год расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за счет бюджетных ассигнований в части услуг, оказываемых населению по обслуживаемому организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищному фонду, а также контроля за использованием бюджетных ассигнований, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минжилкомхоза РБ, Минэкономики РБ от 31.03.2004 № 57/9/92.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке планирования и финансирования расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минжилкомхоза РБ, Минэкономики РБ от 27.10.2014 № 67/21/70.

 

Источниками возмещения затрат организаций ЖКХ являются бюджетные субсидии на возмещение части затрат по себестоимости (по техническому обслуживанию, коммунальным услугам, в т.ч. теплоснабжению), доходы от населения, доходы от аренды, перекладывание затрат на юридических лиц (перекрестное субсидирование) и др.

Принимаемый в законе о бюджете на очередной финансовый год уровень возмещения затрат по предоставляемым населению жилищно-коммунальным услугам за счет местных бюджетов определяет долю возмещения плановых затрат бюджетными субсидиями. То есть за счет бюджета планируется финансирование только части плановых затрат, принятых в расчете при формировании бюджета.

Учитывая изложенное, полученные организациями ЖКХ бюджетные субсидии по параграфам 145 и 182 функциональной классификации расходов бюджета финансируют часть затрат по соответствующим направлениям. В связи с этим на основании п.5 ст.97 Налогового кодекса РБ они признаются средствами, поступившими из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованными по целевому назначению, не связанными с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав. Следовательно, указанные средства не учитываются при определении налоговой базы налога на добавленную стоимость.

 

07.06.2013

 

Ольга Володина, экономист