Вопрос-ответ от 03.02.2020
Автор: Амельченя Ю.

В 2015 году по результатам процедуры закупки из одного источника заключен договор на хранение товара. В договоре предусмотрено условие о пролонгации его на каждый год, если стороны не пришли к решению о его расторжении. Будет ли нарушением тот факт, что начиная с 2016 года не проводилась процедура закупки из одного источника с заключением нового договора?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС

В 2015 году по результатам процедуры закупки из одного источника заключен договор на хранение товара. В договоре предусмотрено условие о пролонгации его на каждый год, если стороны не пришли к решению о его расторжении.

Будет ли нарушением тот факт, что начиная с 2016 года не проводилась процедура закупки из одного источника с заключением нового договора?

 

ОТВЕТ

Да.

Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», нормы которого действовали до 01.07.2019 (далее - Закон), и в новой его редакции, действующей с 01.07.2019 (далее - Закон в редакции от 17.07.2018), предусматривалось ежегодное планирование и проведение процедур государственных закупок на приобретение товаров (работ, услуг).

При этом из двух редакций Закона следует, что в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре (часть вторая п.1 ст.25 Закона, п.3 ст.24 Закона в редакции от 17.07.2018).

Тем самым больший, чем год, срок действия договора государственной закупки был возможен и в настоящее время допускается при соблюдении указанного условия. В противном случае ежегодно предполагается планирование государственных закупок, проведение процедур государственных закупок и заключение договора.

Соответственно, условие в договоре, заключенном по результатам процедур государственных закупок, о пролонгации его на каждый год, если стороны не пришли к решению о его расторжении, не допускается законодательством о государственных закупках. По существу такая пролонгация означает изменение срока исполнения обязательств, увеличение объема (количества) предмета государственной закупки до пределов годовой потребности, что очевидно превысит 10 % от объема. И в Законе (п.7 ст.25), и в Законе в редакции от 17.07.2018 (п.1 ст.25) изменение вышеуказанных условий допускается только по определенным основаниям (подп.1.8 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2020 г. перечень случаев, когда допускается изменение условий договора государственной закупки, дополнен следующими:

- изменение цены договора, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров согласно приложению 11 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя) (норма действует до 1 июля 2020 г.);

- изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп.1.8 п.1 постановления № 395 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2020 № 186).

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь см. здесь.

С 31 марта 2022 г. в подп.1.8 п.1 постановления № 395 внесены изменения постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188. Дополнены критерии изменения условий договора. Комментарий см. здесь.

 

03.02.2020

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор