


Материал помещен в архив
В 2016 ГОДУ СОКРАЩЕН ПЕРЕЧЕНЬ ЛЬГОТ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА
Вот уже несколько лет в различных государственных программах, принимаемых в области развития туризма, сферы услуг, непосредственно автомобильных дорог, отмечается необходимость развития сети придорожного сервиса. В связи с этим были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие льготные условия для создания и функционирования объектов такого сервиса.
Под объектами придорожного сервиса понимаются здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения) (ст.1 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июля 2019 г. следует руководствоваться абз.11 ст.1 Закона № 3434-XII в ред. Закона от 09.01.2019 № 167-З. |
По общему правилу размещение объектов придорожного сервиса осуществляется в соответствии с генеральными схемами развития придорожного сервиса, утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (на республиканских автомобильных дорогах) или областными исполнительными комитетами (на местных автомобильных дорогах) (п.4 Положения о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2008 № 1326, далее - Положение № 1326).
Такие схемы на республиканском уровне были утверждены постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
• от 10.10.2008 № 104 - генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2010 года;
• от 31.12.2010 № 106 - генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 апреля 2025 г. действуют фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2025 года, закупаемую для республиканских государственных нужд, согласно приложению к постановлению Минсельхозпрода от 25.03.2025 № 25. |
В 2015 году было запланировано разработать генеральную схему развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, предусматривающую возведение новых объектов придорожного сервиса в непосредственной близости к крупным населенным пунктам, расположенным вблизи автомобильных дорог. Предположительно, в программе будет учтен тот факт, что за последние 5 лет сеть объектов придорожного сервиса в основном уже сформирована, поэтому дальнейшее ее развитие будет осуществляться за счет реконструкции и расширения действующих объектов придорожного сервиса (части третья, четвертая главы 15 Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 № 1296, далее - Государственная программа).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года установлена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.03.2016 № 13. Данное постановление вступает в силу после его официального опубликования. С 27 сентября 2017 г. следует руководствоваться Государственной программой по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.09.2017 № 699. |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2015 № 862 была утверждена Программа развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, основной целью которой является создание разветвленной сети автозаправочных комплексов, отвечающих всем современным требованиям, предоставляющих широкий спектр услуг потребителям (магазины, кафе, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки). Другими словами, предполагается стимулирование создания «комплексных» объектов придорожного сервиса на базе автозаправочных станций (далее - АЗС).
При этом на сегодняшний день наличие стационарного торгового объекта, объекта общественного питания и автомобильной стоянки не менее чем на два автобуса, пять грузовых и пять легковых автомобилей обязательно только в отношении АЗС, расположенных на республиканских автомобильных дорогах с нумерацией «М», «М/Е» или «Р» (абзац 10 подп.6.2 п.6 Положения № 1326).
Одним из принципов развития придорожного сервиса по-прежнему остается привлечение в сферу придорожного сервиса отечественных и иностранных компаний с высокими стандартами обслуживания для создания конкуренции и повышения качества услуг и торгового обслуживания на принципах государственно-частного партнерства (абзац 3 части пятой главы 15 Государственной программы).
Вместе с тем с принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее - Закон № 343-З) с 2016 года отменяются некоторые налоговые льготы, предоставляемые объектам придорожного сервиса. Рассмотрим данные нововведения подробнее.
Льгота по уплате налога на прибыль (подоходного налога)
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
С 2009 года прибыль организаций и доходы индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, были освобождены от обложения налогом на прибыль и подоходным налогом в течение 5 лет с даты ввода этих объектов в эксплуатацию (ст.5 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (утратил силу 1 января 2010 г.), ст.12 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (утратил силу 1 января 2010 г.)).
Впоследствии эта льгота была перенесена в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) и применялась ко всем объектам придорожного сервиса, за исключением расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания АЗС (подп.1.12 п.1 ст.140, подп.1.47 п.1 ст.163 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З)).
Законом № 343-З были внесены изменения в НК, отменившие льготу по уплате налога на прибыль. В частности, с 1 января 2016 г. прибыль организаций, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, подлежит обложению налогом на прибыль.
Однако льгота по уплате подоходного налога в отношении индивидуальных предпринимателей сохранилась, то есть доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, по-прежнему освобождаются от обложения подоходным налогом в течение 5 лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов (подп.1.47 п.1 ст.163 НК (в редакции Закона № 343-З)).
При этом данная льгота распространена и на объекты, расположенные на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания АЗС (связано с исключением из НК определения понятия «объекты придорожного сервиса» (подп.1.12 п.1 ст.140 НК исключен Законом № 343-З)).
Исключение из НК определения понятия «объекты придорожного сервиса» повлияло также и на учет затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). В частности, теперь в отношении зданий всех видов объектов придорожного сервиса может применяться инвестиционный вычет в сумме не более 10 % от первоначальной стоимости основных средств (от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией) (части третья-седьмая подп.2.6 п.2 ст.130 НК (в редакции Закона № 343-З)).
Льгота по уплате налога на недвижимость
Ранее Указом Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» (далее - Указ № 270), а затем НК было установлено, что объекты придорожного сервиса в течение 2 лет с даты ввода их в эксплуатацию освобождаются от уплаты налога на недвижимость (подп.1.16 п.1 ст.186 НК (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З)).
С 1 января 2016 г. указанная льгота по налогу на недвижимость исключена.
Организации не позднее 20 марта отчетного года представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость. Уплата налога на недвижимость производится организациями по их выбору один раз в год в размере годовой суммы налога не позднее 22 марта налогового периода или ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога (пп.10, 11 ст.189 НК (в редакции Закона № 343-З)).
В случае перехода объекта придорожного сервиса на упрощенную систему налогообложения уплата налога на недвижимость организациями и индивидуальными предпринимателями не производится, если общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, а также в пользовании не превышает 1 000 м2 (подп.3.13.1, 3.13.3 п.3 ст.286 НК (в редакции Закона № 343-З).
Льгота по уплате земельного налога
Еще одной налоговой льготой, предоставляемой для объектов придорожного сервиса, является освобождение от уплаты земельного налога.
В 2016 году эта льгота сохранена. В частности, от земельного налога освобождаются:
• земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, - в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах сроков, определенных в проектной документации, строительных работ;
• земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, - в течение 2 лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию (подп.1.33 п.1 ст.194 НК (в редакции Закона № 343-З)).
С учетом рассмотренных выше изменений, касающихся понятия «объект придорожного сервиса» в НК, данная льгота с 2016 года распространяется и на объекты придорожного сервиса, расположенные на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания АЗС.
Кроме этого, за земельные участки, предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение 2 лет после ввода таких объектов в эксплуатацию, арендная плата не взимается.
Однако данная льгота не распространяется на объекты придорожного сервиса, расположенные на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания АЗС (подп.1.7.9 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2020 г. до 25 июля 2021 г. вышеназванная норма содержалась в подп.5.11 и 5.12 п.5 Положения о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы, утв. Указом от 12.05.2020 № 160. Комментарий см. здесь. |
Возмещение потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда
По общему правилу граждане, индивидуальные предприниматели или юридические лица, которым отводятся земельные участки из сельскохозяйственных земель или из земель лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, в срок до 1,5 лет без изъятия земельных участков перечисляют средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, в доход республиканского бюджета на соответствующий счет по месту постановки гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица на учет.
При возведении же объектов придорожного сервиса на земельных участках, изъятых из сельскохозяйственных земель или из земель лесного фонда, в 2016 году остается возможность не возмещать потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванные таким изъятием (подп.1.3 п.1 Указа № 270).
Как и прежде, банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до 5 лет по следующим ставкам:
• по кредитам в белорусских рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь;
• по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 % годовых (п.2 Указа № 270).
![]() |
Справочно Размер ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь см. здесь. |
Перечень банков, уполномоченных обслуживать государственные программы, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 18.06.2008 № 894/7. Это ЗАО «Альфа-Банк», ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), ЗАО «Белорусско-Швейцарский Банк "БелСвиссБанк"», ЗАО «Идея Банк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Сберегательный банк "Беларусбанк"» и др.
10.03.2016
Ерошина Светлана, юрист