


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Между сторонами заключен договор лизинга, по которому лизингодатель обязался перед лизингополучателем приобрести у продавца оборудование и передать его лизингополучателю. В договор купли-продажи, заключаемый во исполнение договора лизинга, покупатель (лизингодатель по договору лизинга) потребовал включить условие о том, что продавец несет ответственность за просрочку в поставке оборудования в форме неустойки (штрафа) одновременно перед покупателем и лизингополучателем в размере 5 % от стоимости оборудования и сумму штрафа вправе потребовать как покупатель, так и лизингополучатель.
Правомерно ли такое условие?
ОТВЕТ: Неправомерно.
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика) (часть первая ст.636 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК).
От редакции: С 20 января 2015 г. следует руководствоваться ст.636 ГК в редакции Закона РБ от 31.12.2014 № 226-З. |
Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца (поставщика) и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (часть вторая ст.636 ГК).
Тем самым предмет лизинга может быть выбран одной или второй стороной договора лизинга. При этом специфика отношений лизинга состоит в том, что продавец (поставщик) уведомляется о приобретении имущества для целей передачи в лизинг, так как в соответствии с п.5 Положения о лизинге, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 04.06.2010 № 865 (далее - Положение о лизинге), помимо существенных условий, установленных законодательством для договора купли-продажи (поставки), дополнительным существенным условием договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга, является указание на то, что имущество приобретается для передачи в лизинг.
Кроме того, выбор той или иной стороной продавца (поставщика) будет определяющим для распределения рисков. Так, если договором лизинга не установлено иное, то риск:
• неисполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга несет сторона, которая выбрала продавца;
• несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга (п.11 Положения о лизинге).
От редакции: С 1 сентября 2014 г. взамен Положения о лизинге действуют Правила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.08.2014 № 526. Согласно п.19 Правил № 526 риски, связанные с выбором предмета лизинга и продавца (поставщика) предмета лизинга, несет сторона, которая по договору лизинга осуществляет выбор предмета лизинга и продавца (поставщика) предмета лизинга. |
Таким образом, поскольку риск неисполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга несет сторона, которая выбрала продавца, то данный риск может быть минимизирован путем установления неустойки (пени или штрафа), обеспечивающей исполнение продавцом обязанностей перед стороной, выбравшей продавца. Однако следует учитывать, что договор купли-продажи заключается между продавцом и покупателем (лизингодателем), и в рамках данного договора обеспечиваться могут обязательства двух указанных субъектов. Если выбор продавца осуществил лизингополучатель, то у него нет правовой возможности использовать механизм обеспечения исполнения обязательств в рамках договора купли-продажи, так как он не является стороной договора.
Вместе с тем в отсутствие запрета и с учетом специфичности лизинговых отношений полагаем возможным и в договоре купли-продажи, несмотря на то, что он заключается между продавцом и покупателем (лизингодателем), предусмотреть ответственность для продавца в т.ч. за просрочку в поставке товара перед лизингополучателем (не лизингодателем-покупателем как стороной договора купли-продажи).
Подобный подход соответствует и нормам международных актов, в частности Конвенции Международного института унификации частного права «О международном финансовом лизинге» (заключена в г.Оттаве 28 мая 1988 г., дата вступления в силу для Республики Беларусь - 1 марта 1999 г.). Так, обязанности поставщика по соглашению о поставке распространяются также на лизингополучателя, как если бы он являлся стороной данного соглашения и как если бы оборудование поставлялось непосредственно лизингополучателю. При этом поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и лизингополучателем за один и тот же ущерб (п.1 ст.10 вышеназванной Конвенции). Однако все это не дает права лизингополучателю прекратить или расторгнуть соглашение о поставке без согласия лизингодателя.
Таким образом, в договор купли-продажи, заключаемый во исполнение договора лизинга, покупатель (лизингодатель в договоре лизинга) вправе потребовать включить условие о том, что продавец несет ответственность за просрочку в поставке оборудования в форме неустойки (штрафа) либо перед покупателем, либо перед лизингополучателем. Установление штрафа, который будет уплачиваться при просрочке в поставке одновременно покупателю и лизингополучателю, неправомерно.
18.11.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь