


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В договоре поставки двух белорусских организаций предусмотрено, что сторона освобождается от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, наличие которых свидетельствуется Белорусской торгово-промышленной палатой.
Соответствует ли законодательству такая формулировка? Какой орган вправе свидетельствовать наступление форс-мажорных обстоятельств в отношениях между белорусскими контрагентами?
ОТВЕТ: Прежде всего стоит отметить, что гражданское законодательство в качестве основания для освобождения от ответственности оперирует понятием «обстоятельства непреодолимой силы», как правило, в том же значении, что и термин «форс-мажор», который не имеет легального определения.
Так, в соответствии п.3 ст.372 Гражданского кодекса РБ, если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях.
Сторона договора, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, должна прежде доказать факт их наступления. Однако как общеизвестные указанные обстоятельства могут быть освобождены от доказывания на основании части первой ст.106 Хозяйственного процессуального кодекса РБ. В случае если есть препятствия для признания события общеизвестным фактом, можно получить сведения в соответствующем государственном органе (например, Гидрометеоцентре). В качестве доказательств наступления обстоятельств непреодолимой силы могут быть также использованы сообщения и публикации в средствах массовой информации.
Стоит учитывать, что для освобождения лица от ответственности недостаточно только подтверждения компетентного органа, поскольку он лишь констатирует фактическое наличие того или иного обстоятельства. Дать правовую квалификацию этому обстоятельству, т.е. признать его, может только суд.
Таким образом, формулировка об освобождении от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, наличие которых свидетельствуется Белорусской торгово-промышленной палатой, в договоре белорусских контрагентов не соответствует действующему законодательству, так как те или иные обстоятельства признать чрезвычайными и непредотвратимыми в сложившихся условиях может только суд. Наличие таких обстоятельств доказывается в суде в соответствии с общими правилами доказывания.
30.01.2009 г.
Валентин Галич, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»