Вопрос-ответ от 28.11.2013
Автор: Толкун И.

В июле 2013 года на баланс организации был принят грузовой автомобиль (2005 год выпуска). В соответствии с действующей классификацией нормативный срок службы такого вида автомобилей составляет 9 лет. Срок полезного использования при принятии автомобиля к учету был установлен равным нормативному. Имеет ли право организация с 1 января 2014 года, учитывая значительный износ автомобиля, пересмотреть нормативный срок и срок полезного использования объекта и установить срок полезного использования, равный 3 годам?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В июле 2013 г. на баланс организации был принят грузовой автомобиль, находившийся ранее в эксплуатации (2005 год выпуска). В соответствии с действующей классификацией нормативный срок службы такого вида автомобилей составляет 9 лет. Срок полезного использования при принятии автомобиля к учету был установлен равным нормативному (9 лет).

Имеет ли право организация с 1 января 2014 г., учитывая значительный износ автомобиля, пересмотреть нормативный срок и срок полезного использования объекта и установить срок полезного использования, равный 3 годам?

 

ОТВЕТ: Имеет.

По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики (далее - комиссия) вправе определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет, - по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет - по другим объектам основных средств (п.18 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6)).

Случаи возможного пересмотра нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств, в т.ч. с начала отчетного года (это право должно быть предусмотрено учетной политикой организации), определены п.24 Инструкции № 37/18/6.

С учетом указанных норм, поскольку до поступления в данную организацию приобретенный грузовой автомобиль был в эксплуатации, организация может воспользоваться правом пересмотра нормативного срока службы в соответствии с п.18 Инструкции № 37/18/6, в т.ч. с начала отчетного года (в рассматриваемой ситуации с 1 января 2014 г.), т.е. определить его равным 4,5 годам (9 / 2).

После пересмотра нормативного срока службы срок полезного использования может быть также пересмотрен и установлен в пределах нового диапазона - от 0,5 до 1,5 от нормативного (от 2,25 до 6,75 года).

Таким образом, организация имеет право установить с 1 января 2014 г. срок полезного использования, равный 3 годам (36 месяцев).

После пересмотра срока полезного использования (с 1 января 2014 г.) в соответствии с п.66 Инструкции № 37/18/6 базой для расчета амортизационных отчислений будут недоамортизированная стоимость объекта и остаточный срок полезного использования объекта.

Остаточный срок полезного использования каждого объекта на дату изменения порядка начисления амортизации исчисляется как разница между сроком полезного использования, действующим на дату изменения порядка начисления амортизации, с учетом возможного пересмотра и сроком фактической эксплуатации данного объекта на дату изменения порядка начисления амортизации (полных лет, месяцев) (п.67 Инструкции № 37/18/6).

Поскольку автомобиль поступил в организацию в июле 2013 г., до 1 января 2014 г. срок его фактической эксплуатации составит 5 месяцев. Исходя из срока полезного использования, определенного с учетом пересмотра (3 года, или 36 месяцев), остаточный срок полезного использования - 31 месяц (36 - 5).

 

28.11.2013

 

Ирина Толкун, консультант управления бюджетно-финансовой и налоговой политики Министерства экономики Республики Беларусь