


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В ходе исполнительного производства, возбужденного по взысканию с организации 56 млн.бел.руб., судебный исполнитель направил в банк письмо о запрете совершения расходных операций по текущим (расчетным) счетам со ссылкой на положения абзаца 6 части первой ст.351 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК).
Следует ли из этого, что судебный исполнитель данным письмом арестовал денежные средства, находящиеся на расчетном счете организации?
ОТВЕТ: Положения Указа Президента РБ от 15.05.2008 № 267 «О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359» регулируют порядок совершения расходных операций по счетам в случае наложения ареста на денежные средства и (или) приостановление операций по счетам.
Абзацем 6 части первой ст.351 ХПК регламентировано право судебного исполнителя при исполнении исполнительного документа запрещать должнику и иным лицам совершать препятствующие исполнению действия в отношении имущества и денежных средств должника.
Таким образом, существуют различные понятия: наложение ареста на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках (далее - арест), и запрет на совершение расходных операций по расчетным счетам (далее - запрет).
Различие состоит в способе их совершения. Так, если наложение ареста входит в компетенцию хозяйственного суда, то запрет производится судебным исполнителем. Арест осуществляется хозяйственным судом в порядке ст.348 ХПК при наличии заявления взыскателя и является мерой по обеспечению исполнения исполнительного документа. Запрет является одним из исполнительных действий, совершаемых судебным исполнителем хозяйственного суда по исполнению исполнительного документа в порядке ст.351 ХПК.
Исходя из вышеизложенного судебный исполнитель вправе направить в банк письмо о запрете совершения расходных операций по текущим (расчетным) счетам должника (за исключением обязательных платежей в бюджет) с приложением заверенной копии исполнительного документа с целью обеспечения принудительного исполнения принятого судом решения.
28.02.2011 г.
Людмила Макаренко, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»