


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В ходе различных видов процедур государственных закупок в качестве одного из критериев оценки предложения претендента указывается критерий цены предложения.
Какова процедура выбора победителя в процедурах государственных закупок в случае, если все предложения совпадают по ценовому критерию, но один из претендентов предлагает товар, импортируемый из стран Европейского союза, а второй претендент - товар, ввозимый с территории Российской Федерации?
ОТВЕТ: Нормы Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) в ряде случаев в качестве обязательного критерия оценки предложений предусматривают цену предложения. Данное утверждение справедливо для конкурсов (как открытого, так и закрытого) и запросов ценовых предложений.
При проведении процедуры закупки из одного источника для выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), которому будет предложено заключить договор, требования о единственности критерия «цена предложения» не устанавливается.
При проведении электронного аукциона цена предложения также является определяющим фактором. Однако механизм проведения данной процедуры государственной закупки исключает ситуации, когда цены предложений двух участников равны. Такие цены будут отличаться (участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки) как минимум на шаг аукциона (подп.1.6 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778)).
Критерии, способ оценки и сравнения предложений должны в обязательном порядке отражаться в конкурсных документах (п.1 ст.33 Закона). При этом удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40 % (п.2 ст.39 Закона). Таким образом, при проведении конкурсов цена предложения, как правило, не является единственным критерием оценки предложений, и с целью обеспечения принципа эффективного расходования денежных средств, предусмотренного ст.4 Закона, заказчики (организаторы) предусматривают и иные критерии оценки предложений, в т.ч. из числа названных в п.1 ст.39 Закона. При этом предложениям участников выставляются баллы (оценки). В результате оценки и сравнения предложений каждому из них присваивается порядковый номер (место) по степени их выгодности. Участник, представивший предложение, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место), определяется участником-победителем.
Также необходимо отметить, что с целью реализации норм о национальном режиме (ст.5 Закона) подп.1.7 п.1 постановления № 778 предусмотрено применение преференциальной поправки к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Такая преференциальная поправка с 1 января 2014 г. применяется к товарам (работам, услугам) происхождения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Учитывая изложенное, заказчики (организаторы) при проведении конкурсов, запросов ценовых предложений (при проведении данной процедуры единственным критерием оценки предложений является цена предложения) обязаны применять преференциальную поправку, как описано в названной норме постановления № 778, при подтверждении участниками соответствующего происхождения товара (работы, услуги).
При этом в случае, если в результате применения преференциальной поправки двум и более предложениям присвоен порядковый номер 1 (первое место) (например, одно предложение - предложение товара, происходящего и импортируемого из стран Европейского союза, другое - происходящего и импортируемого из Российской Федерации), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка (в приведенном примере - товар происхождения Российской Федерации) (часть вторая подп.1.7 п.1 постановления № 778).
14.03.2014
Александр Одинец, юрист