Вопрос-ответ от 28.04.2016
Автор: Жданович Г.

В организации создан отдел по охране труда. Правомерно ли в данном случае издание приказа о назначении руководителей отделов ответственными за организацию охраны труда? Требуется ли обучать вопросам охраны труда этих лиц?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В организации создан отдел по охране труда.

Правомерно ли в данном случае издание приказа о назначении руководителей отделов ответственными за организацию охраны труда? Требуется ли обучать вопросам охраны труда этих лиц?

 

ОТВЕТ: Наниматель несет обязанности по назначению должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях (ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон)).

Служба охраны труда создается нанимателем для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства в организации в целом (ст.20 Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. следует руководствоваться ст.20 и ниженазванной ст.25 Закона в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З. Комментарий см. здесь.

 

В должностных обязанностях руководителей предусматривается создание здоровых и безопасных условий труда для подчиненных им исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности (п.14 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).

К категории «Руководители» отнесены служащие, в рамках определенных полномочий осуществляющие организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности (п.6 вышеназванных Общих положений).

Наименование должности руководителя зависит от уровня управления, организационной структуры, характера полномочий, ответственности и других факторов (руководитель организации, руководитель обособленного подразделения, руководитель структурного подразделения, другие руководители, их заместители).

Таким образом, издание приказа о назначении руководителей структурных подразделений (отделов) лицами, ответственными за организацию охраны труда в этих структурных подразделениях (отделах), будет правомерным.

Согласно части второй ст.25 Закона обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах.

 

Справочно

Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен одноименной Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. Инструкция изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь.

 

Должности работников, на которых возложено выполнение обязанностей по охране труда, следует включить в утверждаемый нанимателем перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (п.38, подп.1.1 п.1 приложения 6 к Инструкции).

Учитывая изложенное, а также п.39 Инструкции, руководители структурных подразделений (отделов) должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в 3 года.

Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем при необходимости организуются информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и др.) по вопросам охраны труда.

 

28.04.2016

 

Галина Жданович, юрист