Вопрос-ответ от 20.11.2013
Автор: Жданович Г.

В организации за водителем, с которым заключен контракт, закреплено конкретное транспортное средство. По результатам аттестации рабочих мест водителю был предоставлен дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. В процессе работы в организации возникает необходимость задействовать водителя на других транспортных средствах, имеющих разную степень вредности и опасности условий труда. Возможна ли работа водителя на транспортных средствах с разной грузоподъемностью, с вредными и тяжелыми условиями труда разной степени?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В организации за водителем, с которым заключен контракт, закреплено конкретное транспортное средство. По результатам аттестации рабочих мест водителю был предоставлен дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. В процессе производственной деятельности в организации возникает необходимость задействовать водителя на других транспортных средствах, имеющих разную степень вредности и опасности условий труда по результатам аттестации рабочих мест.

Возможна ли работа водителя на транспортных средствах с разной грузоподъемностью, с вредными и тяжелыми условиями труда разной степени?

Как осуществлять учет рабочего времени работника на разных рабочих местах?

Как предоставлять компенсацию?

 

ОТВЕТ: Работа водителя на транспортных средствах с разной грузоподъемностью, с вредными и тяжелыми условиями труда разной степени возможна.

Такую возможность определяет наниматель самостоятельно в соответствии с производственной необходимостью и квалификацией водителя.

К управлению автомобилем допускается лицо, имеющее водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему, прошедшее обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда (п.2 Типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130).

Учет рабочего времени водителя автомобиля регламентирован Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82.

Графики работ (сменности) составляются нанимателем для всех водителей автомобилей ежемесячно на каждый рабочий день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей автомобилей не позднее чем за 1 месяц до их введения (п.4 названного Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 сентября 2014 г. на основании п.4 Положения № 82 в редакции постановления Минтранса РБ от 24.06.2014 № 19 графики работ (сменности) составляются нанимателем для всех водителей автомобилей на каждый рабочий день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей автомобилей не позднее чем за 1 месяц до их введения.

 

Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - компенсации) предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня (часть первая п.23 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253 (далее - Положение о проведении аттестации)).

 

Справочно

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (часть вторая п.23 Положения о проведении аттестации).

 

При выполнении работы с вредными и (или) опасными условиями труда на транспортных средствах в течение одного рабочего дня (смены) заполняются карта фотографии рабочего времени и карта аттестации рабочего места по условиям труда с указанием 2 транспортных средств различной грузоподъемности. Факторы производственной среды оцениваются как при выполнении работ в разных рабочих зонах. Компенсации в данном случае предоставляются за все рабочие дни (смены), в течение которых работник отработал в таких условиях полный рабочий день.

Если водитель один день управляет одним транспортным средством полный рабочий день, а другой день - другим транспортным средством, то в данном случае проводится аттестация 2 рабочих мест.

В случае привлечения работника на другое, ранее аттестованное рабочее место (например, очередная аттестация была проведена в 2009 г.), его необходимо ознакомить с итоговыми документами по аттестации этого рабочего места. Соответствующие компенсации предоставляются за дни фактической занятости работника на данном рабочем месте полный рабочий день.

Учет фактической занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ведется нанимателем (ст.133 Трудового кодекса РБ).

 

20.11.2013

 

Галина Жданович, юрист