Вопрос-ответ от 10.10.2014
Автор: Константинова М.

В организацию в сентябре 2014 года с просьбой о выделении займа в размере 60 000 000 рублей на приобретение жилищных облигаций для строительства квартиры обратился ее работник. По данному заявлению руководством организации принято положительное решение, и с этим работником в этом же месяце на всю указанную сумму сроком на 5 лет заключен договор займа. Следует ли организации с суммы займа исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог, если указанный работник состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: В организацию в сентябре 2014 г. с просьбой о выделении займа в размере 60 000 000 руб. на приобретение жилищных облигаций для строительства квартиры обратился ее работник.

По данному заявлению руководством организации принято положительное решение, и с этим работником в этом же месяце на всю указанную сумму сроком на 5 лет заключен договор займа.

Следует ли организации с суммы займа исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог, если указанный работник состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий?

 

ОТВЕТ: Не следует, если работник представит справку о том, что он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При выдаче физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов), займов, кредитов (за исключением займов, кредитов, указанных в части четвертой п.10 ст.175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), и коммерческих займов) налоговыми агентами (кроме банков, выдающих кредиты на общих основаниях, а также ломбардов, выдающих физическим лицам займы под залог (в виде заклада) имущества, которое составляют предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг) подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита. По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат осуществляется налоговым агентом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату (часть третья п.10 ст.175 НК).

Вместе с тем согласно части четвертой п.10 ст.175 НК подоходный налог не исчисляется налоговыми агентами с сумм займов и кредитов, выданных белорусскими организациями и (или) белорусскими индивидуальными предпринимателями на приобретение жилищных облигаций для строительства одноквартирных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации не требуется с суммы займа исчислять и уплачивать в бюджет подоходный налог, так как данный работник состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом основанием для неуплаты подоходного налога является справка (ее копия) местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающая, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа. Такая справка выдается по форме согласно приложению 14 к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27.12.2010 № 28.

 

10.10.2014

 

Марина Константинова, экономист