


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В отношении субъекта хозяйствования (участник процедуры государственных закупок), обжалующего в Министерство торговли РБ (далее - Минторг РБ), уполномоченный орган по государственным закупкам, действия заказчика процедуры государственных закупок, комиссией Минторга РБ принято решение о признании жалобы необоснованной.
Можно ли обжаловать данное решение, каков порядок обжалования?
ОТВЕТ: Можно обжаловать в судебном порядке. Порядок обжалования установлен Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК), в частности главой 25.
Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам и (или) в суд на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в случае нарушения их прав и законных интересов (п.1 ст.53 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)).
С 1 июля 2013 г. в качестве уполномоченного государственного органа по государственным закупкам определен Минторг РБ (подп.5.1 п.5 Указа Президента РБ от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников»).
![]() |
Справочно Ранее (с 1 января по 30 июня 2013 г.) функцию уполномоченного государственного органа по государственным закупкам выполняло Министерство экономики РБ.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах. |
Порядок рассмотрения жалоб регламентирован Инструкцией о порядке рассмотрения Министерством торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2013 № 12.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2017 г. вместо Инструкции № 12 применяется Инструкция о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 28.06.2017 № 30. |
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный государственный орган по государственным закупкам вправе принять одно либо несколько из следующих решений:
• обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о государственных закупках;
• отменить незаконное решение;
• распорядиться о прекращении процедуры государственной закупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону, процедуру закупки из одного источника;
• признать жалобу необоснованной;
• разрешить заключение договора (п.6 ст.55 Закона).
Участникам либо иным юридическим или физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, предоставлено право обжаловать решение уполномоченного государственного органа по государственным закупкам в судебном порядке (п.3 ст.57 Закона).
С процессуальной точки зрения обжалование в данном случае осуществляется по правилам главы 25 «Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц» ХПК, поскольку решение Минторга РБ является ненормативным правовым актом (правовым актом, принимаемым (издаваемым) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанным на иное однократное применение) (часть первая ст.3 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь. |
Форма обращения в хозяйственный суд - заявление об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия). Подсудность данной категории споров определяется по правилам части второй ст.48 ХПК, и их рассмотрение отнесено к подсудности Высшего Хозяйственного Суда РБ (постановление Пленума ВХС РБ от 24.12.2010 № 12 «О подсудности дел Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 июля 2014 г. ст.48 ХПК на основании Закона РБ от 01.07.2014 № 174-З изложена в новой редакции. |
![]() |
Справочно Пример жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта см. здесь. |
01.10.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь