


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В процессе работы периодически бланки строгой отчетности (ТН, ТТН, ПКО) признаются испорченными не по вине работника, а по причине сбоя в работе программных продуктов и оргтехники, отказа клиентов от покупки товара, неправильно представленных данных для заполнения бланка. Стоимость таких бланков строгой отчетности в учете относится на внереализационные расходы.
Следует ли «восстанавливать» НДС по испорченным бланкам в данной ситуации?
ОТВЕТ: Следует.
Не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость по товарам в случае их порчи, утраты (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие) (часть первая подп.19.15 п.19 ст.107 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. нормы по НДС содержатся в главе 14 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарии см. здесь. |
Для целей главы 12 «Налог на добавленную стоимость» НК к товарам не относятся деньги и имущественные права (часть четвертая п.3 ст.93 НК). Таким образом, бланки строгой отчетности для применения норм подп.19.15 п.19 ст.107 НК являются товаром.
![]() |
Справочно Под порчей товара понимается ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей реализации и (или) в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) (абзац 2 части второй подп.19.15 п.19 ст.107 НК). Под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная плательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством Республики Беларусь (абзац 3 части второй подп.19.15 п.19 ст.107 НК). |
Следовательно, при порче бланков строгой отчетности применяются нормы подп.19.15 п.19 ст.107 НК независимо от причин, по которым происходит порча (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие).
При этом выбытие бланков, испорченных и (или) аннулированных по различным причинам (чрезвычайные обстоятельства, по вине ответственных лиц и т. д.), не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (п.1 ст.93 НК).
Стоимость бланков, испорченных и (или) аннулированных по причине сбоя в работе программных продуктов, оргтехники, отказа клиентов от покупки товара, неверных данных, представленных для заполнения бланка, учитывается в составе внереализационных расходов как другие расходы, потери, убытки плательщика при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Такие расходы отражаются не ранее даты их фактического осуществления (возникновения) (подп.3.27 п.3 ст.129 НК).
Налог на добавленную стоимость, принятый к вычету по таким бланкам при приобретении, подлежит восстановлению путем уменьшения налоговых вычетов.
Уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором произошли порча, утрата таких товаров. Дата порчи, утраты товаров определяется как дата составления документа, подтверждающего порчу, утрату товаров (часть третья подп.19.15 п.19 ст.107 НК).
Данная норма введена с 2016 года и распространяется на 2017 год.
20.12.2016
Ответ подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо» по материалам официальных разъяснений ИМНС по Первомайскому району г. Минска