Вопрос-ответ от 26.12.2018
Автор: Гнедов А.

В результате деятельности организации оптовой торговли образуются в виде отходов испорченные продукты питания; деревянная тара; бумажная клеевая лента; бумага и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства; люминесцентные трубки отработанные; пластмассовая упаковка; смет от уборки территории и помещений. Являются ли данные отходы коммунальными отходами? Необходимо ли получать разрешение на хранение и захоронение отходов производства, а также оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов производства при их перевозке?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ООО «Ж»): В результате деятельности организации оптовой торговли образуются следующие отходы: продукты питания испорченные, загрязненные или немаркированные (код 1170400); деревянная невозвратная тара из натуральной древесины (код 1720101); отходы бумажной клеевой ленты (1870203); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601); люминесцентные трубки отработанные (код 3532604); компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные (код 3532607); пластмассовая упаковка (код 5711800); отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400); отходы (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 9120900).

1. Являются ли данные отходы коммунальными отходами?

2. Необходимо ли организации оптовой торговли для указанных отходов получать разрешение на хранение и захоронение отходов производства, а также оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов производства при их перевозке?

 

ОТВЕТ: 1. Да, являются.

Коммунальные отходы - отходы потребления и отходы производства, включенные в перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам (п.7 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. согласно п.7 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З, далее - Закон № 186-З) коммунальные отходы - отходы потребления, а также отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам.

 

Перечень коммунальных отходов утвержден постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21, в графе «Происхождение» которого перечислены объекты, на которых образуются коммунальные отходы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 января 2020 г. следует руководствоваться перечнем отходов, относящихся к коммунальным отходам, согласно приложению, утвержденному постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 31.

 

Так, к коммунальным отходам производства относятся в частности:

1) отходы научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, спортивной, культурно-просветительской и религиозной деятельности (источник образования, например, школы, высшие учебные заведения);

2) отходы торговой, социально-бытовой и транспортной деятельности (закрытые и открытые рынки, торговые центры, маркеты, продовольственные магазины, кафе, бары, торгово-складские помещения, ателье по пошиву одежды, обуви, ремонту бытовой техники, парикмахерские);

3) отходы административно-управленческой и хозяйственно-экономической деятельности (административно-бытовые здания промышленных предприятий без технологических производств);

4) отходы медицинских учреждений (аптеки, больницы, поликлиники, амбулатории без хирургических отделений и процедурных).

Причем фактический перечень отходов, образующихся на объектах, указанных в вышеназванном перечне, не влияет на отнесение отходов к коммунальным отходам.

Таким образом, отходы, образующиеся в результате деятельности организации оптовой торговли, относятся к коммунальным отходам производства. То есть все отходы, перечисленные в вопросе, дополнительно относятся к виду отходов «коммунальные отходы производства».

2. Зависит от того, кто перевозит отходы: сама организация или специализированная организация на основании договора перевозки.

Основные принципы в области обращения с отходами определены в ст.4 Закона № 271-З. Согласно этим принципам отходы в первую очередь должны быть направлены на использование. При невозможности использования отходов они подлежат обезвреживанию, а при невозможности использования и обезвреживания - направляются на захоронение.

Перечни отходов, для которых имеются возможности передачи на использование или обезвреживание, приведены в реестрах объектов по использованию отходов и объектов по обезвреживанию отходов.

 

справочно

Справочно

В АПС «Бизнес-Инфо» в рубрике «Полезные ссылки» размещены актуальные реестры объектов по использованию отходов и объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов.

 

Приведенные в вопросе отходы могут быть переданы:

1) люминесцентные трубки отработанные (код 3532604); компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные (код 3532607) - на обезвреживание;

2) отходы бумажной клеевой ленты (код 1870203), отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), - на захоронение;

3) остальные отходы - на использование.

Основания, условия и порядок выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства (далее - разрешения) определены в Положении о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее - Положение № 1104).

Заявитель - собственник отходов производства - получает разрешение (п.2 Положения № 1104). Разрешение не требуется при захоронении коммунальных отходов производства, вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам (часть первая п.21 Положения № 1104). Перечень отходов, подлежащих захоронению, должен быть указан в договоре услуг захоронения отходов (часть вторая п.21 Положения № 1104).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться пп.2 и 3 Положения об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818.

 

Таким образом, если организация самостоятельно будет перевозить отходы бумажной клеевой ленты (код 1870203), отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400) на захоронение, то получение разрешения является обязательным. А если заключен договор перевозки и договор захоронения с правильным указанием кодов отходов, подлежащих захоронению, то разрешение не требуется.

На практике отходы с кодом 1870203 вывозятся на захоронение собственником этих отходов самостоятельно, а отходы с кодом 9120400 - по договору перевозки этих отходов со специализированной организацией. Получить разрешение надо только на захоронение отходов с кодом 1870203.

Отметим, что не требуется получение разрешения, если собственник отходов заключит договор о передаче прав собственности на отходы сторонней организации с целью последующего захоронения этих отходов.

Перевозка отходов производства должна производиться при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.

Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства не оформляется:

• при перевозке отходов производства, производитель которых одновременно является их собственником, получателем и перевозчиком;

• при перевозке коммунальных отходов производства на захоронение, вывоз которых осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз коммунальных отходов производства (п.2 ст.26 Закона № 271-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. часть первая п.2 ст.26 Закона № 271-З дополнена абзацами 4 и 5 Законом № 186-З:

• «перевозки отходов производства на хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование за пределы территории Республики Беларусь;

• перевозки отходов производства, осуществляемой при наличии товарно-транспортной накладной (за исключением перевозки опасных отходов, осуществляемой с соблюдением международных договоров Республики Беларусь)»;

 

• при перевозке отходов при наличии товарно-транспортной накладной (часть вторая п.3 Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112).

Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства оформляет собственник отходов производства до начала их перевозки (часть первая п.3 вышеназванной Инструкции).

Таким образом, исходя из условий передачи отходов на использование, обезвреживание, захоронение отходов и перевозки отходов, указанных в вопросе, организация должна составить сопроводительный паспорт перевозки отходов производства, а при наличии вышеперечисленных оснований - сопроводительный паспорт необязателен.

 

26.12.2018

 

Александр Гнедов, эколог, юрист, консультант по обращению с отходами

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Обращение с отходами производства и потребления»