


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В соответствии с п.3 ст.699 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и п.37 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450), подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 %. Вместе с тем п.4 ст.20 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) допускается изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями договора.
Какие нормы (ГК, Правил № 1450 или Закона № 419-З) подлежат применению в случае необходимости увеличения строительных работ на объекте более чем на 10 %?
ОТВЕТ: Норма Закона № 419-З.
С 1 января 2016 г. государственные закупки (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) при строительстве осуществляются по общим правилам законодательства о государственных закупках путем проведения открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника без применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
В ходе процедуры государственной закупки или исполнения договора допускается изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором (п.4 ст.20 Закона № 419-З).
В случае возникновения в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных проектной документацией, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Порядок формирования стоимости дополнительных работ предусматривается договором строительного подряда.
![]() |
Обратите внимание! Не предусмотренное законодательством отступление заказчиком, застройщиком, подрядчиком в строительной деятельности в заключенном договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), повлекшее увеличение стоимости строительства объекта или сроков выполнения строительных, специальных, монтажных работ либо сроков сдачи работ или объекта в эксплуатацию, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 500 базовых величин (ст.21.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). |
С учетом вышеизложенного должна применяться указанная норма Закона № 419-З о возможном изменении объема (количества) предмета государственной закупки в пределах 10 %.
28.09.2016
Зоя Шлег, заместитель начальника управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь