Корреспонденция счетов от 27.11.2014
Автор: Статкевич В.

В связи с превышением критерия валовой выручки (4,1 миллиарда рублей) организация прекратила ведение книги учета доходов и расходов и перешла на ведение бухгалтерского учета. За счет какого источника следует отражать постановку активов и обязательств на баланс при внесении «остатков» на счета учета активов и обязательств в регистры бухгалтерского учета?


 

Материал помещен в архив

 

СИТУАЦИЯ: В связи с превышением критерия валовой выручки (4,1 млрд.руб.) организация прекратила ведение книги учета доходов и расходов и перешла на ведение бухгалтерского учета.

За счет какого источника следует отражать постановку активов и обязательств на баланс при внесении «остатков» на счета учета активов и обязательств в регистры бухгалтерского учета?

 

Бухгалтерский учет - система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абзац 4 ст.1 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Поэтому при внесении остатков по счетам учета активов и обязательств организация должна отразить источник их постановки на учет бухгалтерской записью:

Д-т 01, 04, 07, 08, 10, 41, 43, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 76 и т.д. - К-т?

Такая же проблема встает перед организацией при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с отражением показателей по кредиту соответствующих счетов:

Д-т? - К-т 60, 62, 80, 66, 67, 68 и т.д.

Порядок отражения в бухгалтерском учете подобных хозяйственных операций (операций по внесению остатков по счетам бухгалтерского учета) требованиями законодательства Республики Беларусь не определен.

Можно было бы говорить о том, что организация должна искать «индивидуальный» источник, например:

• если приобретены материалы, а задолженность перед поставщиком еще не погашена, то данные хозяйственные операции следовало бы отразить записью:

Д-т 10 «Материалы» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

• если на расчетном счете имеется остаток денежных средств, имеется предоплата от покупателя, то данные хозяйственные операции следовало бы отразить записью:

Д-т 51 «Расчетный счет» - К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

и т.д.

Однако, как показывает практика, во-первых, это сделать крайне трудоемко, а иногда и невозможно, а во-вторых, организация все равно вынуждена искать «источник» для отражения в бухгалтерском учете остатков по счетам учета активов и обязательств на дату перехода на ведение бухгалтерского учета.

Как показал опыт, какой бы счет организация не использовала:

• 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;

• 91 «Прочие доходы и расходы»;

• 99 «Прибыли и убытки»;

• 00 «Вспомогательный счет», используемый в программных продуктах для ведения бухгалтерского учета (например, 1С:Бухгалтерии) и т.п.,

в конечном итоге все сводится к тому, что весь «результат» внесения остатков по счетам бухгалтерского учета списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», формируя «входящий» показатель финансового результата деятельности организации.

В связи с этим организация, по мнению автора, вправе сразу использовать счет 84 для внесения «входящих» показателей по соответствующим счетам бухгалтерского учета:

Д-т 01, 04, 07, 10, 11, 41, 43, 51, 52, 55, 57, 60, 62, 68 и т.д. - К-т 84

и

Д-т 84 - К-т 02, 05, 68, 70, 69, 71, 62, 60, 80, 66, 67 и т.д.

 

Пример

На дату перехода на ведение бухгалтерского учета у организации имеется остаток товаров стоимостью 40 млн.руб., задолженность перед поставщиком за который не погашена.

1-й вариант отражения в бухгалтерском учете:

Д-т 41 - К-т 60 - 40 млн.руб.

2-й вариант отражения в бухгалтерском учете (рекомендуемый):

Д-т 41 - К-т 84 - 40 млн.руб.

Д-т 84 - К-т 60 - 40 млн.руб.

 

Таким образом, при внесении «входящих» показателей по счетам бухгалтерского учета организация приходит к одному и тому же результату, однако 2-й вариант значительно уменьшает трудоемкость внесения остатков по счетам бухгалтерского учета, так как не требует временных затрат и значительных усилий на анализ и сопоставление результатов по счетам учета активов и обязательств.

В связи отсутствием каких-либо требований законодательства по данному вопросу окончательное решение в каждой конкретной ситуации остается за самой организацией.

 

27.11.2014

 

Виктор Статкевич, аудитор