


Материал помещен в архив
ВАЛЮТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (ПОЛУЧЕНИЯ) ЗАЙМОВ И КРЕДИТОВ
Валютные аспекты договора займа и банковского кредита проявляются в тех случаях, когда соответствующая сделка начинает приобретать черты валютной операции. В свою очередь, валютная операция имеет место, если сделка:
1) предусматривает использование иностранной валюты (вне зависимости от резидентства сторон);
2) заключена между резидентом и нерезидентом (вне зависимости от валюты);
3) совершается между двумя нерезидентами на территории Беларуси с использованием белорусских рублей (ст.4 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», далее - Закон).
Исходя из вышеуказанного, к числу валютных операций относятся займы и кредиты между двумя резидентами в иностранной валюте, однако не относятся займы и кредиты между двумя нерезидентами, совершаемые в Беларуси в иностранной валюте, либо совершаемые за ее пределами в белорусских рублях. Объяснить это можно тем, что в первом случае такая сделка ограничивает сферу использования национальной денежной единицы, чего не происходит во втором случае, а в третьем - у государства просто отсутствуют эффективные рычаги контроля за такими операциями.
Особенностью валютных операций является то, что при определенных условиях их проведение подпадает под ряд ограничений. В частности, это касается валютных операций, связанных с движением капитала.
Операции между резидентом и нерезидентом
В соответствии с существующей методологией все валютные операции между резидентами и нерезидентами (другие валютные операции сюда не входят) делятся на текущие и капитальные. После вступления в силу с 12 декабря 2009 г. изменений в Закон все заемно-кредитные операции попали в разряд связанных с движением капитала (далее - капитальные).
Капитальные операции осуществляются резидентами по общему правилу на основании разрешения Национального банка РБ (далее - Нацбанк) (часть вторая ст.10 Закона), если только Нацбанк не установил уведомительный или регистрационный порядок проведения (абзац 10 части пятой ст.10 Закона).
Однако это лишь общие положения, которые конкретизируются в зависимости от сторон сделки и вида займа. Далее отдельно рассмотрим денежные займы:
• с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов;
• с участием граждан;
• с участием банков;
• коммерческие займы;
• государственные займы.
Займы с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов
Займы, предоставляемые либо получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) - резидентами, могут предоставляться в одном из двух порядков: разрешительном или уведомительном.
В разрешительном порядке в настоящее время осуществляется:
а) предоставление займов;
б) получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает уровень, установленный Советом директоров Нацбанка;
- процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают уровень, установленный Советом директоров Нацбанка;
- в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));
- сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;
- исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;
- кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны). Сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке (подп.18.8 п.18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72, далее - Правила № 72).
В уведомительном порядке привлекаются займы (п.20 Правил № 72), если они не «осложнены» указанными выше условиями (письмо Нацбанка РБ от 14.03.2005 № 31-14/344 «О займах»).
![]() |
Справочно Суть уведомительного порядка заключается в том, что резидент до проведения расчетов (в течение 7 рабочих дней после зачисления средств) заполняет специальную форму уведомления и представляет ее в обслуживающий банк. Затем банк представляет соответствующую отчетность в Нацбанк (пп.28, 29 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15; далее - Инструкция № 15).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования. |
Следует отметить, что с 12 декабря 2009 г., когда любые займы и кредиты перешли в разряд капитальных операций, в отношении юридических лиц и ИП больше не применяется свободный режим их осуществления.
Займы с участием граждан-резидентов
Если говорить о займах и кредитах, совершаемых гражданами-резидентами, то к числу валютных операций, связанных с движением капитала, требующих разрешения Нацбанка, относится только предоставление займов на срок более 180 дней (абзац 6 части третьей ст.10 Закона). Причем, если физическое лицо - резидент непрерывно проживает за пределами РБ более 1 года, то на него это ограничение не распространяется.
Что же касается привлечения физическими лицами - резидентами займов (кредитов) от нерезидентов на срок более 180 дней, то такого рода капитальная операция осуществляется свободно.
Займы с участием банка
Если в валютной операции участвует банк-резидент, то предоставление кредитов осуществляется им на основании лицензии на проведение банковских операций (ст.8 Закона, п.22 Правил № 72), при наличии которой иные разрешения не требуются.
Коммерческий заем
Любые операции, связанные с предоставлением коммерческого займа (в форме отсрочки, рассрочки, предоплаты), относятся к числу текущих и, следовательно, осуществляются свободно. Однако, следует заметить, что в случае коммерческого займа валютная операция переходит из разряда финансовой в разряд внешнеторговой и, следовательно, осуществляется в соответствии с Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».
Государственный заем
Особенности государственного займа в сфере валютного регулирования проявляются в том, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - резидентам не требуется получения разрешения (лицензии) Нацбанка на проведение таких операций, связанных с движением капитала, как:
• привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета на срок более 180 дней и возврат этих средств в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;
• привлечение средств под гарантию Правительства РБ на срок более 180 дней и возврат этих средств;
• привлечение средств в рамках межправительственных соглашений на срок более 180 дней и возврат этих средств;
• осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, не указанных выше.
Прочие валютные операции
Что касается займов и кредитов в иностранной валюте между резидентами, то на них не распространяется классификация на текущие/капитальные, и они проводятся по собственным правилам. В частности, абзац 3 части третьей ст.11 Закона разрешает использование иностранной валюты в отношениях между физическими лицами (не являющимися индивидуальными предпринимателями) - резидентами в случаях предоставления и возврата займов и процентов за пользование ими.
В отношении же юридических лиц - резидентов после вступления в силу постановления Правления Нацбанка РБ от 25.08.2009 № 138 «О внесении изменений и дополнения в Правила проведения валютных операций» займы между ними в иностранной валюте запрещены.
Третья разновидность валютных операций - между нерезидентами в белорусских рублях на территории Беларуси, в т.ч., если они совершаются юридическими лицами - нерезидентами с использованием текущих (расчетных) счетов, открытых в белорусских банках, осуществляется свободно (ст.16 Закона, п.44 Правил № 72).
Валюта займа (кредита)
Вопрос о валюте займа (кредита) в отношениях между резидентами и нерезидентами - юридическими лицами с 12 декабря 2009 г. решается следующим образом:
• иностранная валюта может использоваться для предоставления и погашения займов (кредитов) без ограничений, если эта валюта входит в перечень иностранных валют, официальный курс которых установлен Нацбанком (приложения 1 и 2 к постановлению Правления Нацбанка РБ от 20.08.2001 № 208 «О порядке установления официального курса белорусского рубля к иностранным валютам»);
• белорусские рубли также могут быть использованы без ограничений.
Вид валюты займа при операциях между физическими лицами - резидентами и нерезидентами также не ограничивается (пп.28, 29 Правил № 72).
С точки зрения валютного законодательства практический интерес представляет ситуация, когда предоставление займа (кредита) осуществляется в одной валюте, а погашение - в другой. Тест на соответствие таких операций нормам валютного законодательства основывается на нормах главы 2 Правил № 72. Согласно им в отношениях между резидентами белорусские рубли могут приниматься в оплату требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте. Причем это распространяется в равной мере как на банковские (т.е. перечисленные в части первой ст.14 Банковского кодекса РБ) валютные операции между резидентом и уполномоченным банком (п.10 Правил № 72), так и на операции между двумя резидентами небанковского сектора (п.11 Правил № 72). Что касается обратной ситуации (замена обязательства, номинированного в белорусских рублях, на денежные обязательства в иностранной валюте), то здесь возможны различные ситуации в зависимости от субъектного состава операции.
В случае когда речь идет о банковской валютной операции, то, если иное не определено актами валютного законодательства, уполномоченный банк не вправе изменять свое обязательство в белорусских рублях на денежное обязательство в иностранной валюте (п.13 Правил № 72). Что же касается двух резидентов (не банков), то диспозитивной нормой п.12 Правил № 72 определено, что замена обязательства, выраженного в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте, в отношениях между двумя резидентами может иметь место только в случаях, когда законодательством разрешено использование иностранной валюты между ними.
![]() |
Обратите внимание! В валютных операциях между резидентами и нерезидентами не допускается погашение: • резидентом займа (кредита), предоставленного нерезидентом в белорусских рублях, в иностранной валюте; • нерезидентом займа, предоставленного резидентом (кроме банка) в иностранной валюте, в белорусских рублях (подп.8.2 п.8 Правил № 72). |
Связь с валютно-обменными операциями
Предоставление и погашение займов (кредитов) соприкасается с валютно-обменными операциями (покупка, продажа, конверсия иностранной валюты) в связи с требованиями обязательной продажи, целевым характером покупки и режимом специального счета для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте.
Если говорить об обязательной продаже, то ни получение займа (кредита), ни его погашение не подпадают под понятие «выручка», как оно сформулировано в Указе Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты», поэтому не подлежат обязательной продаже. Более того, льготы по обязательной продаже предоставляются и в тех случаях, когда поступающая от нерезидентов по любым операциям валюта в течение 7 рабочих дней зачисляется на специальный счет для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте, который предназначен для контроля за целевым использованием поступившей иностранной валюты, освобождаемой от обязательной продажи, если в дальнейшем она направляется на цели погашения задолженности получателя валюты перед:
а) нерезидентами;
б) банками-резидентами, в частности, по:
- кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), ссудам, предоставленным по решению Президента РБ, Правительства РБ или под гарантию Правительства РБ;
- кредитам, займам (включая проценты за пользование ими), предоставленным нерезидентами или банками РБ и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности, используемым для собственного производства (подп.24.4 п.24 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129).
Что касается возможности приобретения иностранной валюты для целей предоставления либо погашения займа (кредита), то она имеется в следующих случаях (подп.20.2, 20.5, 20.10 и 20.11 п.20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112):
• осуществление расчетов по возврату суммы займа и (или) выплате процентов по займам, предоставленным Министерством финансов РБ в иностранной валюте, а также для возмещения Министерству финансов РБ платежей, проведенных по погашению и обслуживанию кредитов в иностранной валюте, полученных под гарантию Правительства РБ;
• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим получение от банков кредитов в иностранной валюте, а также исполнение обязательств в рамках договоров поручительства по таким кредитным договорам;
• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим получение от нерезидентов кредитов и (или) займов в иностранной валюте;
• осуществление расчетов с нерезидентами по валютным операциям, связанным с движением капитала, проведение которых осуществляется без получения отдельного разрешения Нацбанка на проведение данного вида валютной операции.
Таким образом, не все займы (кредиты) дают право на покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Запрет авансовых платежей по импорту
Существующий запрет на авансовые платежи по импорту, установленный постановлением Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт», не распространяется на авансовые платежи в пользу нерезидентов со счетов, открытых в иностранной валюте в банках РБ, по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, за счет иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами (письмо Нацбанка РБ от 15.04.2009 № 31-14/132 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2015 г. постановлением Правления Нацбанка РБ от 05.05.2015 № 277 утратило силу постановление № 165, соответственно, субъектам хозяйствования разрешено совершение авансовых платежей по внешнеторговым договорам. |
Валютный контроль
Белорусские банки как агенты валютного контроля обязаны осуществлять контроль за проводимыми клиентами заемными и кредитными операциями, в частности, в следующих случаях и в следующих формах:
1. Предусмотренных п.6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46, в т.ч. в части контроля за обоснованностью платежа, выбором валюты платежа и ее изменением, целевым использованием иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, проведением платежей в оффшорные зоны и др.
К документам, которые представляются клиентом и необходимы для осуществления банком функций агентов валютного контроля, при осуществлении валютной операции, связанной с получением, предоставлением и возвратом денежных средств в соответствии с договором займа (кредитным договором), относятся договор займа или кредитный договор и (или) сведения о поступивших денежных средствах.
При необходимости юридическое лицо обязано дополнительно предоставить:
а) разрешение Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, либо уведомление о валютной операции. Порядок получения регламентирован Инструкцией № 15;
б) разрешение Нацбанка на проведение импортером авансовых платежей (необходимость представления разрешения определяется банком на основании признака оплаты, указанного клиентом). Порядок получения разрешения регламентирован письмом Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 24.11.2008 № 39/187/31-14/1527 «О разъяснении порядка применения постановления Правления Национального банка от 11 ноября 2008 г. № 165»;
в) разрешение Нацбанка на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь (необходимость представления разрешения определяется банком на основании кода поступления товаров);
г) разрешение Нацбанка на использование иностранной валюты при проведении валютной операции между резидентами;
д) документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации резидента - отправителя денежных средств;
е) договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (дополнения к договору, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу.
На банках, как агентах валютного контроля, лежит обязанность не выполнять распоряжения резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств в случаях, указанных в части четвертой ст.27 Закона:
• если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;
• если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Нацбанка, но такое разрешение (лицензия) не получены;
• если резидентом либо нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством, либо представленные документы не соответствуют его требованиям;
• в иных случаях, предусмотренных законодательством.
2. Кроме того, банк обязан зачислить денежные средства, поступившие резиденту или нерезиденту по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, с уведомлением Комитета государственного контроля РБ (его территориального органа) (часть пятая ст.27 Закона). Уведомление посылается путем заполнения формуляра, форма и порядок заполнения которого в настоящее время регламентированы Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46.
3. В довершение всего, валютный контроль, в т.ч. при выдаче и погашении займов (кредитов), дополняется другими видами финансового контроля, осуществляемого банками, в частности, контролем в соответствии с Декретом Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи». Так, согласно п.2 Инструкции о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента РБ от 17.09.2010 № 9, беспроцентные займы рассматриваются в качестве иностранной безвозмездной помощи.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 марта 2016 г. иностранная безвозмездная помощь - денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями (абзац 3 п.2 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента РБ от 31.08.2015 № 5). |
27.03.2013
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук