


Материал помещен в архив
ВАС ПРОВЕРЯЮТ? УЗНАЙТЕ О СВОИХ ПРАВАХ И ВОЗМОЖНОСТЯХ
Контрольная деятельность по-новому
С 1 января 2010 г. вступил в действие Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ), которым утверждено Положение о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение).
Указ регламентирует общие условия проведения контрольной деятельности уполномоченных государственных органов. Так, установлен запрет на проведение проверок в течение первых 2 лет деятельности субъектов хозяйствования в сфере реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Начало действия этого моратория для разных субъектов хозяйствования исчисляется со следующих дней.
Субъект хозяйствования |
Начало действия запрета на проверки |
Организации и индивидуальные предприниматели | Со дня государственной регистрации (кроме организаций, созданных в порядке реорганизации) |
Обособленные подразделения организаций | Со дня присвоения им учетного номера плательщика |
Представительства иностранных организаций | Со дня создания в Республике Беларусь |
Частные нотариусы | Со дня первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) на право осуществления нотариальной деятельности |
Лица, занимающиеся ремесленной деятельностью, развивающие сферу агроэкотуризма | Со дня первоначальной уплаты соответствующего сбора за право осуществления этой деятельности |
Мораторий не действует, если проведение проверок назначено: | |
- по поручению Президента РБ; - Комитетом государственного контроля РБ (либо по его поручению) - при наличии информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, совершении незаконных финансовых операций на сумму более 1 000 базовых величин; - по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей этих органов - по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации полученных незаконным путем доходов, финансировании террористической деятельности; - при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира; - в целях проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов в строительной сфере, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, соответствия используемых при строительстве материалов и конструкций проектным решениям и сертификатам; - для расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследования аварий (в т.ч. строительных, катастроф, бедствий), приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий; - Национальным банком РБ в рамках проведения надзора за банковской деятельностью; - в целях проверки использования (расходования) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки; - в целях подтверждения обоснованности зачета либо возврата превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость; - для изучения вопросов соблюдения порядка осуществления торговой посреднической деятельности; - по заявлению проверяемого субъекта |
Когда назначаются проверки
В Указе акцентировано внимание, что проверки, проводимые при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира могут назначаться по поручениям Президента РБ, Председателя Комитета государственного контроля РБ и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей, Генерального прокурора РБ и его заместителей, руководителей других контролирующих органов в пределах их компетенции при наличии следующих оснований и условий.
Контролирующий (надзорный) орган должен обладать соответствующей информацией, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства либо о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Такая информация может быть получена контролирующим (надзорным) органом у государственного органа или его должностного лица, у иностранного государства, организации или физического лица. Анонимные заявления не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки. Информация должна подтверждаться соответствующими документами (не исключено использование внутренних служебных документов), свидетельствующими о наличии соответствующих фактов. Если такие документы у заявителя отсутствуют, он должен письменно изложить свое согласие на дачу свидетельских показаний в отношении указанных им нарушений или фактов. На случай последующего отказа заявителя от дачи свидетельских показаний либо неподтверждения в ходе проверки указанных им нарушений или фактов законодатель предоставляет проверяемому субъекту право предъявить к заявителю иск о возмещении убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию проверяемого.
По истечении 2-летнего моратория проверки проводятся на плановой основе при включении их в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Порядок составления таких планов утвержден приказом КГК РБ от 28.10.2009 № 94 «Об утверждении Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности» (далее - Порядок № 94).
О периодичности проверок и группах риска
На основании внушительного перечня контролирующих органов предусмотрено, что при необходимости проведения плановой проверки субъекта несколькими контролирующими (надзорными) органами, такая проверка может носить лишь совместный характер, чтобы исключить проведение в течение 1 года нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого лица. На это обращено внимание в Указе и Порядке № 94 при составлении и исполнении координационных планов.
В целях проведения органами ведомственного контроля проверок подчиненных или входящих в их состав организаций по вопросам, отнесенным к сфере контрольной (надзорной) деятельности, разрешено проводить: плановые проверки - не чаще 1 раза в 2 года; внеплановые проверки - по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Периодичность проведения плановых проверок зависит от того, к какой из предложенных законодателем групп риска (высокой, средней или низкой) относится проверяемый субъект.
Согласно п.7 Указа плановые проверки могут быть проведены со следующей периодичностью.
Группа риска |
Периодичность проверки |
Высокая | Не чаще 1 раза в течение 1 года |
Субъекты, осуществляющие деятельность с использованием бюджетных средств; в банковской, страховой, лотерейной, игорной, строительной, международной транспортной, медицинской, генно-инженерной сферах, на рынке алкогольной и табачной продукции, в торговле некоторыми видами товаров; участники внешнеэкономической деятельности при наличии определенных Указом критериев; лицензиаты, допустившие в течение календарного года нарушения, влекущие аннулирование лицензии либо при наличии сведений о причинении такими нарушениями вреда обществу; на рынке ценных бумаг в качестве его профессиональных участников; осуществляющие экологически опасную деятельность либо деятельность, связанную с эксплуатацией опасных объектов; не обеспечивающие финансовой устойчивости своей работы в течение календарного года; 2 и более раз в году не представившие (несвоевременно представившие) налоговую отчетность или представившие недостоверные сведения о своей деятельности; 2 и более раз не уплатившие либо допустившие несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); допустившие оборот товаров в нарушение требований законодательства (например, привлеченные к административной ответственности по части четвертой ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)) и некоторые другие. От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться частью 4 ст.12.17 КоАП в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З | |
Средняя | Не чаще 1 раза в 3 года |
Субъекты, осуществляющие торговую посредническую, внешнеэкономическую по переработке давальческого сырья, аудиторскую, риэлтерскую, туристическую деятельность и деятельность с драгоценными металлами и камнями, а также в сфере общественного питания; оказывающие медицинскую помощь населению; допустившие снижение налоговой нагрузки при стабильной или увеличивающейся нагрузке у других лиц, занимающихся аналогичной деятельностью; допустившие непоступление валютной выручки либо отсутствие на счетах денежных средств, когда их размер от участия во внешнеэкономической деятельности должен соответствовать стоимости товаров, участвующих в совершенных таким лицом сделках; лицензиаты, допустившие в течение календарного года нарушения, влекущие приостановление действия лицензии, и некоторые другие | |
Низкая | По мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет |
Если по результатам очередной плановой проверки проверяющие не выявят нарушений, следующая плановая проверка может быть назначена: - для субъектов из высокой группы риска - не ранее чем через 2 года; - для субъектов из средней группы риска - не ранее чем через 5 лет |
Субъекты из средней и низкой групп риска могут быть освобождены от проведения плановых проверок в тех случаях, когда:
- в результате анализа информации, собранной контролирующим (надзорным) органом, не установлены признаки нарушения законодательства;
- на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее положительное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности потенциального проверяемого субъекта.
К вниманию читателей
Эти преференции не применяются в отношении: а) периодов и вопросов, не охваченных аудиторской проверкой; б) вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.
Продолжительность проверяемого периода
Проверяемый период не должен превышать 3 календарных лет, предшествующих году, в котором назначена проверка. Однако этот период может быть продолжительнее в случаях проведения:
- проверки по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ, Председателя Комитета государственного контроля РБ и его заместителей, Генерального прокурора РБ и его заместителей;
- проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
- проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
- надзора за банковской деятельностью;
- проверки обращения физического лица, не согласного с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
- проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
- проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- дополнительных и встречных проверок.
Внеплановые проверки: особый режим проведения отдельной категории проверок
Законодатель предусмотрел особый режим проведения отдельной категории проверок, которые не подлежат включению в координационный план. Такие проверки являются внеплановыми. К ним относятся проверки, проведение которых поручено Президентом РБ, Председателем Комитета государственного контроля РБ и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей, Генеральным прокурором РБ и его заместителями, руководителями других контролирующих органов в пределах компетенции последних. К внеплановым также отнесены проверки, назначаемые руководителями контролирующих (надзорных) органов и их уполномоченными заместителями в случаях:
- реорганизации проверяемого субъекта, прекращения деятельности открытого в Республике Беларусь представительства иностранной организации, введения процедур банкротства в отношении проверяемого субъекта;
- представления органом уголовного преследования в рамках возбужденного уголовного дела поручения о проведении такой проверки либо представления руководителем указанного органа или суда поручения провести проверку в связи с находящимися в их производстве делами (материалами);
- необходимости получения (сбора) доказательств по делу об административном правонарушении;
- возникновения инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшения гигиенических показателей среды обитания человека;
- необходимости подтверждения обоснованности зачета либо возврата сумм налоговых вычетов;
- необходимости проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и иных документов, связанных с налогообложением;
- расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий на производстве, случаев профессиональных заболеваний, расследования аварий, катастроф и бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- проведения государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;
- необходимости проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов в строительстве, соответствия используемых при строительстве материалов и конструкций проектным решениям и сертификатам;
- необходимости проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение определенного законодательством периода времени для целей признания их задолженности безнадежным долгом. Согласно Положению о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1, продолжительность этого периода составляет 12 месяцев подряд;
- заявления проверяемого субъекта.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение № 1 на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. |
Проведение такой внеплановой проверки может быть поручено при наличии следующих оснований:
- использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
- рост не менее чем в 2 раза в календарном году показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки;
- существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками, юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга; невыполнение предписания Нацбанка РБ; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния; вероятность возникновения у банка состояния, свидетельствующего о его неплатежеспособности либо влекущего создание угрозы поддержанию стабильности банковской системы, интересам вкладчиков и иных кредиторов и иные основания, которые вправе определять Нацбанк РБ в рамках осуществления им надзора за банковской деятельностью.
Разновидности внеплановых проверок
К внеплановым проверкам также относятся следующие виды проверок.
Вид проверки |
Нормы Положения |
Условия проведения проверки |
Встречная | Проводится в отношении контрагентов проверяемого лица. При этом, если сумма отдельно взятой финансовой операции не превышает установленный Положением предел (250 базовых величин - при совершении проверяемым субъектом финансовой операции с резидентом Республики Беларусь; 500 базовых величин - с нерезидентом), встречная проверка не проводится. Однако данная норма не действует в тех случаях, если: предметом проверяемой хозяйственной операции является использование бюджетных средств, внебюджетных целевых фондов, государственного имущества и мер государственной поддержки; выявлены факты оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства; встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела, по поручению руководителя органа уголовного преследования или суда по находящимся в их производстве делам (материалам) | |
Тематическая оперативная |
Пункты 84-92 |
Проводится с целью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности. Такие проверки вправе проводить в пределах своей компетенции Комитет государственного контроля РБ, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, Министерство по налогам и сборам РБ, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Государственный комитет по стандартизации РБ, Нацбанк РБ и его главные управления по областям, подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ, Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций РБ) |
Внеплановая тематическая оперативная проверка одним и тем же контролирующим (надзорным) органом не может проводиться чаще 1 раза в месяц на одной и той же территории проведения проверки, кроме случаев проведения проверок по поручениям Президента РБ или Президиума Совета Министров РБ. Кроме того, акт такой проверки может не составляться, если в ходе ее выявлено административное правонарушение и составлен соответствующий протокол, что отражается в книге учета проверок | ||
Дополнительная | При проверке обоснованности доводов, изложенных проверяемым субъектом в возражениях на акт проверки, может быть назначена дополнительная проверка в отношении этого лица, которую в этом случае проводит тот же контролирующий (надзорный) орган, который первоначально проводил проверку | |
Контрольная | Целью проверки является проверка устранения проверяемым субъектом нарушений, которые были выявлены при проведении предыдущей проверки |
Права проверяющих
Для ответа на вопрос, какие действия проверяющих могут стать предметом обжалования проверяемыми субъектами, следует обратить внимание на полномочия проверяющих должностных лиц (п.4 Положения).
В пределах своей компетенции с целью проведения проверки проверяющие должностные лица вправе:
- свободно входить на территорию проверяемого субъекта, в его служебные, производственные и иные помещения, предъявив служебное удостоверение и предписание на проведение проверки. Согласно п.15 Указа контролирующий орган не вправе осуществлять незаконное вмешательство в текущую деятельность проверяемого субъекта. В свою очередь проверяемый субъект, его представители вправе требовать от проверяющих предъявления вышеуказанных документов, а в случае их отсутствия либо отказа в предъявлении воспрепятствовать допуску проверяющих на территорию проверяемого субъекта. Эта мера самозащиты проверяемого лица может быть реализована также в случае истечения указанного в предписании срока проверки или отказа проверяющего внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
- осматривать используемые для осуществления деятельности территории или помещения либо иные объекты (пп.39, 85 Положения). Согласно п.86 Положения осмотр в ходе внеплановой тематической оперативной проверки может проводиться одновременно во всех торговых объектах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому лицу вне зависимости от территории их размещения;
- проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие их личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при представителе вещей, документов, ценностей, транспортных средств;
- получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта, в рамках вопросов проводимой проверки требовать представления проверяемым лицом документов и иной информации о его деятельности и имуществе, изымать на время проведения проверки оригиналы документов при невозможности снятия с них копий, изготовления выписок из них, в случае отказа проверяемого лица представить копии таких документов, а также при необходимости проведения их экспертного исследования на предмет определения подлинности (пп.40, 42 Положения).
Сроки представления документов при проверке
На практике нередко возникал вопрос, связанный с оценкой критериев разумности срока, устанавливаемого проверяющими органами для представления им документов. Если этот срок составлял от 2-3 часов до 24 часов, проверяемые субъекты в жалобах на действия проверяющих ссылались на невозможность исполнения требования в такие сжатые сроки. Учитывая это обстоятельство, законодатель в Положении указал, что в случае, когда интересующие проверяющих органов документы не должны находиться в месте проверки, проверяемому лицу должен быть установлен разумный срок для их представления. Разумность этого срока представляет собой период продолжительностью не менее 2 рабочих дней. Однако такой срок может быть сокращен до окончания «следующего рабочего дня», если требование представить документы предъявлено в ходе проведения внеплановой тематической оперативной проверки.
Проверяемое лицо вправе не выполнять указанное требование, если оно не относится к вопросам, подлежащим проверке (п.7 Положения).
В целях проведения проверки контролирующие (надзорные) органы вправе:
1) истребовать у контрагентов проверяемого лица информацию, касающуюся их хозяйственных операций и расчетов с проверяемым субъектом, в т.ч. в случае необходимости проводить встречные проверки;
2) назначать проведение экспертизы для решения возникающих в ходе проверки вопросов (пп.43-48 Положения) и привлекать специалистов для оказания ими содействия при проведении определенных действий (пп.49-51 Положения);
3) использовать при проведении проверки технические средства (аудио- и видеозаписывающую аппаратуру, средства для кино-, фотосъемки, ксерокопирования, сканирования, идентификации скрытых изображений и т.п.) (п.56 Положения);
4) проводить контрольные закупки (п.57 Положения);
5) на срок не более 2 суток приостанавливать розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) для снятия остатков товара, проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, таксометров (во время проведения внеплановых тематических оперативных проверок);
6) приостанавливать деятельность проверяемого субъекта и его операции по счетам, накладывать арест на его имущество, задерживать на время проверки транспортные средства, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, являющихся предметами правонарушения, орудиями и средствами его совершения, опечатывать кассы помещения, места хранения документов и (или) имущества (эти и иные способы ограничения деятельности проверяемого субъекта возможны лишь в том случае, если контролирующий (надзорный) орган наделен такими полномочиями в соответствии с Положением или другими законодательными актами);
7) изымать на срок до окончания проверки кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и таксометры для направления их на техническое освидетельствование;
8) проводить контрольные закупки товаров, контрольное оформление заказов на выполнение работ (услуг);
9) проверять фактическое наличие ценностей в местах их хранения, требовать проведения инвентаризации;
10) опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и иные места хранения документов и имущества проверяемого лица (п.54 Положения);
11) проводить отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
Например, согласно ст.14 Закона РБ от 09.02.2000 № 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» этот контролирующий орган наделен полномочиями выносить решения: о приостановлении действия договора аренды, разгосударствления, приватизации и иного отчуждения государственного имущества при выявлении фактов нарушения законодательства; о приостановлении финансирования строительства по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу либо при отсутствии необходимых документов на выполнение строительных работ; о запрещении деятельности без наличия специального разрешения (лицензии); о закрытии предприятий и организаций, систематически нарушающих правила торговли и обслуживания населения, допускающих реализацию некачественных товаров.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 июля 2010 г. вместо Закона № 369-З действует Закон РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах». |
Какие действия могут быть обжалованы
Из анализа правомочий проверяемых субъектов и их представителей в ходе проверки следует, что предметом обжалования могут стать также: отказ в представлении информации об основаниях включения проверки в координационный план; отказ в удовлетворении либо непринятие во внимание ходатайств проверяемого лица о назначении конкретного эксперта или специалиста, о постановке перед экспертом (специалистом) определенных вопросов, о разрешении присутствовать при производстве экспертизы для дачи объяснений эксперту.
При проведении внеплановых тематических оперативных проверок на предмет соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов, на автомобильных дорогах (по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей, в области транспортной деятельности, безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта), торговых мест на рынках, строительных объектов (по вопросам соблюдения требований технических нормативных правовых актов в строительной сфере) данные проверки могут проводиться в отношении любого проверяемого субъекта, осуществляющего деятельность на территории, указанной в предписании.
Для целей выявления фактов осуществления деятельности без государственной регистрации, проверки соблюдения порядка уплаты единого налога, соблюдения законодательства о государственном регулировании оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, нефтяного жидкого топлива контрольные мероприятия могут быть осуществлены и в отношении физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя.
Пунктом 70 Положения определено, что при выявлении в ходе проведения проверки фактов нарушения законодательства, которые требуют принятия неотложных мер по их устранению, при составлении до окончания проверки отдельного промежуточного акта проверки либо при составлении окончательного акта проверки проверяющий на основании этих актов может вынести в адрес проверяемого лица требование (предписание) об устранении нарушений. Такое требование (предписание) выносится руководителем контролирующего (надзорного) органа также в случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью населения: нарушений в области охраны окружающей среды, причинивших или способных повлечь причинение экологического вреда в будущем. Требованием (предписанием) оформляется и приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования.
Указанный акт утверждается руководителем контролирующего (надзорного) органа или его заместителем и может быть вынесен в день выявления нарушения.
Требование (предписание) об устранении нарушений является обязательным для исполнения проверяемым субъектом. О выполнении каждого из его пунктов проверяемое лицо обязано письменно сообщать контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку, в установленный им срок. После получения уведомления об устранении нарушений контролирующий орган в целях подтверждения выполнения его требований (предписания) может назначить контрольную проверку.
При проведении любой из вышеперечисленных проверок проверяющие обязаны придерживаться следующих основополагающих принципов:
- презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
- законности;
- открытости и доступности нормативных правовых актов, выполнение обязательных требований которых может подлежать проверке;
- открытости информации о предстоящих плановых проверках;
- ответственности проверяющих за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).
Как подать жалобу
В ходе проведения контрольных мероприятий проверяемый субъект может столкнуться с необходимостью обжалования действий (бездействия) проверяющих должностных лиц, решений контролирующего органа или требований (предписаний) об устранении нарушений. Право подать жалобу закреплено в п.7 Положения, глава 9 которого регламентирует общий порядок обжалования решений, требований (предписаний), действий (бездействия) контролирующего органа и его должностных лиц, которыми нарушаются права проверяемого субъекта.
Жалоба подается в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (в случае отсутствия вышестоящего контролирующего органа) и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования не установлен законодательными актами. Таким образом, Положение допускает одновременное использование как административного, так и судебного порядка обжалования.
В вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу жалоба может быть подана в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, совершения действий (бездействия) контролирующего органа и его должностных лиц. Пропуск этого срока по неуважительной причине является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Срок подачи жалобы в суд, как и прежде, составляет 1 год. При этом в Положении отмечено, что регулируемый им порядок обжалования не распространяется на обжалование решений контролирующих (надзорных) органов, действий (бездействия) проверяющих в ходе административного процесса. В этих случаях проверяемое лицо должно руководствоваться главами 7, 11 и 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Кроме механизма обжалования юрисдикционных актов, действий (бездействия) проверяющих, законодатель предложил новую форму контроля проверяемым субъектом законности назначенной проверки (п.22 Указа). Проверяемый субъект вправе обратиться в вышестоящий контролирующий орган с заявлением о признании назначенной проверки незаконной в случае, если должностное лицо контролирующего (надзорного) органа:
а) не зафиксировало надлежащим образом факт проведения проверки;
б) нарушило порядок назначения проверки;
в) назначило проведение проверки при отсутствии оснований.
Срок подачи заявления о признании проверки незаконной составляет 10 дней со дня ее начала. Если вышестоящий орган по результатам рассмотрения такого заявления примет решение об отказе в признании проверки незаконной, его решение в 10-дневный срок со дня его получения проверяемым лицом может быть обжаловано в суд.
В одном из очередных законопроектов по вопросам внесения дополнений и изменений в КоАП предложено установить административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин для должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за деяния, повлекшие признание проверки недействительной (незаконной).
29.01.2010 г.
Дмитрий Александров, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 (с 1 октября 2012 г.) и от 29.11.2013 № 529 (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения. |