Горячая тема от 08.01.2025 (актуализировано 23.04.2025)
Автор: Голованова Т.

Важнейшие изменения законодательства в 2025 году


СОДЕРЖАНИЕ

 

Новые размеры базовой величины и минимальной заработной платы

Налогообложение

Изменение обязанностей нанимателей

Новые сроки представления формы ПУ-3 по гражданско-правовым договорам

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком

Использование кассового оборудования и дифференцированный учет товаров

Изменения в порядке формирования кредитных историй

Предельные максимальные тарифы на платные медицинские услуги по приемам (консультациям) врачей-специалистов

Оценка платежеспособности при заключении договоров лизинга и предоставлении микрозаймов

Изменения в сфере образовательной деятельности

Изменения в сфере оценочной деятельности

Изменения в сфере страховой деятельности

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслей

Важнейшие изменения законодательства в 2025 году

Татьяна Голованова

Татьяна Голованова
юрист

08.01.2025

В материале рассмотрены основные изменения законодательства, касающиеся деятельности субъектов хозяйствования, которые вступают в силу в 2025 году.

 

Разделы материала:

Новые размеры базовой величины и минимальной заработной платы

С 1 января 2025 г. увеличены:

1. Размер БВ с 40 до 42 руб. (п.1 постановления Совмина от 16.11.2024 № 848 «Об установлении размера базовой величины»).

 

справочно

Справочно

Показатель базовой величины влияет на размер некоторых пособий, стипендий, налогов и сборов, штрафов, других выплат.

 

2. Размер месячной МЗП с 626 до 726 руб. (п.1 постановления Совмина от 10.12.2024 № 935 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»).

 

справочно

Справочно

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора (ч.1 ст.59 ТК).

Налогообложение

Законом от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов» внесены изменения в НК. Изменения касаются сроков представления в ИМНС учетной политики, объектов налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу, ставок единого налога с ИП и иных физлиц и др. С 2 311 250 до 3 500 000 руб. увеличен предельный размер валовой выручки для применения УСН.

Большинство положений Закона № 47-З вступило в силу с 1 января 2025 г.

 

список

Дополнительно по теме

НК-2025: навигатор изменений по налогообложению.

Изменение обязанностей нанимателей

1. С 1 января 2025 г.:

- сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) следует представлять в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь. Исключение установлено только для нанимателей со списочной численностью работников не более 5 человек, которые вправе представлять указанные сведения в письменном виде (абз.14 п.1 ст.35 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения» в редакции, действующей с 01.01.2025);

- запрещается размещение сведений о наличии вакансий, не опубликованных в Общереспубликанском банке вакансий на информационном портале государственной службы занятости, иных информационных ресурсах. При этом размещение сведений о наличии вакансий на иных информационных ресурсах возможно только при условии ссылки на Общереспубликанский банк вакансий на информационном портале государственной службы занятости (п.4 ст.24 Закона № 125-З в редакции, действующей с 01.01.2025).

 

список

Дополнительно по теме

Изменения прав и обязанностей граждан в области содействия занятости с 2025 года. Комментарий к ст.15, 16, 17 и 21 Закона от 15.06.2006 № 125-З.

Как изменились права и обязанности нанимателей с 1 января 2025 года в области содействия занятости. Комментарий к ст.34 и 35 Закона от 15.06.2006 № 125-З;

 

- организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия семьям, воспитывающим детей, обязаны запрашивать и получать не реже одного раза в квартал в территориальных органах ФСЗН по месту их постановки на учет в качестве плательщиков обязательных страховых взносов информацию об обстоятельствах, влекущих изменение размера назначенных государственных пособий или прекращение их выплаты, в случаях и порядке, устанавливаемых правлением ФСЗН (подп.2.4 п.2 ст.5 Закона от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в редакции, действующей с 01.01.2025).

2. С 1 сентября 2025 г. устанавливается обязанность выпускника при трудоустройстве в течение срока обязательной работы предъявить, а нанимателя - потребовать один из следующих документов:

- свидетельство о направлении на работу;

- справку о самостоятельном трудоустройстве;

- вступившее в законную силу решение суда о взыскании в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего (абз.13 п.34 ст.2 Закона от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).

3. Лицам, уволенным в связи с призывом на военную службу (п.1 ст.44 ТК), но не направленным для ее прохождения, гарантируется право на занятие прежней должности служащего (профессии рабочего) в течение 10 календарных дней со дня получения нанимателем соответствующего уведомления военного комиссариата (обособленного подразделения) (ст.1 Закона № 46-З). Такая норма вступит в силу 1 сентября 2025 г.

Новые сроки представления формы ПУ-3 по гражданско-правовым договорам

При заключении ГПД после 1 января 2025 г. следует соблюдать сроки представления формы ПУ-3, установленные постановлением Совмина от 12.09.2024 № 670:

• не позднее 5 календарных дней со дня заключения договора;

• не позднее 15 календарных дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в ЕГР при заключении договора вновь созданным субъектом хозяйствования;

• далее при начислении вознаграждения по ГПД - один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом (абз.3 ч.1 п.16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совмина от 08.07.1997 № 837).

 

список

Дополнительно по теме

Примеры заполнения форм ПУ-3 с 01.01.2025 по застрахованным лицам, работающим по гражданско-правовым договорам.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком

С 1 января 2025 г. минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком за календарный месяц устанавливается в размере месячной МЗП с учетом ее индексации за месяц, предшествующий месяцу возникновения права на пособие (ч.1 п.3 ст.20 Закона № 7-З в редакции, действующей с 01.01.2025). До указанной даты минимальный размер пособия составлял 50 % наибольшей величины БПМ.

Использование кассового оборудования и дифференцированный учет товаров

1. С 1 июля 2025 г. сокращается перечень случаев, когда юрлица и ИП вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов, а также расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юрлица и ИП используют платежные терминалы (подп.1.2, 1.4 п.1 постановления Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19).

 

список

Дополнительно по теме

О переходе с 1 июля 2025 года на использование кассового оборудования и платежных терминалов в отдельных сферах деятельности. Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 23.10.2023 № 712/19.

 

2. С 1 июля 2025 г. юрлица и ИП при продаже товаров, подлежащих маркировке, должны использовать кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке (ч.1 п.101 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16, в редакции, вступающей в силу с 01.07.2025).

 

справочно

Справочно

Дифференцированный учет - автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах (ч.3 приложения 3 к постановлению № 924/16).

Изменения в порядке формирования кредитных историй

С 5 января 2025 г. вступают в силу изменения в Закон от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях», а также постановление Правления Нацбанка от 02.10.2024 № 310.

Указанными НПА, в частности, расширяется перечень источников формирования кредитной истории, а также регламентируется порядок установления и снятия физлицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории кредитного отчета.

 

список

Дополнительно по теме

Изменения в Законе о кредитных историях с 5 января 2025 года. Комментарий к Закону от 01.04.2024 № 362-З.

С 5 января 2025 г. в Беларуси изменится порядок формирования кредитных историй и получения кредитных отчетов. Комментарий к постановлению Нацбанка от 02.10.2024 № 310.

Предельные максимальные тарифы на платные медицинские услуги по приемам (консультациям) врачей-специалистов

С 1 февраля 2025 г. вступает в силу постановление Минздрава от 16.11.2024 № 156, которым установлены предельные максимальные тарифы на платные медицинские услуги по приемам (консультациям) врачей-специалистов, за исключением врачей-специалистов стоматологического профиля.

 

список

Дополнительно по теме

Установлены предельные максимальные тарифы на платные медуслуги по приемам (консультациям) врачей-специалистов. Комментарий к постановлению Минздрава от 16.11.2024 № 156.

Оценка платежеспособности при заключении договоров лизинга и предоставлении микрозаймов

С 1 марта 2025 г. при оценке платежеспособности заявителя, обратившегося для заключения договора финансовой аренды (лизинга), лизинговая организация должна рассчитывать показатель долговой нагрузки, а при заключении договора лизинга жилого помещения - показатель финансового покрытия (абз.3 подп.1.1 п.1 постановления Правления Нацбанка от 31.03.2020 № 100 в редакции, вступающей в силу с 01.03.2025).

При оценке платежеспособности заявителя, обратившегося в коммерческую микрофинансовую организацию за предоставлением микрозайма, будет рассчитываться показатель долговой нагрузки (абз.4 подп.1.1 п.1 постановления № 100 в редакции, вступающей в силу с 01.03.2025).

 

справочно

Справочно

Показатель долговой нагрузки рассчитывается как процентное соотношение суммы ежемесячных платежей физического лица и размера его среднемесячного дохода и не должен превышать 40 % (ч.1 подп.1.5, ч.1 подп.1.7 п.1 постановления № 100 в редакции, вступающей в силу с 01.03.2025).

Показатель финансового покрытия рассчитывается как процентное соотношение стоимости предмета лизинга, переданного по договору лизинга жилого помещения, за вычетом аванса, полученного от лизингополучателя, и стоимости предмета лизинга, переданного по договору лизинга жилого помещения, и не должен превышать 90 % (подп.1.12 п.1 постановления № 100 в редакции, вступающей в силу с 01.03.2025).

Изменения в сфере образовательной деятельности

Устанавливается срок, в течение которого организациям и ИП необходимо уведомить о начале осуществления и прекращении образовательной деятельности структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования по месту осуществления образовательной деятельности. Сделать это необходимо в течение 10 рабочих дней до начала ее осуществления и не позднее 10 рабочих дней после прекращения ее осуществления (абз.5 п.11 ст.2 Закона № 46-З).

Норма вступает в силу 1 сентября 2025 г.

Изменения в сфере оценочной деятельности

1. С 3 января 2025 г. в реестр оценщиков включаются также сведения о юрлицах, осуществляющих оценочную деятельность, в том числе об исполнителях экспертизы достоверности внутренней оценки и исполнителях экспертизы достоверности независимой оценки, а также об экспертах, состоящих в штате исполнителей экспертизы (за исключением местных исполнительных и распорядительных органов, в том числе комитетов государственного имущества облисполкомов и Мингорисполкома, и государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности») (подп.1.5 п.1 Указа от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» в редакции, действующей с 03.01.2025).

2. Исполнителем оценки может быть только юрлицо (п.4 приложения 2 к Указу № 615 в редакции, действующей с 03.01.2025).

3. Установлены требования к исполнителю оценки, исполнителю экспертизы и эксперту.

 

Требования
Исполнитель оценки 1) заключение не менее чем с пятью оценщиками трудового договора с установлением продолжительности рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде, или неполного рабочего времени в случаях, предусмотренных в пп.1 и 2 ч.2 ст.289 ТК;
2) наличие уставного фонда в размере не менее 50 000 руб. (для коммерческих организаций);
3) наличие условий для хранения заключений и отчетов об оценке (нахождение в собственности или на ином законном основании капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на территории Республики Беларусь либо наличие информационной системы архива организации);
4) включение в перечень исполнителей оценки (п.2 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утв. Указом № 615, в редакции, действующей с 03.01.2025)
Исполнитель экспертизы (за исключением местных исполнительных и распорядительных органов, в том числе комитетов государственного имущества облисполкомов и Мингорисполкома, и государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности») 1) заключение не менее чем с пятью оценщиками (в том числе не менее чем с двумя экспертами) трудового договора с установлением продолжительности рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде, или неполного рабочего времени в случаях, предусмотренных в пп.1 и 2 ч.2 ст.289 ТК;
2) наличие уставного фонда в размере не менее 100 000 руб. (для коммерческих организаций);
3) включение в перечень исполнителей экспертизы (п.21 Положения № 615 в редакции, действующей с 03.01.2025)
Эксперт (за исключением работников местных исполнительных и распорядительных органов, в том числе комитетов государственного имущества облисполкомов и Мингорисполкома, и государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности») 1) наличие заключенного трудового договора с установлением продолжительности рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде, или неполного рабочего времени в случаях, предусмотренных в пп.1 и 2 ч.2 ст.289 ТК;
2) наличие стажа работы в сфере оценочной деятельности не менее 8 лет (стаж работы эксперта в сфере оценочной деятельности определяется исходя из периода его работы в качестве работника исполнителя оценки (исполнителей оценки), проводящего независимую оценку, и (или) проведения им независимой оценки лично как ИП);
3) наличие действующего в течение не менее 8 лет свидетельства об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объектов гражданских прав;
4) непрерывность в работе в качестве работника исполнителя оценки (исполнителей оценки), проводящего независимую оценку, и (или) проведение им независимой оценки лично как ИП в течение 3 лет, предшествующих дате включения сведений о нем в перечень исполнителей экспертизы;
5) отсутствие в течение 1 года, предшествующего дате включения сведений о нем в перечень исполнителей экспертизы, административного взыскания за осуществление деятельности по оценке стоимости объектов гражданских прав с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами об оценочной деятельности;
6) отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дате включения сведений о нем в перечень исполнителей экспертизы, факта признания судом результата проведенной им независимой оценки недостоверным в связи с несоблюдением требований законодательства об оценочной деятельности (п.22 Положения № 615 в редакции, действующей с 03.01.2025)

 

справочно

Справочно

Исполнитель оценки - юридическое лицо, осуществляющее оценочную деятельность. Юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, признается организация, в штате которой состоит не менее пяти оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы, и соответствующая требованиям п.2 Положения № 615 (п.4 приложения 2 к Указу № 615).

Исполнитель экспертизы - юридическое лицо, осуществляющее оценочную деятельность не менее шести лет, в штате которого состоит не менее пяти оценщиков (в том числе не менее двух экспертов), для которых данное юридическое лицо является основным местом работы, и соответствующее требованиям п.21 Положения № 615, а также местные исполнительные и распорядительные органы, в том числе комитеты государственного имущества областных и Минского городского исполнительных комитетов, и государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» (п.5 приложения 2 к Указу № 615).

Эксперт - физическое лицо, аттестованное на право проведения независимой оценки соответствующего вида объектов гражданских прав, состоящее в штате исполнителя экспертизы, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, и соответствующее требованиям п.22 Положения № 615, либо работник местных исполнительных и распорядительных органов, в том числе комитетов государственного имущества областных, Минского городского исполнительных комитетов, или государственного учреждения «Национальный центр интеллектуальной собственности» (п.18 приложения 2 к Указу № 615).

Изменения в сфере страховой деятельности

С 1 января 2025 г. вступает в силу большинство положений Закона от 05.01.2024 № 344-З «О страховой деятельности».

1. Помимо обязательного и добровольного страхования, Законом № 344-З вводится еще одна форма страхования - вмененное страхование. При вмененном страховании законодательными актами на указанных в них лиц может быть возложена обязанность по страхованию жизни, здоровья или имущества либо их гражданской ответственности в качестве обязательного условия осуществления ими предпринимательской деятельности или получения определенных благ и преимуществ (п.1, ч.1 п.4 ст.5 Закона № 344-З).

2. Изменены требования к размеру уставного фонда страховых организаций.

Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 № 530, минимальный размер уставного фонда страховщика устанавливается в сумме 11 млн бел. руб. (п.15 Положения № 530).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2025 г. действует Положение об обязательном страховании, утв. Указом от 18.03.2025 № 108. Комментарии см. здесь.

 

Закон № 344-З определяет размер уставного фонда для страховых организаций в зависимости от видов страхования.

 

Размер уставного фонда, БВ Осуществляемые виды страхования
350 000
Виды страхования, относящегося и не относящегося к страхованию жизни
500 000
Виды обязательного страхования и (или) виды страхования, не относящегося к страхованию жизни, по которым страхователями выступают Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы, государственные юрлица, а также хозяйственные общества, более 50 % акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц
750 000
Осуществление исключительно перестраховочной деятельности

 

3. В связи с вступлением в силу Закона № 344-З внесены также изменения в гл.41 Закона от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании».