


Материал помещен в архив

Вебинар как обучающий курс и как форма обучения в организации
Для повышения квалификации работники проходят обучение на курсах, популярны и вебинары. В этих понятиях и отличиях разберемся в разделах:
Что такое вебинар
Вебинар - образовательное мероприятие, проводимое посредством информационно-коммуникационных технологий в режиме реального времени (ч.6 п.3 Положения об обучающих курсах дополнительного образования взрослых, утв. постановлением Совмина от 09.09.2022 № 296).
На практике применяются и другие его наименования, в частности онлайн-семинар.
Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам вебинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга.
Порядок и условия использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ определяет Минобразования.
![]() |
Справочно Под дистанционными образовательными технологиями понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч.2 п.4 ст.16 КоО). |
При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, ИП, осуществляющих образовательную деятельность.
Виды образовательных мероприятий образовательных курсов
Разновидности образовательных мероприятий образовательных курсов приведены в п.3 Положения № 296.
Виды образовательных курсов (за исключением вебинара)
Вид | Определение |
Лекторий | образовательное мероприятие, включающее цикл лекций, объединенных одной тематикой |
Тематический семинар | образовательное мероприятие, включающее теоретические и (или) практические учебные занятия по определенной теме |
Практикум | образовательное мероприятие, направленное на закрепление знаний и умений слушателей в ходе практических (лабораторных) занятий |
Тренинг | образовательное мероприятие, направленное на совершенствование отдельных умений и навыков слушателей в ходе практических занятий, деловых, ролевых игр и иных учебных занятий |
Офицерские курсы | образовательное мероприятие, направленное на удовлетворение познавательных потребностей в сфере профессиональной деятельности лиц из числа офицерского состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований |
Сравнение вебинара, курсов целевого назначения и образовательных программ
Вебинар может быть как обучающим курсом, так и формой обучения в организации. В таблице приведены отличия между ними, а также наиболее распространенными формами дополнительного образования взрослых.
Сравнение вебинара, курсов целевого назначения и других форм дополнительного образования взрослых
Образовательные программы, которые подпадают под действие Положения № 101 | Обучающие курсы | Курсы целевого назначения (обучение в организации) | |
1. Правовое регулирование | |||
- ст.102, 2201 ТК; - разд.XV КоО; - Положение о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утв. постановлением Совмина от 24.01.2008 № 101 |
- разд.XV КоО; - Положение № 296 |
- разд.XV КоО; - Положение о курсах целевого назначения, утв. постановлением Совмина от 01.09.2022 № 574 | |
2. Категория работников | |||
Любой работник, по профподготовке - рабочие и другие служащие | Любой работник | ||
3. Формат | |||
Зависит от образовательной программы. Например, при реализации образовательных программ профподготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) является учебное занятие - лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие (п.8 Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утв. постановлением № 574) | Учебное занятие, виды которого определяются учебно-программной документацией (п.7 Положения № 296, п.5 Положения о курсах целевого назначения № 574) | ||
4. Форма получения образования | |||
В очной, заочной и дистанционной формах (п.18 ст.248 КоО) | |||
Получение образования рабочими (служащими) осуществляется только в очной форме по таким видам дополнительного образования, как: - повышение квалификации; - переподготовка; - профессиональная подготовка (п.18 ст.248 КоО) |
В очной, заочной и дистанционной (п.18 ст.248 КоО) | ||
5. Цели получения образования | |||
При повышении квалификации - профессиональное совершенствование работников, в том числе с присвоением рабочим более высоких квалификационных разрядов по профессии рабочего (пп.2, 7 ст.248 КоО) | Удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профдеятельности или области знаний (п.13 ст.248 КоО, п.2 Положения № 296) | Формирование компетенций в определенной сфере профдеятельности, изучение новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, правил технической эксплуатации оборудования, требований по ОТ, вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач (п.14 ст.248 КоО) | |
При переподготовке - присвоение новой квалификации на уровне высшего, среднего специального образования, а также приобретение профессии рабочего лицами, имеющими другую профессию рабочего; формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовой функции по должности служащего, кроме руководителя и специалиста, лицами, ранее прошедшими профподготовку по другой должности служащего (пп.3, 4, 8 ст.248 КоО) | |||
При стажировке - освоение руководящими работниками и специалистами новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности (п.5 ст.248 КоО) | |||
При профессиональной подготовке - приобретение профессии рабочего лицами, не имеющими профессии рабочего; формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовой функции по должности служащего, кроме руководителя и специалиста (п.9 ст.248 КоО) | |||
6. Кто проводит | |||
При реализации образовательных программ профподготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) - педагогические работники, мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий. Теоретическое обучение по учебным дисциплинам, модулям специального цикла профессионального компонента могут осуществлять лица, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю и направлению образования, соответствующему обучаемой профессии рабочего, а по учебным дисциплинам, модулям общепрофессионального цикла профессионального компонента - лица, имеющие высшее или среднее специальное образование (п.20 Положения об обучении по профессиям рабочих № 574). Также с учетом пп.15, 16 Положения об обучении по профессиям рабочих № 574: |
Лица, имеющие высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование по профилю, как правило, соответствующему тематике учебного занятия (п.8 Положения о курсах целевого назначения № 574) | ||
на 1-м этапе (теоретическое обучение) | мастер производственного обучения | ||
на 2-м этапе (производственная практика) | по профессиям рабочих - мастер производственного обучения, не освобожденный от работы по заключенному трудовому договору высококвалифицированного рабочего, или инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий (если индивидуально - не освобожденный от работы по заключенному трудовому договору высококвалифицированный рабочий или инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий) | ||
по должностям служащих - мастер производственного обучения, не освобожденный от работы по заключенному трудовому договору служащего (если индивидуально - не освобожденный от работы по заключенному трудовому договору служащий) | |||
7. Оформление | |||
Договор, приказ (п.1 Положения № 101), запись в трудовой книжке | На платной основе, заключается договор о платных услугах в сфере образования по форме (п.11 Положения № 296) | ||
8. Аттестация (слушателей) | |||
Да (пп.18, 29, 34 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утв. постановлением № 574) | Текущую и итоговую аттестацию не проходят, если иное не установлено законодательными актами (п.14 Положения № 296) | Нет | |
9. Документ, выдаваемый по окончании | |||
- диплом о переподготовке на уровне высшего образования; - диплом о переподготовке на уровне среднего специального образования; - свидетельство о повышении квалификации (ст.90 КоО); - свидетельство о повышении квалификации; - свидетельство о стажировке руководящих работников и специалистов; - свидетельство о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) (ст.91 КоО, п.19 Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих № 574) |
Сертификат об обучении установленного образца (п.11 ст.91 КоО, п.15 Положения № 296) | Сертификат об обучении - в случае принятия учреждением образования, иной организацией, ИП, осуществляющими образовательную деятельность, решения о его выдаче (п.11 ст.91 КоО, п.9 Положения о курсах целевого назначения № 574) |
![]() |
Дополнительно по теме • Сотрудник будет обучаться на курсах повышения квалификации дистанционно (обучение в форме вебинара). Как оформить направление на обучение - как и на очное обучение? Может ли руководство в данном случае обязать сотрудника обучаться на вебинаре на рабочем месте, а не вне его? И если да, то чем это регулируется? • Алгоритм направления работника на вебинар. |