


Материал помещен в архив
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ
Общие положения
Осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых и связанных с ними отношениях регулируется следующими законодательными актами:
- Трудовым кодексом РБ (далее - ТК) (глава 39);
- Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), которым утвержден перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее - перечень);
- Указом Президента РБ от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (далее - Указ № 325);
- Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
Правом надзора за соблюдением законодательства о труде обладают только специально уполномоченные государственные органы (ст.462-464 ТК, а также Указы № 510 и № 325).
Контроль же за соблюдением законодательства о труде могут осуществлять некоторые из специально уполномоченных государственных органов, а также:
- в рамках ведомственного контроля:
республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ;
местные исполнительные и распорядительные органы;
- в рамках общественного контроля:
профсоюзы;
уполномоченные лица по охране труда работников организации.
Согласно главам 7 и 8 Конституции Республики Беларусь надзор и контроль осуществляются в т.ч. в сфере трудовых и связанных с ними отношений:
- прокуратурой - надзор за точным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов;
- Комитетом государственного контроля РБ - государственный контроль за исполнением актов Президента РБ, Парламента РБ, Правительства РБ и других государственных органов.
Согласно части первой ст.462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде вправе осуществлять только специально уполномоченные государственные органы.
Общая специальная уполномоченность на сегодняшний день определяется достаточно просто: соответствующий орган должен быть включен в перечень.
Конкретная же уполномоченность определяется по нормативным правовым актам, регулирующим деятельность соответствующих государственных органов.
В соответствии с перечнем специально уполномоченными органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых и связанных с ними отношениях являются следующие:
- в системе Министерства труда и социальной защиты РБ:
Департамент государственной инспекции труда;
органы государственной службы занятости населения;
органы государственной экспертизы условий труда;
- в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ:
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;
Департамент по ядерной и радиационной безопасности;
органы государственного пожарного надзора;
- в системе Министерства энергетики РБ:
органы государственного энергетического надзора;
- в системе Министерства здравоохранения РБ:
органы государственного санитарного надзора.
Согласно части второй ст.462 ТК контроль (с учетом Указов № 510 и № 325 - ведомственный) за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций осуществляют:
- республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ;
- местные исполнительные и распорядительные органы.
Регулирование ведомственного контроля
Правовое регулирование ведомственного контроля регламентировано Указами № 510 и № 325.
Под ведомственным контролем понимается (п.11 Указа № 510) контроль, осуществляемый органами и организациями (их структурными подразделениями (подчиненными организациями)), отнесенными к органам такого контроля перечнем.
Указом № 325 утвержден перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль (далее -перечень № 325).
Перечень № 325 включает свыше 300 органов и организаций, не считая множества структурных подразделений областных, городских и районных исполнительных комитетов.
Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (далее - ведомственные контрольные службы).
Руководители контролирующих органов вправе в установленном порядке возложить осуществление ведомственного контроля за деятельностью подчиненных или входящих в их состав (систему) организаций, в т.ч. их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, нотариальных контор (далее - подведомственные организации) на структурные подразделения контролирующих органов с учетом специфики выполняемых ими функций без создания ведомственных контрольных служб (подп.2.3 п.2 Указа № 325).
От редакции: С 1 января 2014 г. подп.2.3 п.2 Указа № 325 на основании Указа Президента РБ от 27.11.2013 № 523 изложен в новой редакции. |
В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в т.ч. ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в 2 года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение (подп.2.4 п.2 Указа № 325).
В соответствии с подп.2.6 п.2 Указа № 325 функциями контролирующих органов являются:
- организация и проведение:
плановых проверок подведомственных организаций;
внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
камеральных проверок;
мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг);
- оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности;
- обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок в подведомственных организациях и их результатов;
- проведение анализа применения подведомственными организациями актов законодательства и выработка на его основе предложений о совершенствовании таких актов.
Штатная численность работников ведомственной контрольной службы определяется в соответствии с законодательством с учетом возложенных на нее функций, количества подведомственных организаций и установленной периодичности проведения проверок в рамках ведомственного контроля (подп.2.9 п.2 Указа № 325).
Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа.
Руководители контролирующих органов обеспечивают контроль за организацией и проведением ведомственного контроля, соблюдением законодательства при назначении и проведении проверок подведомственных организаций, качеством таких проверок (подп.2.13 п.2 Указа № 325).
При осуществлении ведомственного контроля могут проводиться дополнительные проверки подведомственных организаций по основаниям, содержащимся в пп.71 и 97 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510.
31.05.2011 г.
Виктор Кривой, доктор юридических наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»
От редакции: В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 26.07.2012 № 332, от 01.07.2013 № 292 (с 1 июля 2013 г.) и от 25.07.2013 № 331 (с 30 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.