Вопрос-ответ от 27.08.2019
Автор: Амельченя Ю.

Влияет ли источник финансирования на требования (ограничения участия), устанавливаемые для участников процедур закупок при строительстве?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Влияет ли источник финансирования на требования (ограничения участия), устанавливаемые для участников процедур закупок при строительстве?

 

ОТВЕТ: Да, влияет.

При строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, применяется ряд процедур закупок - подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги (подп.1.1, 1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 223)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве  регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

 

Указом № 223 предусмотрены ограничения участия в процедурах закупок некоторых субъектов.

Так, если источник финансирования - собственные средства субъектов хозяйствования, а не указанные выше, то не применяются установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Соответственно, при финансировании строительства за счет собственных средств субъектов, если при этом для строительства объекта не привлекаются средства, предусмотренные в Указе № 223, то, по мнению автора, и ограничения, установленные Указом № 223, а также ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», не применяются.

В свою очередь, при проведении процедур закупок в соответствии с Указом № 223 необходимо учитывать, что участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не могут выступать:

• эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

• юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;

• организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;

• юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

• лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве (подп.1.9 п.1 Указа № 223, абзацы 2, 3, 5-8 п.2 ст.57 вышеназванного Закона).

 

27.08.2019

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»