Пособие от 30.11.2015
Автор: Ворон А.

Внеплановая проверка соблюдения законодательства о труде и об охране труда, проводимая по заявлению проверяемого субъекта


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обращение в надзорный орган с заявлением о проведении внеплановой проверки

Проведение внеплановой проверки

Оформление результатов проверки

Ответственность

 

Материал помещен в архив

 

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА, ПРОВОДИМАЯ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ПРОВЕРЯЕМОГО СУБЪЕКТА

Одна из эффективных форм предупреждения нарушений организациями требований законодательства об охране труда - внеплановая проверка по заявлению проверяемого субъекта. Такая форма проверки достаточно распространена, поскольку позволяет реализовать работодателями ряд профилактических мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте.

Все руководители организаций в течение месяца с момента назначения на должность должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда и, как следствие, знать и обеспечивать здоровые и безопасные условия труда для работников. С целью организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

 

Справочно

Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда), иными актами законодательства. Специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций (части четвертая и пятая ст.20 Закона об охране труда).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. ст.20 Закона об охране труда изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З. Комментарий см. здесь.

 

Часто с целью соблюдения законодательства об охране труда руководители принимают в штат специалиста по охране труда. Однако объективно оценить его работу они не могут, поскольку данный специалист докладывает только о том, что все необходимые мероприятия по охране труда в организации выполнены. Такая уверенность нередко приводит к несчастным случаям на производстве.

Возникает вопрос: что же все-таки руководитель может предпринять для получения объективной оценки состояния охраны труда в организации?

Обращение в надзорный орган с заявлением о проведении внеплановой проверки

Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение), предусмотрено проведение надзорным органом такого вида внеплановой проверки, как проверка по заявлению проверяемого субъекта (абзац 14 п.5 данного Указа).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376.  

 

При этом субъект хозяйствования самостоятельно определяет временной период и вопросы, подлежащие проверке (например, наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда, и т. д.).

При этом субъект хозяйствования может руководствоваться укрупненным перечнем вопросов, подлежащих проверке государственным инспектором труда у работодателя по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда.

В случае принятия руководителем организации решения о проведении внеплановой проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда направляется заявление в адрес территориального подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент) (по месту регистрации).

В заявлении помимо информации о вопросах, подлежащих проверке и проверяемом периоде, можно дополнительно (при необходимости) указать месяц проведения данной проверки.

При поступлении от организации такого заявления руководитель территориального подразделения Департамента принимает решение о назначении внеплановой проверки.

Проведение внеплановой проверки

Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п.13 Положения).

 

Справочно

Срок проведения внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта не может превышать при проведении проверок:

• индивидуальных предпринимателей, нотариусов, лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, - 15 рабочих дней;

• иных проверяемых субъектов - 30 рабочих дней (часть первая п.26 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. из части первой п.26 Положения слово «контрольной» исключено Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376.

 

Для проведения внеплановой проверки руководитель территориального подразделения Департамента выдает государственному инспектору труда либо руководителю проверки (при проведении проверки группой проверяющих) предписание, в котором, в частности, указываются:

• исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

• проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке;

• срок проведения проверки (дата начала и окончания) (абзацы 7-9 части третьей п.24 Положения).

Оформление результатов проверки

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок указываются, в частности:

• результаты проверки по каждому вопросу, подлежащему проверке, в соответствии с предписанием на проведение проверки;

• описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

• должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений (пп.59 и 60 Положения).

По результатам рассмотрения акта проверки при наличии оснований уполномоченным должностным лицом территориального подразделения Департамента выдается предписание на устранение выявленных в ходе проверки нарушений с указанием сроков устранения (часть первая п.73 Положения).

Как правило, при определении сроков устранения выявленных нарушений уполномоченное должностное лицо руководствуется реальным сроком, который необходим для его устранения, за исключением нарушений законодательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан (работающих) (такие работы (либо единица оборудования) приостанавливаются немедленно и до устранения данного нарушения).

Ответственность

По результатам проведенной проверки по заявлению проверяемого субъекта на основании локального нормативного акта Департамента об осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда в случае выявления нарушений законодательства должностные лица организации к административной ответственности не привлекаются.

Данное обстоятельство способствует тому, что при проведении проверки должностные лица проверяемого субъекта более активно сотрудничают с проверяющими, уточняют интересующие их вопросы, повышая тем самым свой профессиональный уровень.

По окончании проверки руководитель организации получает необходимую информацию о состоянии работы по охране труда, а также выясняет, чьи действия (бездействие) привели к нарушениям (при их наличии).

 

Справочно

По данным Департамента за 9 месяцев 2015 года в организациях республики было проведено 1 246 внеплановых проверок по соблюдению работодателями законодательства о труде и об охране труда по заявлению субъекта.

Из указанных статистических данных следует, что руководители организаций в целях объективной оценки состояния охраны труда в организации активно пользуются данным видом проверок.

 

30.11.2015

 

Александр Ворон, первый заместитель начальника Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь