


Материал помещен в архив
ВНЕСЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В УСТАВНЫЙ ФОНД: ПРАВИЛЬНО УЧИТЫВАЕМ ПРОИЗВЕДЕННЫЕ РАСХОДЫ
![]() |
Ситуация Учредитель частного унитарного предприятия «В» (далее - ЧУП «В») приобрел за пределами Республики Беларусь и ввез на территорию Республики Беларусь транспортные средства с целью внесения их в уставный фонд ЧУП «В». Согласно подп.1.9 п.1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6) освобождаются от ввозных таможенных пошлин товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь в качестве неденежного вклада в уставный фонд коммерческих организаций, с даты изготовления которых прошло не более 5 лет, классифицируемые согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях (далее - товары), определенных Декретом № 6. Указанное освобождение предоставляется в установленном Декретом № 6 порядке в случае ввоза на территорию Республики Беларусь товаров для формирования и (или) увеличения уставного фонда коммерческой организации. При увеличении уставного фонда коммерческой организации освобождение предоставляется после государственной регистрации в установленном порядке изменений и (или) дополнений в учредительные документы в связи с увеличением уставного фонда коммерческой организации за счет внесения учредителями (участниками) товаров в качестве неденежного вклада. Поскольку применить освобождение, установленное подп.1.9 п.1 Декрета № 6, возможно только после регистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы, транспортные средства были помещены ЧУП «В» на склад временного хранения в зоне таможенного контроля. Учредителем принято решение об увеличении уставного фонда ЧУП «В». Проведена государственная регистрация этих изменений и дополнений в учредительные документы. Стоимость неденежного вклада, вносимого в уставный фонд, в обязательном порядке подлежит оценке. Оценка должна проводиться до внесения данного вклада в уставный фонд юридического лица (пп.21, 22 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615 (далее - Положение № 615)). Затем ЧУП «В» заключило договор на проведение независимой оценки неденежного вклада в уставный фонд и оплатило услуги по оценке. Далее ЧУП «В» осуществило процедуру выпуска транспортных средств в свободное обращение и оплатило республиканскому унитарному предприятию «Белтаможсервис» услуги по составлению и представлению грузовых таможенных деклараций, расходы по хранению транспортных средств в зоне таможенного контроля, а также в бюджет уплатило сбор за таможенное оформление. В грузовой таможенной декларации получателем транспортных средств значится ЧУП «В». Кто в изложенной ситуации должен оплатить (уплатить) (ЧУП «В» либо учредитель (физическое лицо)): • услуги по таможенному оформлению; • услуги по хранению транспортных средств в зоне таможенного контроля; • сбор за таможенное оформление груза; • государственную пошлину за регистрацию изменений в уставный фонд; • услуги по оценке транспортных средств, подлежащих внесению в уставный фонд. Учитывая, что услуги, пошлина, сбор за таможенное оформление оплачены (уплачены) ЧУП «В», какие из этих расходов ЧУП «В» может: • учесть при исчислении налога на прибыль; • включить в первоначальную стоимость автомобиля, поступившего в ЧУП «В» в качестве вклада в уставный фонд? В случае если определенные расходы должен был понести учредитель, возникает ли у него объект для обложения подоходным налогом?
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
Обязанность по уплате сбора за таможенное оформление и услуг по таможенному оформлению возлагается на декларанта
В соответствии с п.4 ст.72 Таможенного кодекса таможенного союза плательщики таможенных сборов определяются данным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Пунктом 2 ст.101 Закона РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» установлено, что обязанность по уплате таможенных сборов возникает:
• по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций - при регистрации таможенным органом таможенной декларации (подп.2.1);
• по уплате иных таможенных сборов - при обращении лица в таможенный орган в целях совершения таким таможенным органом юридически значимых действий (подп.2.2).
Обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций возникает у декларанта (подп.3.1 п.3 ст.101 названного Закона).
В рассматриваемой ситуации при ввозе грузовых автомобилей на территорию Республики Беларусь ЧУП «В» выступает в качестве получателя и декларанта, так как право на применение льгот по таможенным платежам, установленным подп.1.9 п.1 Декрета № 6, имеют исключительно коммерческие организации, у которых формируется (увеличивается) уставный фонд. Данное право не предоставлено учредителям (участникам) коммерческой организации.
В силу вышеизложенного полагаем, что обязанность уплаты таможенных сборов, а также оплаты услуг, связанных с таможенным оформлением (проведением таможенных операций), лежит на декларанте - ЧУП «В».
Государственная пошлина за государственную регистрацию изменений в устав уплачивается частным унитарным предприятием «В» и включается в состав затрат по производству и реализации
Организации, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам или частным нотариусам, признаются плательщиками государственной пошлины (ст.248 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З (далее - Закон № 159-З) изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), признается объектом обложения государственной пошлиной (подп.1.9 п.1 ст.249 НК).
Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации (п.16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение № 1)).
Заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица (п.19 Положения № 1).
Следовательно, обращение за регистрацией вносимых в устав изменений осуществляет само юридическое лицо, а не его участник (учредитель). Государственная пошлина должна также уплачиваться юридическим лицом, в устав которого вносятся изменения.
Суммы государственной пошлины включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (п.1 ст.260 НК).
Расходы по оплате услуг по обязательной оценке неденежного вклада, вносимого в уставный фонд, должен нести учредитель
При внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным (оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада). При этом обязательная оценка должна проводиться до совершения соответствующей сделки (абзац 4 п.21 и п.22 Положения № 615).
Заинтересованным лицом, в пользу которого проводится независимая оценка стоимости неденежного вклада, вносимого в уставный фонд юридического лица, является учредитель (участник) данного юридического лица, вносящий неденежный вклад в уставный фонд созданного им (с его участием) юридического лица.
Как видим, нести расходы по оценке имущества, вносимого в уставный фонд, должен учредитель.
Соответственно, ЧУП «В» суммы денежных средств, связанные с оплатой услуг по проведению оценки стоимости транспортных средств, не вправе отнести на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.
Услуги по таможенному оформлению, хранению в зоне таможенного контроля и таможенные сборы включаются в первоначальную стоимость транспортных средств
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26). Перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость приобретенных основных средств, приведен в п.10 Инструкции № 26 и включает в себя:
• стоимость приобретения основных средств;
• таможенные сборы и пошлины;
• проценты по кредитам и займам;
• затраты по страхованию при доставке;
• затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Организации, учитывая специфику своей деятельности, вправе самостоятельно определять иные затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств и непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию.
В рассматриваемой ситуации в первоначальную стоимость основных средств могут быть включены оплаченные ЧУП «В» расходы:
• стоимость услуг по таможенному оформлению и хранению транспортных средств в зоне таможенного контроля;
• сбор за таможенное оформление груза.
Такие расходы, как государственная пошлина за внесение изменений и дополнений в учредительные документы, услуги по обязательной оценке неденежного вклада, вносимого в уставный фонд, в первоначальную стоимость основных средств не включаются, поскольку они не связаны с приобретением, доставкой, установкой, монтажем основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Сумма расходов по оценке автомобиля, оплаченная частным унитарным предприятием «В», является доходом учредителя
В рассматриваемой ситуации решение об увеличении уставного фонда ЧУП «В» за счет внесения дополнительного неденежного вклада (транспортных средств) принималось его учредителем; все права на транспортные средства (объекты оценки) до момента их внесения в уставный фонд также принадлежали учредителю. Частное унитарное предприятие «В» выступило в качестве заказчика услуг по проведению независимой оценки стоимости транспортных средств на основании решения учредителя.
Поскольку лицом, непосредственно заинтересованным в услугах по оценке транспортных средств, являлся учредитель, в случае их оплаты унитарным предприятием у учредителя - физического лица возникает доход для целей обложения подоходным налогом с физических лиц. При этом следует учитывать подп.1.19 п.1 ст.163 НК, согласно которому освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп.1.101 п.1 ст.163 НК), получаемые от организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в размере, не превышающем 11 430 000 бел.руб., от каждого источника в течение налогового периода.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В 2018 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, указанные в подп.1.19 п.1 ст.163 НК, получаемые от: В 2019 году от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп.14, 29 и 30 ст.208 НК), полученные от (п.23 ст.208 НК в редакции Закона № 159-З): |
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п.8 ст.175 НК).
При получении доходов в натуральной форме дата фактического получения дохода определяется как день передачи доходов в натуральной форме (подп.1.3 п.1 ст.172 НК). Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам.
Налоговые агенты обязаны перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с доходов, полученных плательщиком в натуральной форме, не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц (п.9 ст.175 НК).
02.07.2014
Игорь Алексеев, экономист