Пособие от 05.03.2015
Автор: Лимож Н., Косович М.

Внутренний контроль при осуществлении финансовых операций как мера по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения


 

Материал помещен в архив

 

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК МЕРА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

Республика Беларусь, являясь полноправным членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), активно внедряет в правовую систему требования международных стандартов, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и распространению оружия массового поражения.

Международные стандарты устанавливает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ, FATF).

 

Справочно

ФАТФ - межправительственная организация, разрабатывающая международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и иным угрозам целостности международной финансовой системы.

 

Новая редакция стандартов ФАТФ, принятых в феврале 2012 г. и сохранивших преемственность базовых положений предыдущих версий, направлена, главным образом, на их детализацию и расширение сферы действия путем установления комплексной и последовательной структуры мер, которые странам следует принять для формирования эффективного режима противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения.

В целях повышения эффективности законодательных мер борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения в Республике Беларусь принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов.

Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»

Основополагающим законодательным актом, в соответствии с которым формируется система мер по противодействию легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, а также направлению средств на финансирование террористической деятельности и на распространение оружия массового поражения, является Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее - Закон № 165-З).

Закон № 165-З определяет правовые и организационные основы государственной политики в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

К мерам по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения относятся:

• внутренний контроль.

 

Справочно

Внутренний контроль - совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции (абзац 3 части первой ст.1 Закона № 165-З);

 

• особый контроль;

• приостановление перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь с учетом требований, предусмотренных законодательством Таможенного союза;

• запрет на информирование участников финансовой операции о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, если иное не предусмотрено Законом № 165-З;

• иные меры в соответствии с законодательными актами (ст.4 Закона № 165-З).

Основным принципом разработки правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации, операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности или финансированием распространения оружия массового поражения.

В целях обеспечения стабильности банковской системы Республики Беларусь, защиты ее от проникновения преступных капиталов при разработке правил внутреннего контроля законодатель учел международный опыт, рекомендации FATF (размещены на официальном сайте FATF в сети Интернет по адресу: www.fatf-gafi.org) и Базельского комитета по банковскому надзору (размещены на официальном сайте Базельского комитета по банковскому надзору www.bis.org./bcbs/).

Так, в Законе № 165-З закрепляются положения о том, что внутренний контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, предполагающего разработку и реализацию лицами, осуществляющими финансовые операции, процедур управления (выявления, оценки, мониторинга, контроля, ограничения (снижения)) рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Риск-ориентированный подход предполагает применение расширенных мер внутреннего контроля при наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, и применение упрощенных мер внутреннего контроля при наличии низкой степени такого риска в порядке, установленном правилами внутреннего контроля (часть первая ст.5 Закона № 165-З).

При этом Законом № 165-З предусматривается, что правила внутреннего контроля определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом общих требований, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, а банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (далее - ОАО «Банк развития Республики Беларусь»), лизинговыми организациями - также с учетом требований, определяемых Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) (часть вторая ст.5 Закона № 165-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2020 г. правила внутреннего контроля определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом общих требований, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, и требований к правилам внутреннего контроля, определяемых государственными органами, государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий», осуществляющими контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в соответствии со ст.16 Закона № 165-З (часть вторая ст.5 Закона № 165-З в редакции Закона Республики Беларусь от 13.05.2020 № 14-З, далее - Закон № 14-З).

 

Правила внутреннего контроля должны включать:

• процедуры управления рисками;

• порядок применения мер внутреннего контроля с учетом выявленных рисков;

• порядок приостановления финансовой операции в случае, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, финансирующее террористическую деятельность, распространяющее или финансирующее распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц;

• порядок осуществления мониторинга денежных (банковских, почтовых) переводов в (из) государство (на (с) территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

 

Справочно

Порядок определения перечня указанных государств (территорий) и его опубликования установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2014 № 1193 «О порядке определения перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, и порядке его опубликования»;

 

• порядок идентификации участников финансовой операции и обновления (актуализации) сведений о них;

• порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю;

• порядок осуществления мониторинга финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица;

• порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации;

• требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц;

• критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций (часть третья ст.5 Закона № 165-З).

Правила внутреннего контроля для банков дополнительно должны включать следующие требования:

• критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые могут являться основаниями для отказа в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), критерии отказа в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращения или приостановления оказания услуг посредством этой системы;

• порядок информирования клиента о приостановлении банками финансовой операции и об отказе в ее осуществлении, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме (часть четвертая ст.5 Закона № 165-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2020 г. абзац 1 части четвертой ст.5 Закона № 165-З изложен в новой редакции Законом № 14-З: «Правила внутреннего контроля для Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», а также для открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» в части осуществления им отдельных банковских операций должны включать:».

 

Законодатель предоставил лицам, осуществляющим финансовые операции (в т.ч. банкам), право отказывать участникам финансовой операции в ее осуществлении либо приостанавливать осуществление финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), если финансовая операция соответствует критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций (абзац 11 части первой, часть четвертая ст.6 Закона № 165-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2020 г. следует руководствоваться абзацем 11 части первой ст.6 Закона № 165-З в редакции Закона № 14-З: при осуществлении внутреннего контроля лица, осуществляющие финансовые операции, в соответствии с законодательством обязаны «принимать меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, в случаях, определенных статьей 91 настоящего Закона, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, и с учетом требований, определяемых государственными органами, государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий», осуществляющими контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в соответствии со статьей 16 настоящего Закона».

 

Данное правовое регулирование направлено на реализацию стандартов ФАТФ, согласно которым в тех случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования по надлежащей проверке клиентов и мониторингу деловых отношений, оно обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку или оно обязано прекратить деловые отношения и ему следует рассмотреть вопрос о направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в отношении этого клиента.

Также в Законе № 165-З закрепляются положения о том, что критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые могут являться основаниями для отказа в осуществлении финансовой операции, определяются банками с учетом особенностей их деятельности из числа критериев и признаков, устанавливаемых Нацбанком, а дополнительные критерии и признаки могут определяться ими с предварительным уведомлением Нацбанка не позднее чем за 1 месяц до их введения в действие. Нацбанк в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления вправе направить банку свои мотивированные возражения. В этом случае критерии и признаки, в отношении которых высказаны возражения, в действие не вводятся (части четвертая и пятая ст.5 Закона № 165-З).

Помимо Закона № 165-З, общие требования к организации внутреннего контроля в банках закреплены в ст.1091 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК), детализированы в постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.11.2012 № 625 «Об утверждении Инструкции об организации системы внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 марта 2024 г. действует Инструкция об организации корпоративного управления, утв. постановлением Правления Нацбанка от 21.02.2024 № 62.

 

Согласно части семнадцатой ст.1091 БК для осуществления внутреннего контроля банк обязан назначить должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, создать специальное подразделение по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, а также назначить должностных лиц и (или) создать постоянно действующее подразделение (подразделения) по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с характером и объемами осуществляемых банковских операций и иной деятельности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться ч.17 ст.1091 БК в ред. Закона от 12.07.2023 № 282-З.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2014 № 1249 «Об установлении общих требований к правилам внутреннего контроля»

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 августа 2023 г. следует руководствоваться приложением к постановлению № 1249 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 03.08.2023 № 512.

 

В целях реализации требований части второй ст.5 Закона № 165-З, касающихся полномочий Совета Министров Республики Беларусь устанавливать общие требования внутреннего контроля, Правительство Республики Беларусь 24 декабря 2014 г. приняло постановление № 1249 «Об установлении общих требований к правилам внутреннего контроля».

Названным постановлением установлены общие требования к правилам внутреннего контроля (далее - общие требования), а также признаны утратившими силу ранее действующие нормативные правовые акты, регулирующие данные правоотношения.

Необходимость принятия нового нормативного правового акта обусловлена (как отмечалось выше) принятием Закона № 165-З, расширившего сферу правового регулирования за счет включения требований международных стандартов, направленных на противодействие финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения.

В целом общие требования регулируют деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции при установлении рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. При этом данные лица определяют и классифицируют указанные риски, а также осуществляют оценку рисков, в т.ч. риска работы с клиентом, по шкале риска.

 

Справочно

Шкала риска не может состоять менее чем из 2 степеней (низкая, высокая) с учетом факторов, влияющих на повышение (понижение) степени рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.

 

Определено, что в зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, правила должны предусматривать соответствующие меры внутреннего контроля. В зависимости от степени риска работы с клиентом правила должны предусматривать порядок и периодичность осуществления мониторинга финансовых операций клиентов, их представителей.

Основные направления при применении мер внутреннего контроля установлены в п.4 общих требований и включают в себя:

• проведение идентификации участников финансовых операций в случаях, предусмотренных ст.8 Закона № 165-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2020 г. ст.8 Закона № 165-З изложена в новой редакции Законом № 14-З;

 

• мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, в соответствии с установленным правилами порядком работы с информацией об этих лицах.

 

Справочно

В целях реализации указанной нормы банки осуществляют закупку (актуализацию) соответствующего программного обеспечения;

 

• мониторинг денежных (банковских, почтовых) переводов в (из) государство (на (с) территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

• выявление, документальное фиксирование финансовой операции, подлежащей особому контролю, и представление соответствующих сведений в орган финансового мониторинга;

• приостановление и (или) отказ в осуществлении финансовой операции, отказ от выполнения поручения отправителя (плательщика), отказ в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

 

Справочно

Порядок приостановления и возобновления финансовой операции должен предусматривать сроки и механизм принятия соответствующих мер лицом, осуществляющим финансовую операцию;

 

• хранение на бумажном и (или) электронном носителях в течение 5 лет со дня совершения финансовой операции сведений и документов (их копий), полученных в результате идентификации клиентов, их представителей, а также иных сведений и документов.

В целях фиксирования данных, полученных при проведении идентификации клиентов и их представителей (при отсутствии клиента), п.5 общих требований определяет порядок проведения анкетирования, а в соответствии с п.6 общих требований установлено, что правила должны предусматривать сроки и порядок обновления (актуализации) информации о клиентах, их представителях и выгодоприобретателях (при наличии).

Правила должны содержать критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, учитывающие требования типовых правил, утвержденных уполномоченными государственными органами, а для банков - также с учетом требований, определяемых Нацбанком (п.7 общих требований).

 

Справочно

Требования к организации системы управления рисками в банках установлены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.10.2012 № 550 «Об утверждении Инструкции об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах».

 

В п.8 общих требований установлены порядок и способы документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю. Целью документального фиксирования финансовой операции, подлежащей особому контролю, в т.ч. финансовой операции, вызывающей подозрение, является составление сообщения ответственному должностному лицу об этой операции для принятия им решения о направлении (ненаправлении) специального формуляра в орган финансового мониторинга.

Организация системы внутреннего контроля должна обеспечивать конфиденциальность информации о финансовых операциях, участниках финансовых операций, о мерах, принимаемых лицом, осуществляющим финансовые операции, в целях предотвращения и выявления указанных выше финансовых операций, а также должна предусматривать порядок хранения сведений и документов (их копий) с учетом обеспечения возможности своевременного доступа к ним органа финансового мониторинга, уполномоченных государственных органов и органов уголовного преследования.

Немаловажным условием является включение в правила требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц, а также лиц, осуществляющих финансовые операции, которые не являются организациями, в компетенцию которых входит осуществление мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь»

С целью реализации поручения на установление требований к правилам внутреннего контроля банков, содержащегося в ст.19 Закона № 165-З, на основании части второй ст.5 указанного Закона Правление Нацбанка приняло постановление от 24.12.2014 № 818 (далее - постановление № 818), которым утвердило Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее - Инструкция).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 марта 2024 г. следует руководствоваться вышеназванной Инструкцией с изменениями, внесенными постановлением № 62.

 

В связи с расширением Законом № 165-З субъектного состава лиц, подконтрольных Нацбанку в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, действие Инструкции распространяется на банки, небанковские кредитно-финансовые организации и ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

Пунктом 17 Инструкции небанковским кредитно-финансовым организациям и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставлено право самостоятельно определять только часть факторов, повышающих (понижающих) степень риска работы с клиентом, и признаков подозрительности, которые характерны для их направлений деятельности.

С целью нормативного урегулирования в п.2 Инструкции даны определения терминам «агенты по идентификации», «анкета клиента», «верификация», «идентификация», «представитель клиента», «клиент, осуществляющий разовую операцию», «специальное подразделение» и другие термины, которые используются в установленных значениях для целей Инструкции.

Пунктом 9 Инструкции определена подчиненность руководителя специального подразделения (структурного подразделения банка, в компетенцию которого входит осуществление мер в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения) - руководителю банка (его заместителю) либо должностному лицу, ответственному за внутренний контроль в банке.

На современном этапе развития банковских технологий эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового поражения - процесс высокотехнологичный, банки должны иметь специализированное программное обеспечение. К таким программным комплексам относится и электронная база данных анкет клиентов, которая позволяет накапливать идентификационные данные о клиенте, его подозрительных финансовых операциях, рассчитывать степень риска работы с клиентом в целях применения риск-ориентированного подхода. Следует отметить, что банками поэтапное внедрение электронных баз данных анкет клиентов начато с 2008 г.

Инструкцией определены:

• случаи, при которых проводится анкетирование клиентов банка (п.39);

• требования к форме анкеты (стандартная и расширенная) и перечень указываемых в ней сведений (пп.42 и 43);

• случаи, при которых заполняется анкета расширенной формы (п.44);

• требования к электронной базе анкет клиентов (ведение истории анкет клиентов, их обновления (актуализации), наличие поисковых систем, позволяющих делать выборку (фильтр) анкет клиентов, проверка нахождения клиентов в списках террористов, отображение информационных связей между клиентами) (п.48);

• требования по доступу работников банка и ограничение распространения и (или) предоставления информации, содержащейся в электронной базе данных анкет клиентов (пп.45 и 47).

С целью унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации, Инструкцией установлены квалификационные требования к ответственным должностным лицам, работникам специального подразделения (п.69). Аналогичные требования установлены и Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 09.08.2004 № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».

В настоящее время при выявлении финансовых операций, подлежащих особому контролю, банки руководствуются 55 признаками подозрительности. Инструкцией оптимизирована система признаков подозрительности финансовых операций. На основании анализа количества направленных банками в орган финансового мониторинга сообщений о подозрительных финансовых операциях в разрезе признаков подозрительности некоторые признаки были исключены из Инструкции в силу незначительного их количества на протяжении длительного периода времени. Одновременно, основываясь на банковской практике, Инструкция дополнена новыми признаками подозрительности финансовых операций:

а) систематическое осуществление клиентом в течение анализируемого периода финансовых операций по счетам, доступ к которым обеспечивается банковской платежной карточкой, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности такие финансовые операции вызывают подозрения, что они осуществляются в целях получения экономически необоснованных доходов либо занижения процентных расходов клиента, и обусловлены отдельными свойствами продукта и (или) особенностями законодательства (подп.60.39 п.60).

С развитием розничного бизнеса, расширением линейки депозитных и кредитных продуктов с использованием платежных карточек банки столкнулись с ситуацией, когда физические лица, используя в рамках законодательства особенности работы платежных систем, отражения в бухгалтерском учете банков операций по счетам с использованием платежных карточек и начисления процентов по счетам, получают необоснованный доход;

б) осуществление клиентом банка финансовой операции по переводу денежных средств, если у банка имеется информация о причастности банка, в т.ч. банка-нерезидента, в котором открыт счет получателя денежных средств, либо получателя денежных средств к незаконным финансовым операциям или применении к ним санкций за их совершение (подп.60.40 п.60);

в) осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по текущему (расчетному) банковскому счету с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента) (подп.60.41 п.60);

г) в целях пресечения фактов обналичивания денежных средств со счетов индивидуальных предпринимателей, не связанных с предпринимательской деятельностью, Нацбанком совместно с Министерством по налогам и сборам и Комитетом государственного контроля разработан признак подозрительности: разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление индивидуальным предпринимателем финансовых операций на общую сумму, равную или превышающую 500 базовых величин, по снятию наличных денежных средств, перечислению денежных средств на счета физических лиц, в т.ч. доступ к которым обеспечивается банковской платежной карточкой, при отсутствии платежей по текущему (расчетному) банковскому счету индивидуального предпринимателя, связанных с осуществлением его предпринимательской деятельности.

Этот признак используется в течение 6 месяцев со дня открытия в банке индивидуальным предпринимателем текущего (расчетного) банковского счета (подп.60.42 п.60 Инструкции).

 

Справочно

В 2013 г., по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели обналичивали в месяц суммы до 3,4 млрд.бел.руб. по одному счету;

 

д) приобретение иностранной валюты в сумме, превышающей 500 базовых величин, малолетним либо несовершеннолетним лицом, а также физическим лицом, достигшим пенсионного возраста, которые с высокой степенью вероятности не в состоянии получать необходимый для подобных операций доход (подп.60.43 п.60).

Руководствуясь частью пятой ст.5 Закона № 165-З, закрепляющей положение о том, что Нацбанк устанавливает критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые могут являться основаниями для отказа в осуществлении финансовой операции, п.66 Инструкции определен перечень критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, при выявлении которых банк вправе принять решение об отказе в ее осуществлении, отказе в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращении или приостановлении оказания услуг посредством этой системы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2020 г. следует руководствоваться частью пятой ст.5 Закона № 165-З в редакции Закона № 14-З.

 

В связи с предоставлением банкам прав на принятие решения о приостановлении либо отказе клиентам в осуществлении финансовой операции, отказе в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращении или приостановлении оказания услуг посредством этой системы Инструкцией определен порядок уведомления банками Нацбанка об установлении в правилах внутреннего контроля дополнительных критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, которые могут служить основанием для отказа клиенту в совершении финансовой операции (часть вторая п.66).

На основании правоприменительной практики отдельные положения Инструкции дополнены следующими позициями:

• работникам специальных структурных подразделений предоставлено право выявлять подозрительные операции на стадии последующего контроля (п.13);

• предусмотрена возможность не обновлять анкету клиента, если по его счету не проводятся активные операции и отсутствует связь с этим клиентом (п.58).

Принятие постановления № 818 повлекло отмену постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2008 № 34 «Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности».

В целом принятые нормативные правовые акты позволят повысить эффективность системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

 

05.03.2015

 

Николай Лимож, юрист

Михаил Косович, юрист